Нина Гетта
Долгосрочный проект «Времена года» для детей от 4 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования администрации
муниципального образования город Краснодар
Проект
Паспорт проекта
Вид проекта: Комплексный
Возраст детей: 4 – 6 лет
Тип проекта: Смешанный (информационный, познавательный, игровой) .
Длительность проекта: Долгосрочный
Срок реализации проекта: С сентября 2016г. по август 2017г.
Гетта Нина Владимировна
МБДОУ МО г. Краснодар
Детский сад комбинированного вида №206
Цель проекта:
Публикация «Долгосрочный проект „Времена года“ для детей от 4 до 6 лет» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Развитие познавательной и творческой деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев в году. Воспитывать интерес к окружающей природе.
Задачи проекта:
• Познакомить детей с техникой выполнения работ;
• Дать понятие о временах года.
• Объяснить, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных.
• Дать представление о понятии климата.
• Обратить внимание, как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от времени года.
• Помочь освоить основные способы
• Развивать умение оперировать различной техникой выполнения работ;
• Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
• Развивать связную речь, ее выразительность;
• Увеличить степень участия родителей в жизни детского сада;
Участники проекта:
Воспитатель, дети, родители
Краткая аннотация
Проект «Времена года» - это творческий долгосрочный проект, нацеленный на развитие: речевых, музыкальных, эстетических качеств, а так же художественного творчества детей. За счет использования различной техники выполнения работ, и их приобщение к творчеству с опорой на рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, прослушивания музыкальных произведений, наблюдений за природными изменениями, чтением художественных произведений о природе, знакомство с различными техниками выполнения работ.
Актуальность проекта:
Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от учебной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий поиск и освоение новых знаний.
Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого, эстетического развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, то есть в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома дети мало гуляют, не все родители говорят своим детям об изменениях, происходящих в природе, о красоте природных явлений.
Проект» Времена года» был разработан, в том числе, для решения этих непростых задач. Подобная творческая деятельность не только способствует развитию речи и ручной умелости, причинно-следственных связей в природе, а так же оказывает психотерапевтическое воздействие.
Проект «Времена года» объединяет музыкальную, коммуникативную деятельность в форме творчества и изобразительную деятельность детей в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при которой ребенок полностью раскрепощается, наглядность и продуктивность занятий. Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.
Этапы проекта:
Подготовительный:
• Анкетирование родителей по теме, обработка данных;
• разработка проекта по теме «Времена года»;
• оформление уголка природы;
• заполнение игрового пространства наглядно-иллюстративным материалом по теме «Времена года»;
• подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме
• «Времена года»;
• привлечь детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. д;
• разработка конспектов;
• подбор иллюстраций, картин, дидактических игр;
Основной (практический):
• Наблюдения за объектами и явлениями природы;
• чтение художественных произведений, пословиц, загадок;
• прослушивание музыкальных композиций
• ведение фоторепортажа;
• наблюдение за объектами и явлениями природы;
• беседы;
• рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д. ;
• экскурсии и целевые прогулки;
Итоговый:
• Создание слайд презентации проекта «Времена года».
Перспективный план долгосрочного проекта
Сентябрь-ноябрь
• Беседа на тему «Осень в гости к нам пришла».
• Знакомство с календарем (времена года и месяцы)
• Рассматривания иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, К. Коровина.
• Собор, засушивания листьев для гербария.
• Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет.
• Заучивания стихотворений: В. Степанова «Следом за летом осень идет», И. Бунин «Листопад», А. Н Плещеева «Осень наступила…».
• Дидактические игры: «Что растет в саду и в огороде?», «Узнай и назови», «Что бывает осенью?», «Чего не стало?»; «Подбери овощи и фрукты по цвету».
• Словесно-речевые игры : «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Так бывает или нет?»; «Мыши».
• Дыхательные упражнения: ««Дерево на ветру»; «Синьор – Помидор»; «Ёжик»; «Гуси летят»; «Задуй свечку».
• Подвижные игры: «Картошка»; «Огуречик, огуречик»; «У медведя во бору»; «Лиса в курятнике»; «Зайцы и волк».
• Хороводные игры: «Мы на луг ходили»; «Огородная хороводная»; «Васька - кот».
• Познавательно – исследовательская деятельность
• Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)
• Прослушивание аудиозаписи П. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года», А. Вивальди «Осень».
• Изобразительное искусство по теме: «Осенние деревья», «Дары осени», «Осенние листья»
• Взаимодействие с семьей: привлечь к изготовлению костюмов к развлечению; изготовление поделок к выставке «Осень в гости к нам пришла»; изготовление кормушек для птиц.
Декабрь-февраль
• Беседа о зиме «Зимние братья»
• Рассматривание репродукций картин по теме «Зима» И. Грабаря «Февральская лазурь», И Шишкина «Зима».
• Чтение художественной литературы Г. Скребицкий «На лесной полянке», М. Пришвин «Беличья память», И. Соколов- Микитов «Тетерева». Русск. Народная сказка «Морозко», «Два Мороза», «В гостях у дедушки Мороза», по К. Ушинскому «Проказы старухи Зимы».
• Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)
• Заучивание стихотворений: С. Есенин «Поет, зима аукает», С. Есенин «Береза», К. Бальмонт «Снежинка».
• Дидактические игры: «Разноцветный сундучок»; «Кто кем был или что чем было»; «Какая бывает собака?»; «Доскажи словечко»; «На чем дети катаются».
• Словесно-речевые игры : «Так бывает или нет?»; «Карусель»; «Зайка»; «Какое время года?»
• Дыхательные упражнения: «Лыжник»; «Ушки»; «Дышим тихо, спокойно и плавно»; «Язык «трубкой»
• Подвижные игры: «Снежинки и ветер»; «Попади снежком в круг»; «Мороз – Красный нос»; «Снежная королева»; «Снежная карусель».
• Познавательно – исследовательская деятельность
• Прослушивание аудиозаписей П. Чайковский «Декабрь», В. Шаинский «Снежинки»
• Изобразительная деятельность: «Зимушка-зима, «На зимней прогулке», «Снежинки».
• Аппликация, лепка: «Снеговик», «Зима в лесу».
• Взаимодействие с семьей: Привлечь к изготовлению елочных украшений; изготовлению костюмов; изготовление поделок для выставки «Зимняя сказка»; разучивание стихов с детьми о зиме.
Март-май
• Беседа на тему «Весна».
• Дидактические игры: «Разноцветный сундучок»(см. прил. в разделе зима, «Кому угощение?», "Кто кем был или что чем было", «Угадай дерево по листу».
• Словесно-речевые игры : «Что дальше?», «Коршун», «Так бывает или нет?», «Кто в домике живет?».
• Дыхательные упражнения: «Пчелка», «Косим траву», «Ветер», «Радуга, обними меня».
• Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Паук и муха», «Золотые ворота»
• Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне.
• Продолжать знакомить с календарем (времена года и месяцы)
• Разучивание стихов С. Есенин «Поет Зима - аукает», А. Плещеев «Весна»; С. Маршак «Весенняя песенка», И. Токмакова «Весна».
• Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Золотой луг», К. Ушинский «Ласточка», Русск. народная сказка «Снегурочка».
• Рассматривания фотографий, открыток.
• Прослушивания П. Чайковского «Времена года»
• Изобразительная деятельность: «Весна идет», «Весенний сад», «Зеленый май».
• Взаимодействие с семьей: Привлечь к подбору бросового и природного материала; привлечь к высадке цветов на участке; привлечь к изготовлению поделок к праздникам
Июнь-август
• Беседа «Беседа о Лете.».
• Разучивание песен о лете.
• Закрепление знаний о календаре (времена года и месяцы)
• Слушание музыки: Г. Свиридов «Дождик», С. Прокофьев «Полет шмеля», А. Вивальди «Времена года».
• Изготовление поделок из природного и бросового материала.
• Пословицы и поговорки про лето, стихи.
• Изобразительная деятельность: «Лето-красное пришло», «Летние цветы», «Я рисую море», «Веселое лето».
• Аппликация, лепка «ягоды и фрукты», «Консервация фруктов»
• Дидактические игры: «Кто летает?», «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по названиям его частей».
• Словесно-речевые игры : «Какое время года?», «Что дальше?», «Когда это бывает?», «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое?»
• Дыхательные упражнения: «Ёж», «Трубач», «Жук», «Цветы»
• Хороводные игры: «Веселые музыканты», «Кто у нас хороший?», «Мы на луг ходили».
• Игры с природным материалом: песок, вода
Список литературы:
• Коноваленко В. В. Развитие связной речи «Времена года»
Москва: Гном и Д. 2004г.
• Громова О. Е. / Соломатина Г. Н. Стихи о временах года.
М, 2004г.
• Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой— 3-е изд., испр. и доп. — М. 2005г.
• Интернет источник: Resobr.ru: Сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. http://www.resobr.ru
• Интернет источник: Maam.ru: Международный образовательный портал. http://www.maam.ru
• Интернет источник: Nsportal.ru: Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru
Вывод работы по проекту
На подготовительном этапе, был разработан план проекта, подобрана методическая литература, иллюстрации для рассматривания детям и музыкальные произведения для прослушивания, были проведены беседы и опрос родителей на тему «Времена года». Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогом в этом направлении.
Практический этап, охватывает непосредственную деятельность педагога и детей, а также работу с родителями.
Начинали мы с чтения и обсуждения художественных произведений о природе, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов о природе. Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры выполнения работ.
В своей работе мы широко использовали дидактические игры, такие, как «Что растет в саду и в огороде?», «Узнай и назови», «Что бывает осенью?», «Чего не стало?»; «Подбери овощи и фрукты по цвету», «Разноцветный сундучок»; «Кто кем был или что чем было»; «Какая бывает собака?»; «Доскажи словечко»; «На чем дети катаются», «Кому угощение?», "Кто кем был или что чем было", «Угадай дерево по листу», «Кто летает?», «Четвертый лишний», «Отгадай предмет по названиям его частей».
Лишь после того, как дети освоили приемы - мы начали выполнять работу по заранее составленной схеме.
В процессе всех этапов работы мы тесно сотрудничаем с родителями. Проект «Времена года» уже многому научил нас и детей. Дети изменились, они стали более раскрепощенными, спокойными и дружелюбным
По нашим наблюдениям, процесс коллективного творческого сотрудничества во многом близок к коллективной игре, в которой ребенок, управляя действиями своего персонажа, одновременно сотрудничает с другими детьми. Это взаимодействие особенно важно для детей тревожных, замкнутых, склонных к неконструктивному поведению.
Любая творческая коллективная деятельность– это приключение, в котором дети выходят победителями.
Но самым, пожалуй, важным качеством мира творческих идей является его нравственное влияние.