Ольга Блинова
Домашнее задание «Деревья. Кустарники»
▼ Скачать + Заказать документы
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ТЕМА ЭТОЙ НЕДЕЛИ - «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ».
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫ.
Дети должны знать:
названия основных (в данной местности) деревьев;
внешнее сходство и различие деревьев;
названия частей дерева (корни, ствол, ветви, ветки, крона, листья, иголки; пень, ствол покрыт корой, на цветущих деревьях есть почки, цветки, семена, плоды);
зависимость роста и развития деревьев от времени года;
Публикация «Домашнее задание „Деревья, Кустарники“» размещена в разделах
названия наиболее распространенных в данной местности кустарников;
правила поведения в лесу, охраны зеленых насаждений в городе.
Дети должны уметь:
отличать деревья от кустарников по строению;
применять полученные знания, на практике, в решении поставленных задач;
активно использовать словарь названий, признаков, действий по теме;
использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез, включать воссоздающее и творческое воображение;
действовать сообща со сверстниками, проявлять коммуникативные умения.
Попробуйте повторить эту тему в играх и беседах с детьми.
Дидактическая игра «Отгадай и покажи»
Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные признаки наиболее известных в данной местности деревьев, отгадывать по ним загадки; уметь находить названное дерево среди множества предложенных на картинках.
Цели: развивать логическое мышление, внимание; воспитывать выдержку при отгадывании загадок.
Взрослый загадывает загадки по своему выбору. Дети должны отгадать и найти дерево среди других на картинках.
• Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)
• Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей,
Много-много желудей. (Дуб.)
• Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер-дождевик,
У него зеленые листья
Покраснеют в тот же миг. (Клен.)
• Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то — медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа)
• Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель, сосна.)
• Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок. (осины).
• Кудри в речку опустила,
И о чем-то загрустила.
А о чем грустит,
Никому не говорит. (Ива.) • Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
И лесам украшение,
И дроздам угощение (Рябина).
• Есть шишки, но не ель.
Есть иголки, но не сосна.
Живет больше ста лет,
Но не дуб. (Кедр.)
• Стройная, высокая,
С липкою смолой,
Крепкой древесиною,
Шапкою густой. (Сосна.)
Дидактическая игра «Дерево - куст»
Ожидаемый результат: дети должны знать названия наиболее распространенных в данной местности деревьев и кустарников, различать их по особенностям строения; уметь внимательно слушать названия, которые произносит педагог и быстро реагировать соответствующими движениями!
Цели: развивать быстроту реакции, память; формировать интерес к играм, в которых можно проверить собственные знания.
Взрослый называет деревья и кустарники. Дети на кустарник должны присесть, подняв руки вверх, а на дерево — встать на цыпочки с поднятыми руками. Тот, кто ошибается, называет главные особенности внешнего вида данного растения.
Эту игру можно провести с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку и называет дерево иди кустарник, а ребенок должен поймать мяч и сказать соответственно «Дерево» или «Куст».
Подвижная игра «Где растет дерево?»
Ожидаемый результат: дети должны знать, как называются участки леса, рощи, на которых растут деревья одного вида; уметь внимательно слушать сигнал педагога и быстро реагировать на него; бегать, в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Цели: развивать ориентировку в пространстве, внимание, память; воспитывать умение не нарушать правила игры.
Материалы: значки для детей с изображением разных деревьев.
* * *
Дети становятся деревьями, которые вместе образуют смешанный лес. По сигналу «Смешанный лес» дети бегают по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга, а по сигналу «Берёзовая роща», «Дубрава», «Сосновый бор», «Осиновая роща» дети, у которых значок с изображением соответствующих пород деревьев, становятся в круг, очерченный в середине площадки.
Дидактическое упражнение «Дорисуйте за художника»
Ожидаемый результат: дети должны знать характерные особенности строения знакомых деревьев; симметрично дорисовать дерево, украсить его листьями.
Цели: развивать воображение, память, пространственную ориентировку на листе, точность рисовальных движений; формировать настойчивость и усидчивость, интерес к результату деятельности.
* * *
Взрослый раздает детям листы с изображением половинки дерева. Дети должны догадаться, что это за дерево, дорисовать его симметрично, украсить листьями. Формы листьев разных деревьев взрослый может показать на картинке или в виде шаблонов.
Дидактическая игра «Наряди дерево по времени года»
Ожидаемый результат: дети должны знать, какие изменения происходят с деревьями и кустарниками в разное время года, как это проявляется во внешнем облике; уметь определять принадлежность плодов, листьев, семян.
Цели: развивать память (припоминание, воображение, монологическую речь; воспитывать желание выполнить задание качественно.
* * *
Из элементов, предложенных педагогом (листья разной окраски, цветки, веточки с почками, засушенные плоды, вата и др., дети должны выбрать те, которые соответствуют названному времени года, и украсить ребенка, изображающего дерево. Рассказать, чем отличается дерево или куст в данное время года.
Дидактические, игры
На чем что растет?
Ожидаемый результат: дети должны уметь попарно раскладывать карточки с изображением деревьев и их плодов и семян; Называть их, строить предложение по предложенной конструкции. (Желуди растут на дубе.)
Цели: развивать память, мышление (операцию сравнения, фразовую речь; формировать умение слушать партнера по игре, действовать в соответствии с сюжетом.
Материалы: картинки с изображением дуба, желудей, яблони, яблок, сосны, круглых шишек, ели, продолговатых шишек, рябины, гроздей рябины, березы, ольхи, ивы, сережек и т. п.
Дети выполняют роль юных защитников лесных животных. Им необходимо вернуть под соответствующие деревья плоды и семена для того, чтобы животные смогли их найти. Взрослый предлагает к картинкам с деревьями подобрать нужные плоды и семена, назвать их и предложением обозначить соответствие.
Игру можно усложнить, добавив фигурки лесных обитателей. Фигурки дети будут помещать к деревьям, плодами и семенами которых питаются определенные животные.
Посадим лес
Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные особенности внешнего вида, произрастания деревьев и кустарников родного края; уметь по описанию отгадывать растение, находить картинку с его изображением и располагать в месте, обозначающем лиственный, хвойный или смешанный лес.
Цели: развивать память, воображение, операции мышления, активное внимание; воспитывать выдержку, культуру общения.
Взрослый зачитывает отрывок из рассказа о дереве, а дети должны отгадать, о каком. Затем они выбирают из большого количества плоскостных деревьев нужное и помещают его на изображение лесного массива к хвойным, лиственным деревьям или в смешанный лес. Дети выступают в роли лесничих, которые вываживают молодняк. Детей можно разделить на подгруппы, каждая из которых будет сажать, например, только хвойный лес. Можно дать детям задание расположить в лиственном лесу деревья по этажам : 1-й — дубы и ясени, 2-й — рябина, клен, дикая яблоня, 3-й — орешник, боярышник, бересклет (кустарники в подлеске).
Взрослый может загадывать об одном и том же дереве несколько загадок, в которых дается разное описание особенностей его внешнего вида и произрастания. Подбираются любые небольшие отрывки из познавательных рассказов, стихов, содержащие основные сведения о деревьях и кустарниках.
Дидактические упражнения
Найди причину
Ожидаемый результат: дети должны уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить придаточное предложение.
Цели: развивать фразовую речь, память, логическое мышление; воспитывать ответственность за свои поступки.
* * *
Взрослый читает детям предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.
Летом многие деревья в городе засохли, потому что.
В лесу было много поваленных деревьев, потому что.
В саду уродился хороший урожай фруктов, потому что.
Дерево загорелось, потому что.
В засушливое лето в лесу не было пожаров, потому что.
Посаженное маленькое деревце так и не выросло, потому что.
С деревьев стали облетать листья, потому что.
На деревьях появились почки, потому что.
Деревья стояли голые, потому что.
В еловом лесу темно и гулять в нем трудно, потому что.
От урагана сосну выворотило из земли с корнем, а куст орешника только прижало к земле, потому что.
Леса считают «легкими нашей планеты», потому что.
Каждый прохожий останавливался у куста сирени, потому что.
Обрывать плоды шиповника и облепихи мама пошла в прочных перчатках, потому что.
Что здесь лишнее?
Ожидаемый результат: дети должны уметь обобщать и классифицировать признаки; использовать активный словарь по теме, обобщающие слова-понятия (лиственные деревья, хвойные деревья, фруктовые деревья, кустарники, семена, плоды, растущие на деревьях, плоды, растущие на кустарниках).
Цели: развивать логическое мышление, его операции, память, речь; воспитывать умение внимательно слушать педагога, отвечать на его вопросы.
Материалы: картинки с изображением рядов предметов (ель, клен, береза, дуб; яблоня, груша, слива, тополь; сосна, береза, дуб, шиповник; шиповник, жасмин, сирень, клен; ель, сосна, кедр, береза; крылатка липы, крылатка клена, сосновая шишка, яблоко; плоды черноплодной рябины, кустовой калины, крыжовника, груши).
Ребенок должен назвать в ряду лишний предмет, объяснить, почему он лишний и как одним словом можно назвать остальные.
Объясни пословицы и поговорки
Ожидаемый результат: дети должны уметь, используя знания, полученные при изучении темы, объяснить смысл пословицы или поговорки.
Цели: развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение); воспитывать уважение к народной мудрости.
* * *
• Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
• Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
• Дерево скоро сажают, да не скоро с него плоды собирают.
• Сентябрь яблоками пропах.
• Нет рябины — и осень не осень!
• Где верба — там и вода.