Ирина Орлова
Домашние задания по лексическим темам в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Овощи»
1. Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, размер, запах и вкус.
2. Уточняется название каждого овоща в различных категориях (помидорчик, помидор, помидоры, нет помидора, мой помидор, угощу помидором, красный помидор, мелкие помидоры.)
3. Учатся различать и сравнивать овощи по внешнему виду, вкусу, запаху.
4. Уточнить знания детей: где растут овощи, как их убирают.
Публикация «Домашние задания по лексическим темам в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Примерный словарь к теме: семена, рассада, кожура, стручок, кочан, копать, рыхлить, сажать, поливать, полоть, зреть, поспевать, убирать, выкапывать, дергать, срезать, собирать, мыть, вкусный, горький, сладкий, сочный, свежий, хрустящий, круглый.
5. Показать, как обрабатывают овощи.
6. Понаблюдать за приготовлением овощных блюд: что едят сырым, жареным, варёным.
Литература для чтения: Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русская народная сказка «Мужик и медведь»
Игры: «Отгадай на ощупь», отгадывание загадок.
Тема «Фрукты»
1. Дети должны различать и называть плоды : яблоко, вишня, груша, черешня, виноград, персик, апельсин, лимон, банан, слива. ( Словарная работа: один абрикос - много абрикос, одно яблоко - много яблок, одна груша - много груш)
2. Побеседовать, где растут фрукты, как называются деревья, кто ухаживает, как выращивают урожай.
3. Уточнить: что делают из каких фруктов: сок, джем, варенье, кисель, компот, желе, конфеты. (Варенье сливовое, яблочное, грушевое.)
4. Определить: каковы фрукты по: вкусу, форме, цвету, запаху.
5. Дети должны сравнивать овощи и фрукты, чем похожи, чем отличаются (по форме, величине, цвету, вкусу, как растут, употребляют в пищу).
Пары для сравнения (рассуждения) :
ЯБЛОКО – ГРУША (Яблоко и груша растут на дереве.
Яблоко круглое, а груша овальной формы)
ЛИМОН – АПЕЛЬСИН (Лимон и апельсин похожи тем, что они фрукты, оба цитрусовые, а отличаются тем, что разные по вкусу, цвету и форме. Лимон- желтый, овальной формы и кислый, а апельсин- оранжевого цвета, круглой формы и сладкий)
ПОМИДОР-ПЕРСИК (Помидор овощ, а персик фрукт. Но их них можно приготовить пюре: из помидора- овощное, томатное, а из персика –фруктовое, персиковое)
Литература для чтения: Б. Житков «Баштан», «Сад».
Игры: «Отгадай по описанию», «Определи на вкус» отгадывание загадок.
Тема «Осень»
1. Побеседовать о том, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по прядку.
2. Обратить внимание на то, какие изменения произошли в живой (деревья- изменение окраски растении, листопад; подготовка зверей и птиц (зимующих и перелётных) к зиме) и неживой природе (холоднее, тучи, дожди, ветер).
3. Сравнить природу ранней и поздней осенью, назвать как можно больше признаков осени (золотая, дождливая, ранняя.).
4. Уточнить, чем заняты люди осенью (сбором урожая, заготовкой грибов, фруктов и овощей на зиму, подготовкой садов и огородов к зиме).
5. Подобрать как можно больше предметов к признакам:
Осенний – день….
Осенняя – погода….
Осеннее – небо, ….
Осенние дожди, …
6. Поупражнять в понимании причинно-следственных связей «Верно- неверно» :
- Я взял зонт, потому, что пошёл дождь. Пошёл дождь потому, что я взял зонт.
- Птицы улетели на юг, потому, что наступила осень. Осень наступила потому, что птицы улетели на юг.
Литература для чтения: чтение стихотворений: Е. Трутнева «Осень», об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игры: «Подбери предмет к признакам», отгадывание загадок.
Тема : «Деревья»
1. Во время совместной прогулки в парке, в лесу показать ребё нку лиственные деревья: берёзу, клён, липу, осину, рябину, дуб; хвойные деревья: сосну и ель; плодовые в фруктовом саду: яблони, сливы, груши, внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, их расположение, листья, плоды:
-научить различать их;
- обратить внимание на изменение окраски листьев осенью;
- найти в природе листья деревьев разного цвета;
- научить видеть в природе красивое, поговорить об этом.
2. Весной с наступлением теплых дней предложить детям посмотреть: не набухли ли почки на знакомых деревьях: березе, тополе, сирене, бузине и т. д. (рассмотреть картинки)
Рассмотреть набухшие почки, сравнить их, определить форму, цвет, по возможности, запах.
3. Напомнить, что ива, тополь, береза, сирень распускаются раньше, дуб, липа - позже. Из почек появляются не только побеги с листочками, но и цветки, а потом листья: у ивы, осины, тополя раньше появляются цветки, а потом листья; у черёмухи, сирени - листья, а потом цветки.
4. Весной проследить, когда распустится черёмуха, сирень, татарская жимолость; рассмотреть форму, окраску цветов, запах. Отметить красоту цветущих деревьев, их аромат.
Выяснить почему на деревьях вьются пчелы?
5. Понаблюдать за трудом взрослых в саду.
6. Рассмотреть на картинках хвойные деревья : лиственницу и кедр, рассмотреть их листья и плоды, выяснить, с какой целью использует человек эти деревья.
Литература для чтения: К. Д. Ушинский «История одной яблоньки», Л. Н. Толстой «Дуб и орешник».
Игры: изготовление поделок из природного и бросового материала, отгадывание загадок.
Тема : «Хлеб»
1. Побеседовать с детьми о хлебе, пояснить, что хлеб - понятие многозначное. Пшеница, рис, рожь, кукуруза, овес, просо, гречиха - это все хлебные злаки. Когда они растут, цветут и созревают в поле, мы говорим: «хлеб на корню». Когда их уберут и обмолотят, получится «хлеб в зерне».
Когда-то очень давно появился прародитель дикой пшеницы - однозернянка, и она стала достоянием человечества.
2. Разговор родителей с детьми о хлебе - это разговор о бережном отношении к нему. Мы бережно берем в руки хлеб, который стал нашей каждодневной пищей.
3. Уточнить значение выражения «хлебное поле» (где работают земледельцы «на семи ветрах», сторожат погоду, торопятся вслед за солнцем: «плохо подготовишь почву - не получишь хорошего хлеба, не посеешь вовремя опять же потеряешь урожай». Хлеб растить трудно, но еще труднее собрать урожай без потерь и вовремя. Страда - это яркое солнце, полевые дороги, это работа от зори до зори и короткий «воробьиный сон» механизаторов. Мало, собрать зерно, надо его сохранить, обмолотить и отправить на элеватор, а затем в хлебопекарню или хранилище зерна. Хлеб - это нечто большее, чем пища, он выступает как посредник дружбы и единения людей. («Хлеб да соль»)
4. Рассказать, как много профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб. 5. Вместе с ребёнком сходить в булочную, посмотреть какие есть хлебобулочные изделия. 6. Купив хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать, из чего пекут (состав, рассмотреть муку (её свойства во время замешивания теста, испечь вместе с ребёнком пирог или печенье.