Ольга Махалкина
Практикум для родителей «Домашняя игротека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель практикума: Развивать у родителей интерес к совместным играм с детьми; формировать понятие о возможности игры как средства для развития познавательной деятельности.
«Игра имеет важное значение в жизни
ребенка…Каков ребенок в игре,
таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит прежде всего в игре…»
А. С. Макаренко.
Упражнение «Приветствие».
Публикация «Практикум для родителей „Домашняя игротека“» размещена в разделах
Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады видеть вас снова в нашем дошкольном учреждении. И сегодня в рамках родительского клуба мы познакомим вас с играми, в которые вы можете играть с детьми дома. Надеемся, что наша сегодняшняя встреча будет для вас полезной.
А сейчас, я предлагаю вам встать в круг. Родители и педагог встают в круг. Ведущий касается открытыми ладонями ладоней стоящего рядом, при этом называя свое имя. Таким образом, все стоящие в круге родители имеют возможность друг с другом познакомиться.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.
У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия, а основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.
Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. Главная цель - заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если у малыша не с первого раза получается выполнить то или иное задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.
Но все дети разные, семьи разные, условия развития разные. Для успешной подготовки к обучению в школе очень важны основные психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение, мышление, речь). А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему мы хотели бы заострить ваше внимание на этой проблеме.
От родителей требуется одно - запомнить, что игра - это своеобразный ключ в их руках, ключ в организации воспитания и развития ребенка.
Сегодня мы познакомим вас с развивающими играми для детей. Эти игры направлены на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии. И сейчас речь пойдёт о развитии внимания и памяти.
Ведущий:
Давайте вы уважаемые родители постараетесь вспомнить сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Заодно проверим ваше внимание. Если я говорю: «Зеленый» - вы топаете ногами; «Желтый» - хлопаете в ладоши; «Красный» - тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.
(Родители выполняют задание)
Ну вот, оказывается, даже взрослые иногда бывают недостаточно внимательны. Существует много игр и упражнений, которые способствуют развитию внимания.
Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является проблема развития внимания. Рассмотрим, что такое внимание, каковы его виды и свойства.
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует.
Объем внимания определяется тем, сколько объектов ребенок может воспринимать, охватить в короткий промежуток времени (4года-один объект; 6-7лет – три объекта).
Устойчивость внимания - это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.
Распределение внимания - это умение выполнить несколько видов деятельности одновременно.
Итак, давайте поиграем в игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях, для развития внимания вашего ребенка.
(Родители вместе с ведущим выполняют предложенные задания).
Игра «Что изменилось».
Цель: развивать произвольное внимание.
На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
Игра «Четвертый лишний».
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.
Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
Игра «Нарисуй».
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция:
Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
А также вы можете дома заниматься с ребенком:
-раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу;
-выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу;
-играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».
Ведущий:
Какие вы молодцы! А теперь речь пойдёт о развитии памяти.
Человек получает за свою жизнь огромное количество информации. Однако большую половину узнанного забывает. Люди мирятся с этим, считая что «хорошая память либо есть, либо ее нет. И тут уж ничего не поделаешь». Но, оказывается, что это совсем не так.
Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти.
Таким образом, память это фундамент развития человека в целом, и если у ребенка с нарушениями в развитии есть отклонения в процессах памяти, наша с вами задача вести коррекционную работу на ее развитие.
Мы предлагаем для вас несколько игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.
Игра «Картинки».
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Инструкция:
Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды).А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
Игра «Игра в слова».
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция:
-Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….
Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
-мальчик устал
-девочка плачет
-папа читает
-мама готовит
-бабушка отдыхает
Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.
Игра «Угадай, что я загадал?».
Цель: развивать образную память, речь.
Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это?
Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:
-заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.
«Добавь словечко»; «Слушай и рисуй»
«Что изменилось?»; «Расставь точки»; «Нарисуй такой же предмет»
«Отгадай на ощупь»; «Чудесный мешочек».
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок.
Итак, внимание и память можно и необходимо тренировать, вместе с тем необходимо учитывать, что нарушения этих психических процессов может быть связано с особенностями функционирования нервной системы ребенка (гиперактивность, ППЦНС и др.) или с его общим физическим состоянием.
Таким образом, хочется сказать, что самое главное - любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие, как в детском саду, так и дома.
Спасибо вам за работу. Вы были очень активны. Мы хотели бы предложить вам маленькую анкету, которая поможет в дальнейшем спланировать нашу работу.
До новой встречи.
В конце практикума родителям предлагают заполнить отклик-анкету с вопросами:
• Ваше мнение о нашей встрече?
• Что вас заинтересовало?
• Что разочаровало?
• Что бы вы еще хотели узнать?