Снежана Беккер
Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности «Игровой стретчинг»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка ___ 3
2. Актуальность программы ___ 4
3. Цель программы, задачи, ожидаемые результаты ___5
4. Календарный учебный график ___ 7
5. Учебный план ___ 8
6. Этапы реализации программы ___ 9
7. Возрастные особенности детей ___ 12
8. Тематическое планирование ___ 13
9. Оценочные и методические материалы ___17
10. Список использованной литературы___20
1. Пояснительная записка
«Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение – это
растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела
Публикация «Дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности „Игровой стретчинг“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игровой стретчинг
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
– растяжка. Растяжки – это гибкость, гибкость – это
молодость, молодость – это здоровье, активность,
хорошее настроение, раскрепощённость,
уверенность в себе.»
Е. И. Зуев «Волшебная сила растяжки»
Игровой стретчинг – оздоровительная методика, основанная на естественных растяжках, направлена на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия. Методика позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, что бы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Дети изображают различных животных и выполняют упражнения в сопровождении определённых отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр и театрализованной деятельности. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, внимание, быстроту реакции, ориентировку в движении и в пространстве. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга.
Дополнительная образовательная программа «Игровой стретчинг» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
• СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Данная программа имеет Физкультурно-оздоровительную направленность.
Программа направлена на:
• Развитие двигательной активности, гибкости, выносливости у детей дошкольного возраста с использованием игрового стретчинга;
• Воспитание у детей интереса к занятиям стретчингом путем создания положительного эмоционального настроя;
• Совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений;
• Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Актуальность программы
Задача сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной в работе ДОУ. Ее успешное решение во многом зависит от внедрения современных средств оздоровления в систему физического воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание привлекает методика игрового стретчинга. Задача стретчинга состоит в развитии гибкости, подвижности суставов, укрепление мышц без нагрузки на позвоночник, мягкая растяжка. В результате занятий стретчингом у детей формируется правильная осанка, воспитанники «заряжаются энергией». Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы животных, сказочных персонажей и др. можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием их видов, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Актуальность данной программы заключается в том, что она, посвящена развитию и коррекции физических качеств детей, раскрытию творческих способностей.
Педагогическая целесообразность
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника. Все знают, что
заставить ребенка заниматься физическими упражнениями очень трудно. Но это необходимо, поскольку многие дети
сегодня постоянно испытывают дефицит движения. Методика игрового стретчинга состоит из целого ряда несложных упражнений, которые могут выполнить дети любого возраста. Именно поэтому она не имеет возрастных ограничений.
Стретчинг — комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, координацию, снижает эмоционально-психическое напряжение. Каждое занятие стретчинга – это новая сказка, которая проводится в игровой увлекательной форме и ориентирована как на физическое, так и на творческое развитие ребенка. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 мин. Упражнения каждого занятия подбираются с учетом пропорциональной занятости всех групп мышц. Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности.
Цель игрового стретчинга – реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. Развитие двигательной активности детей средствами здоровьесберегающих технологий;
3. Развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
4. Обогащать двигательный опыт для развития мышечной силы, гибкости, выносливости по средствам игрового стретчинга;
5. Развитие творческих способностей занимающихся:
- развивать мышление, воображение, познавательную активность, расширять кругозор;
- воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённость и творчества в движениях;
- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
6. Поддерживать инициативу детей в двигательной деятельности, эмоционального самовыражения, раскрепощённости и творчестве в движении.
Ожидаемые результаты.
На уровне ребенка:
• владеет навыками двигательного опыта, знает и выполняет основные виды движений стретчинга;
• удерживает статические позы: ребёнок 4–5лет –10 - 15 сек; ребёнок 5 – 6 лет – 15 - 20 сек;
• развиты мышечная сила, гибкость, выносливость координационные способности в соответствии с возрастными особенностями;
• в двигательной деятельности эмоционально самовыражается, раскрепощён в движении, участвует в игровом процессе;
• обладает развитым вниманием, памятью, воображением, поддерживает стойкий интерес в двигательно игровой деятельности;
• умеет двигаться и дышать в соответствии с характером музыки.
На уровне педагога
• создание системы занятий игрового стретчинга, направленного на оздоровление детей дошкольного возраста;
• повышение профессионального мастерства, самообразование, саморазвитие;
• поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах физкультурно-оздоровительной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
На уровне родителей
• повышение компетентности в вопросах развития двигательной деятельности дошкольников в физкультурно-оздоровительной работе по средствам игрового стретчинга;
• развитие интереса к упражнениям игрового стретчинга, к совместному выполнению их с детьми.
На уровне педагогических технологий
• обогащение методов, приемов и форм работы по развитию двигательной активности у детей дошкольного возраста.
• внедрение в образовательный процесс новой методики и технологий по здоровьесбережению.
Отличительные особенности
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы заключаются в самой структуре программы, в её содержательной части, в организационно-педагогической основе обучения:
- групповая форма работы в сочетании с индивидуальным подходом;
- обучение, развитие и воспитание на основе современных педагогических технологий личностно-ориентированной направленности, методов, форм, приёмов, способствующих наибольшей заинтересованности детей в этом виде деятельности, а также более полному раскрытию их творческого потенциала и формированию стремления к саморазвитию и дальнейшему самосовершенствованию.
За основу при составлении программы дополнительного образования «Игровой стретчинг» была взято методическое пособие Е. А. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг»; методика А. Г. Назаровой «Игровой стретчинг». Программа составлена в соответствии с современными нормативными актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Срок реализации программы
Срок реализации программы 1 год.
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы
Программа разработана для детей 4- 6 лет, комплектование кружка осуществляется по запросу родителей, наполняемость 10 человек. Малочисленность группы максимально обеспечивает эффективность образовательного процесса и индивидуальный подход к каждому ребенку. Настоящей программой предусматривается 32 занятий по 20 минут. Занятия проводятся во вторую половину дня, не нарушая непрерывную образовательную деятельность и другие режимные моменты. Форма организации занятия – групповая, индивидуально-групповая.
2. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года 09.11.2020 -20.06.2021
Продолжительность образовательного процесса 32 недели
Режим работы 1раза в неделю во вторую половину дня
Выходные Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации
Каникулы 01.01.2021 - 09.01.2021
Педагогическая диагностика 14.06.2021 - 18.06.2021
Количество занятий в неделю в месяц в год
1 4 32
Всего учебных недель – 32 недель.
Количество учебных дней – 32 дня.
Режим работы – 1 раза в неделю по 20 минут.
Всего часов – 32 учебных часа.
2.1. Учебный план:
Месяц Тема Количество часов Формы контроля
Октябрь Вводное занятие 1
Мониторинг развития двигательн
деятельности с элементами
игрового стретчинга 1
«Цыпленок и солнышко» 2 Контрольное занятие
Ноябрь
«Сказка про Утёнка» 2 «В поиске друзей» 2 Контрольное занятие
Декабрь
«В гостях у Дуба» 2 «Отдых у моря» 2 Контрольное занятие
Январь
«Зимняя сказка» 2
«Котёнок Снежок» 2 Контрольное занятие
Февраль
«Юноша и колдун» 2
«Прогулка в лесу» 2 Контрольное занятие
Март
«Волшебная палочка» 2
«Островки» 2 Контрольное занятие
Апрель
«Как у слонёнка хобот появился» 2
«Путешествие на сказочную планету» 2 Контрольное занятие
Май
«Мы за солнышком идем» 2 Контрольное занятие
Мониторинг развития двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга. 1
«Чему мы научились?» 1 Открытое занятие
Всего 32