Валентина Неизвестных
Дополнительная дошкольная образовательная программа «Юный художник» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно – образова-тельного характера.
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.
Публикация «Дополнительная дошкольная образовательная программа „Юный художник“ в старшей группе» размещена в разделах
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития.
В данной программе большое внимание уделено различным нетрадиционны техникам рисования, которые демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Актуальность.
Заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
• Умение одухотворять живую и неживую природу
• Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
• Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
• Стремление заботиться о других
• Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
• Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
• Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
• С другой стороны, ребёнок набирается опыта изо деятельности:
• Учится быть оригинальным
• Учится использовать средства выразительности
• Учится давать оценку своей и чужой деятельности
• Учится проявлять инициативу, самостоятельность
• Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник
Основная цель программы.
Создание условий для развития мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования. Развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира путем приобщения их к творческому процессу.
Задачи (средняя группа 4-5 лет):
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Создавать условия для освоения цветовой палитры; развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах деятельности; воспитание художественного вкуса и чувства гармонии, формировать потребность в самоорганизации (положительная самооценка, аккуратность, бережливость).
Второй год обучения направлен на базовую подготовку детей: расширение знаний и умений на основе имеющихся.
Задачи (старшая группа 5-6 лет):
Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;
Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;
Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Новизна и отличительные особенности программы.
Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В группе имеется весь необходимый изобразительный материал, место для детских работ.
Техника рисования.
В ходе реализации программы, дети знакомятся со следующими техниками рисования:
Кляксография с трубочкой;
Рисование пальчиками;
Рисование ладошкой;
Тычок жесткой полусухой кистью;
Оттиск печатками;
Скатывание бумаги;
Рисование манкой;
Оттиск поролоном;
Оттиск пенопластом;
Восковые мелки + акварель;
Свеча и акварель;
Отпечатки листьев;
Волшебные веревочки;
Кляксография;
Монотопия;
Печать по трафарету;
Граттаж;
Работа с гипсовыми формами;
Пластилинография;
Работа с бумагой (квиллинг, аппликация из салфеток, ватных дисков, декоративного материала; модульное оригами и др.)
Соленое тесто.
Принципы программы:
1. Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
2. Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
3. Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
4. Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
5. Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
6. Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
7. Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
8. Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);
Подходы и методы результативности программы:
• Систематические занятия.
• Игры, игровые приемы.
• Беседы, работа с наглядным материалом.
• Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
• Чтение и заучивание художественной литературы.
• Рассматривание репродукций картин.
• Организация и оформление выставок детских работ.
• Индивидуальная работа.
• Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Используемые методы позволяют:
• развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
• дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
• формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана для детей от 4 до 6 лет (2года).
Особенности организации образовательного процесса: группы формируются по возрасту и делятся на подгруппы:
Первый год обучения (средняя) 4-5 года;
Второй год обучения (старшая) – 5-6 лет;
Форма организации детей на занятии.
Групповая.
Форма проведения занятия.
Комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная).
Организация занятий кружка.
Основной формой работы являются групповые занятия.
Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью 20-25 минут. В год проводится 34 занятия. По окончанию каждого занятия организуются выставки детских работ для родителей. Педагогическая диагностика художественно – эстетических навыков детей (мониторинг) проводится два раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае.)
Направления работы.
Программа содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу. Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Качество детских работ зависит от:
• грамотного методического руководства со стороны взрослых;
• уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.)
• степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
• развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения (средняя группа) 4-5 лет
№ Тема Техника рисования Целевые ориентиры
Сентябрь
1 «Горошки на зонтике» Техникой рисования (пальчика)
Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками, учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук.
2 «Дорожка для колобка» Техникой рисования (пластилинография)
Познакомить детей со свойствами пластилина; упражнять детей в раскатывании столбиков и размазывании пластилина в направлении к выбранному объекту; развивать мелкую моторику, развивать связную речь.
3 «Разноцветный коврик» Рисование от кляксы. Учить рисовать пальцами любые линии от кляксы, вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы с красками.
Учить развивать чувство цвета и ритма.
4 «Коллективная работа, рисование листьев на дереве ватными палочкам» Рисование ватными палочками. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования осенних листьев, научить детей рисовать ватными палочками, совершенствовать навыки работы с гуашью.
Октябрь
1 «В мире грибов» Рисование пальчиками. Предложить рассмотреть картинку мухомора (обратить внимание на белые точки на шляпке гриба). На вырезанных из картона грибах они отсутствуют. Развивать воображение, мелкую моторику рук, художественное восприятие.
2 «Орехи для белочки» Рисование поролоновым тычком. Познакомить детей с гуашевыми красками; продолжать учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
3 «Листья с дерева летят» Пластилинография Учить ребенка отламывать кусочки пластилина от целого куска, прижимать их к маленьким веточкам в кроне дерева (понятие «верху», развивать мелкую моторику, связную речь; знакомить с двумя цветами (красным, желтым). Для детей помладше – с одним цветом, постарше – с тремя.
4 «Ягоды» Оттиск печатками из картофеля, моркови. Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля, моркови. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке. Используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции.
Ноябрь
1 «Облака» Оттиск мятой бумагой. Познакомить с приемом рисования мятой бумагой.
Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Способствовать развитию детского творчества.
2 «Веточка рябины» Рисование ватными палочками. Учить рисовать на ветке ягодки (ватными палочками) и листики (пальчиками). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
3 «Осенний лес» Отпечатки осенних листьев. Познакомить с нетрадиционным способом рисования отпечаток осенними листьями.
Развивать чувство композиции и цветовосприятия.
Воспитать любовь к природе, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
4
«Птички на дереве» Тычок жесткой полусухой кистью. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать перья животных, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.
Декабрь
1 «Снежинка» Набрызги. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг». Развивать у детей творческие способности, эмоциональное отношение к художественному изображению зимней природы.
2 «В лесу родилась елочка» Рисование ладошкой, пальчиками Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности.
3 «Снег идет» Рисование ватными палочками. Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.
4 «Зимняя ночь» Рисование мелом. Учить детей рисовать мелом на тонированной бумаге. Учить составлять композицию, дополняя основные компоненты рисунка своими деталями.
Январь
1 «Зимние узоры»
Свеча + акварель Познакомить с новой техникой рисования воском. Научить детей изображать зимние узоры при помощи свечи и акварели. Способствовать развитию творческого воображения, фантазии. Воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность, интерес к окружающей природе, прекрасному.
2 «Пушистый снег» Аппликация из ваты. Упражнять детей в умении скатывать шарики из ваты, размещать их на ветках деревьев, создавая «снег»; развивать пространственное мышление, мелкую моторику, восприятие образов на рисунке, эстетические чувства.
Февраль
1 «Я слепил снеговика»
Аппликация из ватных дисков. Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качства.
2 «Зайчики» Аппликация из ватных дисков. Учить детей работать с цветной бумагой, картоном, ватными дисками. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
Воспитывать у детей аккуратность в работе.
3 «Ветка ели» Рисование по мокрой бумаге. Учить детей видеть красоту окружающего мира. Развивать воображение, воспитывать аккуратность.
4 «Галстук для папы» Рисование пальчиками и ладошками. Формировать у детей представление о 23 февраля, как о празднике, когда поздравляют наших защитников- пап.
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Обогащать сенсорные впечатления на уровне ощущений и восприятия цвета.
Март
1 «Рыки в аквариуме» Пластилинография. Продолжать учить детей пользоваться пластилином скатывать шарик, сплющивать. Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином. Развивать детское творчество.
2 «Праздничный салют» Оттиск пробкой. Упражнять в печатании с помощью пробок. Развивать чувство композиции.
3 «Цветы для мамы» Рисование ладошками, пальчиками, печатками. Закрепить знакомые техники. Совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. Воспитывать аккуратность.
4 Коллективная работа «Солнышко» Рисование ладошками. Формировать у детей умение рисовать в нетрадиционной технике «ладошкой» (лучи солнца). Развивать творческие способности, воспитывать аккуратность в работе.
Апрель
1 «Разноцветные капельки» Кляксография - раздувание краски. Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм клякс. Учить дорисовывать детали объектов клякс, для придания им законченности и сходства с реальными образами, учить видеть необычное в обычном, развивать воображение, интерес к творческой деятельности.
2 «Ночь и звезды» Рисование манкой. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.
3 «Ветка мимозы» Рисование ватной палочкой. Развивать чувство композиции. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много, качестве (пушистый) предмета.
4 «Цыпленок» Тычок жесткой кистью. Учить рисовать оперение цыпленка жесткой кистью. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность.
Май
1 «Осьми-ножки» Рисование ладошкой, ватными палочками. Учить превращать отпечатки ладоней в осьминогов. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
2 «Цветы для пчелки» Поролоновым тампоном и ватными палочками. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать цветы тампонами и ватными палочками на листе бумаги. Закрепить знания красного и зеленого цветов. Развивать воображение; воспитывать аккуратность.
3 «Гусеница на листочке» Оттиск пробкой. Упражнять в технике оттиск пробкой. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.
4 «Бабочка» Рисование ватными палочками, печатками. Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.