Акулина Рукан
Домашнее экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Домашнее экспериментирование
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинского
Направленность: рекомендации.
Целевая аудитория: воспитатели.
Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников:
Публикация «Домашнее экспериментирование» размещена в разделах
Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Детское экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов.
Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями.
Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает в экспериментировании, в изготовлении моделей.
Неожиданные открытия можно делать с помощью самых обыденных вещей
У нас на кухне хранится много вещей, с которыми можно ставить интереснейшие эксперименты для детей. Ну и для себя, честно говоря, сделать парочку открытий из разряда «как я этого раньше не замечал»
Родители маленьких непосед могут удивить их опытами, которые можно провести в домашних условиях. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Легкие, но в то же время удивительные и вызывающие восторг, они способны не только разнообразить досуг ребенка, но и позволят взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами. И открыть для себя их свойства, функции, назначение. Разумеется, невозможно объять необъятное и ответить на все сто тысяч «почему», да это и не надо. Задача родителей – развивать любознательность ребят, увлечь их самим процессом познания.
Простые опыты помогут ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Он познакомится с различными свойствами веществ: растворимостью, их взаимодействием и превращениями - замерзанием воды и таянием льда, кипением воды; с основными физическими явлениями: магнитным и земным притяжением, электричеством, отражением и преломлением света и др.
Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно - образовательная деятельность.
В группах созданы центры экспериментирования и центры песка и воды: имеются материалы для экспериментирования : бумага разных видов, природный материал, специальные приборы (пробирки, лупы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.
В дальнейшем все ребята проводящие эксперименты в домашних условиях, могут выступать в роли «взрослого» в центре экспериментирования. Что предполагает под собой программа «Открытия».
На мастер классе вместе с воспитателями – участниками были проведены эксперименты
Эксперимент 1. «Почему не тонет апельсин»
Понадобится: два апельсина, глубокая миска с водой
Эксперимент : Вымойте апельсины. Вначале опустите один из них в воду. Что происходит? Апельсин всплывает и держится на поверхности. Теперь очистите второй апельсин и тоже бросьте в воду. Неужели он утонул?
Объяснение: В апельсиновой кожуре содержатся пузырьки воздуха, которые и выталкивают апельсин на поверхность воды. Кожура как «спасательный жилет» для апельсина. Оставшись без кожуры, апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.
Эксперимент 2. «Радуга из Skittles»
Понадобится: тарелка, немного теплой воды, конфеты «Skittles»
Эксперимент : Кладете конфеты в кружок, льете на середину тарелки обычную воду и наслаждаетесь процессом. Через несколько секунд ребенок наглядно понимает, что такое краситель. Затем красивую радугу стоит оставить еще чуть-чуть. И ребенок видит, как от конфет отклеивается и всплывает пленка с буквой. Ну и напоследок оставляем конфетки еще на часик, затем наслаждаемся бурой мерзкой жижей, в которую они превращаются. Осталось спросить у ребенка, хочет ли он теперь съесть это.
Эксперимент 3. «"Кока-Кола" и молоко»
Понадобится: "Кока-Кола" и молоко. Эксперимент могут провести все желающие прямо у себя дома. Пропорции ингредиентов: бутылка Coca-Cola 0,5л; молоко 50 гр.
Эксперимент : В течение опыта вы будете видеть, как в жидкости образуются хлопья и медленно спадают на дно. Это вальс хлопьев постепенно осветляет "Кока-Колу", делая ее все более прозрачной. В конце назначенного времени мы обнаруживаем, что жидкость в бутылке стала полностью прозрачной, а на дне образовался неаппетитный творог кофейного цвета. Творог этот, кстати говоря, вполне съедобен, но вряд ли у кого-то возникнет желание его съесть.
Делаем выводы – пить или не пить? Так как же относиться к этой прозрачной жидкости с хлопьями на дне, которые дают "Кока-Кола" и молоко? На самом деле все очень просто – составляющие молока вступают в реакцию с кислотой, которая находится в "Кока-Коле", и выпадают в осадок. Не секрет, что в составе ароматного напитка есть ортофосфорная кислота, которая и вызывает свертывание. Точно так же происходит образование творога и отделение сыворотки, если подкисшее молоко нагреть. Никто не перестает пить молоко по этой причине, поскольку это вполне нормальный процесс.
Эксперимент 4. «Освобождение камней из ледяного плена»
Понадобится: Замороженные во льду камни, таз с водой, лупы, салфетки, пластилин, стаканчик с водой (на каждого ребёнка)
Эксперимент : Дети выдвигают предположения. Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо — плохо» можно погреть в руках, они тплые, лд и растает (хорошо — лед растает, и камни; плохо — руки замерзнут); можно отогреть в варежках (хорошо — лед тоже растает, и камни освободятся; плохо — варежки намокнут); можно положить на батарею (долго ждать придется); можно положить в теплую воду, там лед растает; можно оставить просто в группе — у нас тепло. Выбирают три гипотезы и проверяют их: - поставить на батарею; - погреть в руках; - положить в теплую воду. Воспитатель помогает разделиться на группы и проверить свои гипотезы, подготовить все необходимое для проведения опыта.
Выводы: быстрее всего камни освободила теплая вода; я своим теплом погрела, и камни оттаяли, — только руки замерзли; на батарее камни дольше были в плену, а потом освободились.
Единственный минус в самостоятельном опыте — это неизбежные ошибки и опасность, от которых так хочется оградить ребенка. Все предлагаемые опыты в картотеках, которые представлены на мастер - классе, действительно, без взрывов, хотя элементарная осторожность и бдительный глаз, конечно, необходимы. Но главная задача родителей и педагогов — научить ребенка помнить о безопасности своей и окружающих.
Выделяя ребенку в квартире уголок для проведения опытов, необходимо помочь найти коробочки для хранения необходимых материалов, требуя, чтобы на рабочем месте был порядок, опыты с огнем и острыми предметами проводите обязательно вместе.
На мастер – классе продемонстрировала, только часть от большого количества и возможностей, которые есть у всех для того, чтобы заглянуть в удивительный мир экспериментов, который очень завораживает и увлекает наших детей. Всё разнообразие опытов и экспериментов я собрала и оформила в картотеки
Картотека:
«Домашние эксперименты»
«10 удивительных экспериментов»
«Опыты воды»
«Опыты по экологии»
«Космос»
«Опыты с магнитом и солнечным светом»
«Опыты с почвой и ветром»
Благодаря представленным картотекам, углубиться в эксперименты и проведение домашних опытов, будет гораздо легче.
«Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть».
Альберт Эйнштейн