МААМ-картинки

Дополнительная дошкольная образовательная программа «Юный художник» в старшей группе

Валентина Неизвестных
Дополнительная дошкольная образовательная программа «Юный художник» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно – образова-тельного характера.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.

Публикация «Дополнительная дошкольная образовательная программа „Юный художник“ в старшей группе» размещена в разделах

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития.

В данной программе большое внимание уделено различным нетрадиционны техникам рисования, которые демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Актуальность.

Заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:

• Умение одухотворять живую и неживую природу

• Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира

• Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им

• Стремление заботиться о других

• Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное

• Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним

• Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства

• С другой стороны, ребёнок набирается опыта изо деятельности:

• Учится быть оригинальным

• Учится использовать средства выразительности

• Учится давать оценку своей и чужой деятельности

• Учится проявлять инициативу, самостоятельность

• Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник

Основная цель программы.

Создание условий для развития мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования. Развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира путем приобщения их к творческому процессу.

Задачи (средняя группа 4-5 лет):

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Создавать условия для освоения цветовой палитры; развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах деятельности; воспитание художественного вкуса и чувства гармонии, формировать потребность в самоорганизации (положительная самооценка, аккуратность, бережливость).

Второй год обучения направлен на базовую подготовку детей: расширение знаний и умений на основе имеющихся.

Задачи (старшая группа 5-6 лет):

Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;

Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;

Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Новизна и отличительные особенности программы.

Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В группе имеется весь необходимый изобразительный материал, место для детских работ.

Техника рисования.

В ходе реализации программы, дети знакомятся со следующими техниками рисования:

Кляксография с трубочкой;

Рисование пальчиками;

Рисование ладошкой;

Тычок жесткой полусухой кистью;

Оттиск печатками;

Скатывание бумаги;

Рисование манкой;

Оттиск поролоном;

Оттиск пенопластом;

Восковые мелки + акварель;

Свеча и акварель;

Отпечатки листьев;

Волшебные веревочки;

Кляксография;

Монотопия;

Печать по трафарету;

Граттаж;

Работа с гипсовыми формами;

Пластилинография;

Работа с бумагой (квиллинг, аппликация из салфеток, ватных дисков, декоративного материала; модульное оригами и др.)

Соленое тесто.

Принципы программы:

1. Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

2. Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

3. Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

4. Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

5. Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

6. Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

7. Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

8. Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);

Подходы и методы результативности программы:

• Систематические занятия.

• Игры, игровые приемы.

• Беседы, работа с наглядным материалом.

• Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

• Чтение и заучивание художественной литературы.

• Рассматривание репродукций картин.

• Организация и оформление выставок детских работ.

• Индивидуальная работа.

• Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Используемые методы позволяют:

• развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

• дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

• формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана для детей от 4 до 6 лет (2года).

Особенности организации образовательного процесса: группы формируются по возрасту и делятся на подгруппы:

Первый год обучения (средняя) 4-5 года;

Второй год обучения (старшая) – 5-6 лет;

Форма организации детей на занятии.

Групповая.

Форма проведения занятия.

Комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная).

Организация занятий кружка.

Основной формой работы являются групповые занятия.

Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью 20-25 минут. В год проводится 34 занятия. По окончанию каждого занятия организуются выставки детских работ для родителей. Педагогическая диагностика художественно – эстетических навыков детей (мониторинг) проводится два раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае.)

Направления работы.

Программа содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу. Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Качество детских работ зависит от:

• грамотного методического руководства со стороны взрослых;

• уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.)

• степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;

• развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения (средняя группа) 4-5 лет

№ Тема Техника рисования Целевые ориентиры

Сентябрь

1 «Горошки на зонтике» Техникой рисования (пальчика)

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками, учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук.

2 «Дорожка для колобка» Техникой рисования (пластилинография)

Познакомить детей со свойствами пластилина; упражнять детей в раскатывании столбиков и размазывании пластилина в направлении к выбранному объекту; развивать мелкую моторику, развивать связную речь.

3 «Разноцветный коврик» Рисование от кляксы. Учить рисовать пальцами любые линии от кляксы, вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы с красками.

Учить развивать чувство цвета и ритма.

4 «Коллективная работа, рисование листьев на дереве ватными палочкам» Рисование ватными палочками. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования осенних листьев, научить детей рисовать ватными палочками, совершенствовать навыки работы с гуашью.

Октябрь

1 «В мире грибов» Рисование пальчиками. Предложить рассмотреть картинку мухомора (обратить внимание на белые точки на шляпке гриба). На вырезанных из картона грибах они отсутствуют. Развивать воображение, мелкую моторику рук, художественное восприятие.

2 «Орехи для белочки» Рисование поролоновым тычком. Познакомить детей с гуашевыми красками; продолжать учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

3 «Листья с дерева летят» Пластилинография Учить ребенка отламывать кусочки пластилина от целого куска, прижимать их к маленьким веточкам в кроне дерева (понятие «верху», развивать мелкую моторику, связную речь; знакомить с двумя цветами (красным, желтым). Для детей помладше – с одним цветом, постарше – с тремя.

4 «Ягоды» Оттиск печатками из картофеля, моркови. Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля, моркови. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке. Используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции.

Ноябрь

1 «Облака» Оттиск мятой бумагой. Познакомить с приемом рисования мятой бумагой.

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Способствовать развитию детского творчества.

2 «Веточка рябины» Рисование ватными палочками. Учить рисовать на ветке ягодки (ватными палочками) и листики (пальчиками). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

3 «Осенний лес» Отпечатки осенних листьев. Познакомить с нетрадиционным способом рисования отпечаток осенними листьями.

Развивать чувство композиции и цветовосприятия.

Воспитать любовь к природе, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

4

«Птички на дереве» Тычок жесткой полусухой кистью. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать перья животных, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Декабрь

1 «Снежинка» Набрызги. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг». Развивать у детей творческие способности, эмоциональное отношение к художественному изображению зимней природы.

2 «В лесу родилась елочка» Рисование ладошкой, пальчиками Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности.

3 «Снег идет» Рисование ватными палочками. Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

4 «Зимняя ночь» Рисование мелом. Учить детей рисовать мелом на тонированной бумаге. Учить составлять композицию, дополняя основные компоненты рисунка своими деталями.

Январь

1 «Зимние узоры»

Свеча + акварель Познакомить с новой техникой рисования воском. Научить детей изображать зимние узоры при помощи свечи и акварели. Способствовать развитию творческого воображения, фантазии. Воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность, интерес к окружающей природе, прекрасному.

2 «Пушистый снег» Аппликация из ваты. Упражнять детей в умении скатывать шарики из ваты, размещать их на ветках деревьев, создавая «снег»; развивать пространственное мышление, мелкую моторику, восприятие образов на рисунке, эстетические чувства.

Февраль

1 «Я слепил снеговика»

Аппликация из ватных дисков. Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качства.

2 «Зайчики» Аппликация из ватных дисков. Учить детей работать с цветной бумагой, картоном, ватными дисками. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию.

Воспитывать у детей аккуратность в работе.

3 «Ветка ели» Рисование по мокрой бумаге. Учить детей видеть красоту окружающего мира. Развивать воображение, воспитывать аккуратность.

4 «Галстук для папы» Рисование пальчиками и ладошками. Формировать у детей представление о 23 февраля, как о празднике, когда поздравляют наших защитников- пап.

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Обогащать сенсорные впечатления на уровне ощущений и восприятия цвета.

Март

1 «Рыки в аквариуме» Пластилинография. Продолжать учить детей пользоваться пластилином скатывать шарик, сплющивать. Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином. Развивать детское творчество.

2 «Праздничный салют» Оттиск пробкой. Упражнять в печатании с помощью пробок. Развивать чувство композиции.

3 «Цветы для мамы» Рисование ладошками, пальчиками, печатками. Закрепить знакомые техники. Совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. Воспитывать аккуратность.

4 Коллективная работа «Солнышко» Рисование ладошками. Формировать у детей умение рисовать в нетрадиционной технике «ладошкой» (лучи солнца). Развивать творческие способности, воспитывать аккуратность в работе.

Апрель

1 «Разноцветные капельки» Кляксография - раздувание краски. Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм клякс. Учить дорисовывать детали объектов клякс, для придания им законченности и сходства с реальными образами, учить видеть необычное в обычном, развивать воображение, интерес к творческой деятельности.

2 «Ночь и звезды» Рисование манкой. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

3 «Ветка мимозы» Рисование ватной палочкой. Развивать чувство композиции. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много, качестве (пушистый) предмета.

4 «Цыпленок» Тычок жесткой кистью. Учить рисовать оперение цыпленка жесткой кистью. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность.

Май

1 «Осьми-ножки» Рисование ладошкой, ватными палочками. Учить превращать отпечатки ладоней в осьминогов. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

2 «Цветы для пчелки» Поролоновым тампоном и ватными палочками. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать цветы тампонами и ватными палочками на листе бумаги. Закрепить знания красного и зеленого цветов. Развивать воображение; воспитывать аккуратность.

3 «Гусеница на листочке» Оттиск пробкой. Упражнять в технике оттиск пробкой. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.

4 «Бабочка» Рисование ватными палочками, печатками. Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 2-цель и задачи 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы «Зернышко» - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 1. Пояснительная записка I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Кружок «Зернышко» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная дошкольная образовательная программа «Юный художник» в старшей группе
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 19:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная дошкольная образовательная программа «Юный художник» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Неизвестных в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД