Светлана Изгарская
Дополнительная образовательная программа для детей 5–7 лет «Край родной, навек любимый»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр имени В. Н. Татищева» с. Челно-Вершины
муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Структурное подразделение детский сад «Ромашка»
«КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ»
дополнительная образовательная программа
для детей 5 – 7 лет
срок реализации дополнительной
Публикация «Дополнительная образовательная программа для детей 5–7 лет „Край родной, навек любимый“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
образовательной программы 2 года
Автор: воспитатель
Изгарская Светлана Владимировна
село Челно-Вершины, 2014 год
УДК 37
ББК 74
И
Рецензенты:
д. п. н., профессор кафедры «Педагогики и методик преподавания» Тольяттинского государственного университета И. В. Руденко;
к. п. н., директор МБУ СОШ № 70 О. Б. Жигулёвцева.
Изгарская, С. В. Край родной, навек любимый : дополнительная образовательная программа / С. В. Изгарская // – Тольятти: Издательство ТГУ, 2014. – 42 с. : обл.
Дополнительная образовательная программа «Край родной, навек любимый» предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Содержит учебно-тематический план, формы занятий, их методическое обеспечение.
Программа адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Рекомендовано к изданию педагогическим советом ГБОУ СОШ с. Челно-Вершины СП детский сад «Ромашка».
ISBN © Оформление, Издательство Тольяттинского Государственного
Университета, 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» подчёркнута необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» также указывается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учётом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. В соответствии с этим документом основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Программа «Край родной, навек любимый» составлена в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».
Отличительной особенностью данной образовательной программы является интегрирование всех видов деятельности.
Вид программы : модифицированная.
Цель программы : формирование и развитие патриотических чувств к родному краю у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу, к культурному наследию своего народа, к природе родного края;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Срок реализации программы : 2 года (дети 5-7 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждой возрастной группе.
Программа разработана с учетом реализации в дошкольном учреждении всех доступных видов деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово-развлекательная деятельность, проектная деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социально-преобразующая деятельность, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность.
В программе отражены различные формы работы с детьми и родителями: занятия-путешествия, экскурсии, вечера памяти, встречи с ветеранами войны, акции, составление летописи, праздники, игры, выпуск литературных газет, конкурсы рисунков, стихов, викторины, КВН, родительские собрания.
Портрет идеально воспитанного дошкольника в результате реализации программы «Край родной, навек любимый» : любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Результаты работы по программе «Край родной навек любимый» у дошкольников изучаются с помощью методики Т. М. Масловой «Незаконченное предложение» с целью определения уровня патриотического воспитания дошкольников по конгитивно-интеллектуальному критерию.
Учебно-тематический план
Вводная беседа. Вступление.
Раздел 1. Я и моя семья.
1.1. Моё имя.
1.2. Мои родители.
1.3. Моя родословная.
1.4. Семейные традиции.
1.5. Семейные праздники.
1.6. Мои обязанности в семье.
1.7. Профессии моих родителей.
1.8. Я горжусь своим предком.
1.9. Защита проекта «Я и моя семья».
Раздел 2. Я и мой детский сад.
2.1. Мои права и обязанности.
2.2. История моего детского сада.
2.3. Первый заведующий и первые воспитатели.
2.4. Знаменитые выпускники нашего сада.
2.5. Традиции детского сада.
2.6. Защита проекта «Я и мой детский сад».
Раздел 3. Я и мой родной край.
3.1. Мой край на карте России.
3.2. История моего края.
3.3. Растительный и животный мир родного края.
3.4. Красная книга родного края.
3.5. Уникальные природные объекты.
3.6. Народы моего края.
3.7. Моё село.
3.8. Кем и чем славно моё село.
3.9. Моя улица и мой дом.
3.10. Защита проекта «Я и мой родной край».
Раздел 4. Россия – Родина моя.
4.1. Наша Родина.
4.2. Россия – многонациональное государство.
4.3. Россия в сказках.
4.4. Символы земли русской.
4.5. Государственная символика России.
4.6. Российская конституция.
4.7. Защитники Отечества.
4.8. Грозные годы войны.
4.9. Защита проекта «Россия – Родина моя».
Итоговое занятие. Фестиваль «Край родной, навек любимый».
ИТОГО: 72 занятия (35 теоретических, 37 практических).
Содержание программы
Вводная беседа. Вступление.
Раздел 1. Я и моя семья.
Тема 1.1. Моё имя.
Теоретическая работа: значение имени, история возникновения имён и фамилий, святые с моим именем, именины.
Самостоятельная работа: работа со сборником имён.
Тема 1.2. Мои родители.
Теоретическая работа: понятие родители, их социальная роль в семье, история знакомства родителей.
Практическая работа: рисунок родителей.
Самостоятельная работа: разучивание песен, стихов о мамах и папах.
Тема 1.3. Моя родословная.
Теоретическая работа: знакомство с понятиями генеология, родословная, род, родственники, поколение, потомки, предок.
Практическая работа: знакомство с собственной историей (семьи, рода, степени родства в семье, составление “ленты времени” своей жизни.
Самостоятельная работа: составление родословного древа, вместе с родителями разработка своего фамильного герба, подбор семейного девиза.
Тема 1.4. Семейные традиции.
Теоретическая работа: знакомство с понятием традиции, традиции в сказках и рассказах.
Практическая работа: рассказ на тему «Наши семейные традиции».
Самостоятельная работа: сочинение-рассуждение на тему: «Какие новые традиции можно ввести в моей семье?».
Тема 1.5. Семейные праздники.
Теоретическая работа: понятие семейные праздники, примеры семейных праздников.
Практическая работа: составление перечня праздников в своей семье.
Самостоятельная работа: организация праздника семейного отдыха.
Тема 1.6. Мои обязанности в семье.
Теоретическая работа: беседа об обязанностях детей в семье, их распределение.
Практическая работа: графическое изображение своих обязанностей.
Самостоятельная работа: подбор песен, стихов, рассказов.
Тема 1.7. Профессии моих родителей.
Теоретическая работа: понятие профессии, значение, место работы.
Практическая работа: презентация доклада на тему «Профессии моих родителей».
Самостоятельная работа: поиск информации, беседа с родителями, подготовка презентации на тему «Профессии моих родителей».
Тема 1.8. Я горжусь своим предком.
Теоретическая работа: знакомство с биографией своих предков.
Практическая работа: посещение и помощь пожилым людям.
Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своём предке.
1.9. Защита проекта «Я и моя семья».
Самостоятельная работа: разработка и подготовка проекта к защите.
Раздел 2. Я и мой детский сад.
Тема 2.1. Мои права и обязанности.
Теоретическая работа: установление в классе правил, нравственных норм, определяющих отношения учащихся к окружающим людям, друг к другу.
Практическая работа: диспут на тему «Мои права и обязанности в детском саду».
Самостоятельная работа: семейное знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.
Тема 2.2. История моего детского сада.
Теоретическая работа: знакомство с историей детского сада.
Практическая работа: конкурс рисунков «Мой детский сад в будущем».
Самостоятельная работа: рассказ на тему: «Что мне нравится в детском саду?».
Тема 2.3. Первый заведующий и первые воспитатели.
Теоретическая работа: виртуальное знакомство с первым заведующим и воспитателями (презентация).
Практическая работа: конкурсы на лучшее поздравление с Днем Дошкольного работника.
Самостоятельная работа: стихотворения поздравления с Днем Дошкольного работника.
Тема 2.4. Знаменитые выпускники нашего сада.
Теоретическая работа: виртуальное знакомство со знаменитыми выпускниками моего сада.
Практическая работа: коллективное творческое дело по составлению стенгазеты «Знаменитый выпускник нашего сада».
Самостоятельная работа: изготовление подарка, сочинение стихотворения, написание письма.
Тема 2.5. Традиции детского сада.
Теоретическая работа: традиции сада, традиции группы.
Практическая работа: коллективное творческое дело по составлению сборника «Традиции детского сада».
Самостоятельная работа: поиск информации для сборника.
Тема 2.6. Защита проекта «Я и мой детский сад».
Самостоятельная работа: разработка и подготовка проекта к защите.
Раздел 3. Я и мой родной край.
Тема 3.1. Мой край на карте России.
Теоретическая работа: города и села Самарской губернии на карте области, представление о территории области, городах и поселках. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования.
Практическая работа: работа с картой России, чтение и работа с текстом стихотворения о родном крае.
Самостоятельная работа: работа с картой России.
Тема 3.2. История моего края.
Теоретическая работа: История Самарской губернии. Самарская область в годы Великой Отечественной войны.
Практическая работа: просмотр документального фильма, чтение и работа с текстом стихов о родном крае.
Самостоятельная работа: чтение и работа с текстом стихов о родном крае.
Тема 3.3. Растительный и животный мир родного края.
Теоретическая работа: знакомство детей с одной из форм охраны природы — заповедниками, животный и растительный мир России, роль человека в охране природы, заповедники родного края - Жигулевский заповедник, представление о флоре и фауне области, разнообразие растений, значение растений в жизни человека, охрана растений, разнообразие животного мира, птицы нашего края, перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира.
Практическая работа: просмотр отрывков из документального фильма «Дикая природа России», загадки и ребусы о животных Жигулевского заповедника, работа над песней «Родные места»,экскурсия, викторина, отгадывание загадок, просмотр документальных фильмов.
Самостоятельная работа: рисование животного, которое соединяет в себе сразу несколько разных животных и отгадывание тех животных, которые спрятались в рисунке.
Тема 3.4. Красная книга родного края.
Теоретическая работа: Красная книга Самарской области (животные, растения, эндемики, реликты, зоологические памятники).
Практическая работа: отгадывание загадок, расшифровка ребусов, просмотр документального фильма.
Самостоятельная работа: работа с Красной книгой Самарской области (библиотека, Интернет).
Тема 3.5. Уникальные природные объекты.
Теоретическая работа: природные памятники родного края. Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами.
Практическая работа: просмотр документального фильма, виртуальная экскурсия.
Самостоятельная работа: чтение и работа с текстом стихотворения о родном крае.
Тема 3.6. Народы моего края.
Теоретическая работа: народы Поволжья, религия, культура, быт.
Практическая работа: прослушивание и работа над текстом песни «Родина моя», просмотр и обсуждение мультфильма «МультиРоссия», просмотр и обсуждение документальных фильмов о народах Поволжья, прослушивание народных песен.
Самостоятельная работа: поиск пословиц и поговорок народов Поволжья
Тема 3.7. Моё село.
Теоретическая работа: название села, история, символика, физико-географическая характеристика, интересные природные, архитектурные объекты в сопоставлении - старое и новое, изменения, происходящие на глазах, стройки, разрушения, знакомство с вопросом "Как мы узнаем о прошлом?".
Практическая работа: экскурсия, прослушивание песен о родном селе.
Самостоятельная работа: сочинения, рассказы «Моё село в будущем».
Тема 3.8. Кем и чем славно моё село.
Теоретическая работа: награды, экономика, промышленность, машиностроение, спорт, наука, культура, архитектура и достопримечательности села, известные люди, связанные с селом.
Практическая работа: прослушивание песни о селе, чтение стихов о родном селе, виртуальная экскурсия.
Самостоятельная работа: подготовка фотовыставки.
Тема 3.9. Моя улица и мой дом.
Теоретическая работа: рассказ детей о своем доме, о его отличительных чертах, достоинствах и недостатках, знакомство с названием улиц, расположением домов, историческими объектами на улицах, где проживают, интересными людьми, проживающими на этих улицах, знакомство с правилами поведения вне дома.
Практическая работа: рисунками ребят, выполненных в реалистичном или сказочном преставлении, экскурсии по улицам города, конкурс рассказов «Биография моей улицы».
Самостоятельная работа: подготовка рассказа «Биография моей улицы».
Тема 3.10. Защита проекта «Я и мой родной край».
Самостоятельная работа: разработка и подготовка проекта к защите.
Раздел 4. Россия – Родина моя.
Тема 4.1. Наша Родина.
Теоретическая работа: «Что стоит за ёмким словом «Родина». Необъятная Россия на карте мира. Москва - столица России. Стихи о России. Население России. Конституция Российской Федерации. Государственные символы.
Практическая работа: прослушивание песен о России, извлечение из них необходимой информации, прослушивание песен различных народов России, просмотр слайдов и фотографий Москвы, пейзажей русской природы.
Самостоятельная работа: поиск пейзажей русской природы.
Тема 4.2. Россия – многонациональное государство.
Теоретическая работа: Россия — крупнейшее государство мира. Россия — великое многонациональное государство. Состав России. Народы России. Русский язык. Культура народов России.
Практическая работа: прослушивание и работа над текстом песни «Родина моя», просмотр и обсуждение мультфильма «МультиРоссия», просмотр и обсуждение документальных фильмов о народах России, прослушивание народных песен, исполнение песни «Моя Россия» (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой).
Самостоятельная работа: чтение и работа с текстом басни Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
Тема 4.3. Россия в сказках.
Практическая работа: просмотр и обсуждение мультфильмов по сказкам народов России.
Самостоятельная работа: чтение сказок народов России.
Тема 4.4. Символы земли русской.
Теоретическая работа: знакомство с вечными символами России - русским лесом, русской кухней, русским народным промыслом, русской косой, русским конем, русским оружием, «Кремлевскими чудесами», Большим театром.
Практическая работа: отгадывание загадок о русском лесе, русской кухне, прослушивание и работа над текстом песни «Русское чудо» в исполнении Л. Зыкиной, просмотр фильмов о Дымковской и Богородской игрушках.
Самостоятельная работа: подбор и сочинение загадок о символах земли русской.
Тема 4.5. Государственная символика России.
Теоретическая работа: знакомство с государственной символикой Российской Федерации, ее функциями, значением символов и цветов в геральдике. Знакомство с историей возникновения первых гербов, с правилами создания гербов, с историей герба России, его изменениями в разные периоды истории Российского государства; знакомство с понятиями стяг, флаг, знамя, с историей возникновения первых флагов, значением цвета в геральдике, с историей флага России, его изменениями в разные периоды истории Российского государства; понятие гимн, история гимна Российского государства, его изменение в различные периоды истории.
Практическая работа: прослушивание и работа с текстом стихов о России, отгадывание загадок, викторина, работа с мозаикой, отгадывание кроссворда, прослушивание и работа с текстом стихотворения о российском флаге Николая Тихонова и гимнов России: «Боже, царя храни!», «Марсельезы», «Интернационала», Государственного гимна СССР, «Патриотической песни» Михаила Ивановича Глинки, гимна России.
Тема 4.6. Российская конституция.
Теоретическая работа: знакомство с понятиями закон, беззаконие, законопослушные граждане, Конституция, Федерация, Демократия, Президент, Государственная Дума, Правительство, права и обязанности, история Конституции, получение первых представлений о роли и значении закона в обществе,
Практическая работа: слушание и работа с текстом стихотворения о России, просмотр отрывков из мультфильмов и обсуждение героев с точки зрения нарушения или исполнения законов, игра «Зачеркни лишнее», слушание и работа с текстом стихотворения «Десять правил маленького россиянина»,деловая игра - «Создаем свои законы», просмотр отрывков из мультфильмов и выявление нарушений законов.
Самостоятельная работа: работа со статьями Конституции на основе сказок.
Тема 4.7. Защитники Отечества.
Теоретическая работа: защитники отечества, русские богатыри, русский солдат на войне 1812, Великая Отечественная война.
Практическая работа: чтение отрывков из русских былин, поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин», прослушивание «Военного марша» Г. Свиридова, отрывка из «Второго концерта» С. Рахманинова или «Богатырской симфонии»
А. Бородина, исполнение песни «Солдатушки – бравы ребятушки», песни «Богатырская наша сила», муз. А. Пахмутовой, стихи Н. Добронравова.
Самостоятельная работа: письмо, рисунки, сбор посылки солдату.
Тема 4.8. Грозные годы войны.
Теоретическая работа: исторические события 1941-1945 г., Самарская губерния и ее жители в годы войны, ветераны села.
Практическая работа: встреча с ветеранами, чтение стихов о войне, просмотр документального фильма, прослушивание песен военных лет, рассказ ребят о родственниках - участниках военных событий, тружениках тыла.
Самостоятельная работа: подготовка рассказа о родственниках - участниках военных событий.
Тема 4.9. Защита проекта «Россия – Родина моя».
Самостоятельная работа: разработка проекта, подготовка к защите.
Итоговое занятие. Фестиваль «Край родной, навек любимый».
Практическая работа: участие в фестивале.
Список литературы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М. - 2006.
2. Данилюк, Я. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Российская академия образования. - М. : Просвещение. - 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» / Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов // - М. - 2011.
4. Агапова, И., Давыдова, М. Патриотическое воспитание в школе. / И. Агапова, М. Давыдова // – М. : Айрис-пресс, - 2002. – 224 с.
5. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко. //Народное образование, - 2005. - №4 – 23 с.
6. Гасанов, З. Т. Патриотическое воспитание граждан / З. Т. Гасанов // – М. - 2005. - №6 – 59 с.
7. Историческое краеведение / под ред. Г. Н. Матюшина // — М. - 1980.
8. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов // – М. : Педагогика, 1989. - 160 с.
9. Варанкина, Л. И. Моя родословная / Л. И. Варанкина // – Курганск. - 2001.