Галина Королева
Долгосрочный проект по развитию художественно-творческих способностей детей «Разноцветная игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект «РАЗНОЦВЕТНАЯ ИГРА».Автор-Королева Г. В., воспитатель изобразительной деятельности МБДОУ "Детский сад №2 комбинированного вида" пгт. Жешарт.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Цвет — один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а так же их сочетаний и оттенков. («Толковый словарь» Ожегова).
Публикация «Долгосрочный проект по развитию художественно-творческих способностей детей „Разноцветная игра“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Цвет - душа живописи, самый могучий чародей в руках ребенка. Цвет вызывает у детей радость, удивление, неожиданность, воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности. Для того чтобы ребенок мог творить, его сначала нужно научить тому, как перенести на бумагу образы, возникшие в его воображении, если этого не сделать, замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную «мазню», которая вызовет у ребенка разочарование и может даже оттолкнуть его от рисования.
В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету у детей можно и необходимо воспитывать. Используя проектную деятельность, необходимо довести процесс развития цветового восприятия у детей до уровня произвольности, осознанности, чтобы цвет стал средством активной творческой деятельности ребенка.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие художественно-творческих способностей детей через расширение их знаний о цвете
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
• Знакомство с цветами на примере цветового круга;
• Ознакомление детей со свойствами и особенностями цвета;
• Знакомство детей со средствами художественной выразительности (контрастом, формой, насыщенностью и т. д.);
• Знакомство детей с характеристиками цветов и их оттенков, взаимоотношения цветов друг с другом;
• Обогащение словарного запаса названиями цветов и оттенков;
• Повышение уровня развития навыков работы с цветом для передачи выразительного образа;
• Содействие развитию совместного творчества взрослого и ребенка.
МЕТОДЫ ПРОЕКТА: Наглядные, практические, исследовательские,
мониторинговые.
ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, исследовательско - творческий.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ — 2 года
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети дошкольных групп, воспитатель по изобразительной деятельности, специалисты дошкольного учреждения:
музыкальные руководители, инструктор по ФИЗО, логопед, воспитатель, реализующий национально-региональный компонент, воспитатели, родители.
ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ:
• Художественно-эстетическое развитие (музыка) – цветомузыкальное восприятие (выражение музыки цветом, изучение нотной грамоты с опорой на цвет.
• Познавательное развитие- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, ритме, размере, об особенностях природы.
• Речевое развитие -обогащение активного словаря названиями цветов и их оттенков (в том числе на коми языке, развитие связной речи при составлении рассказов по сезонным картинам.
• Физическое развитие-развитие физических качеств с использованием цветовых ассоциаций и цветного моделирования.
• Социально-коммуникативное развитие-повышение уровня эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей через игровые ситуации с цветом.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Дети имеют представления об основных, промежуточных, теплых и холодных, контрастных цветах. Знакомы с понятиями: цветовой круг, тон, оттенок, насыщенность, светлота, контраст, колорит.
• Дети имеют представления о том, что с помощью цвета художник может передать не только состояние погоды, части суток и время года, но настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому объекту.
• Повысился уровень развития навыков работы с цветом.
• Для передачи выразительного художественного образа дети умеют:
получать промежуточные цвета, смешивая основные; создавать теплую и холодную цветовую гамму; составлять новый цветовой тон на палитре путем разбеливания, добавления черного; получать различные оттенки одного цвета; передавать цветовую гамму соответствующую определенному времени года, состоянию погоды, части суток, воздушной перспективы, создания сказочных образов, передачи характера, настроения.
• У детей обогатился словарный запас названиями цветов и оттенков;
• Повысилась увлеченность совместным творчеством взрослого и ребенка1Этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
• Постановка цели и задач;
• Подборка методической литературы по основам цветоведения.
• Подборка классических и народных произведений изобразительного искусства, доступных для восприятия детей.
• Работа с воспитателями групп: какие игры с цветом они могут предложить своим детям в свободное от занятий время.
• Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми, вызывающие огромный интерес и привлекающие внимание ребят (два королевства- черно-белое Графика и разноцветное с тремя главными цветами в окошках Живопись, живущие в них королевы Графика и Живопись, краски-тюбики, солнце с радужными лучами, лягушки в болоте, теплое и холодное царство)
• Разработала презентации в программе Power Point «Разноцветная игра», «Осень-чудная пора», «Золотая хохлома», «Цвет и форма в натюрмортах», «Какого цвета небо», «Зимние пейзажи», «Гжель-роспись Снегурочки», «Весенние мотивы».
• Эстетичное оформление предметно – развивающей среды изостудии в соответствии комплексно-тематическому планированию ДОУ и темам занятий с использованием детских работ, произведений художников и мастеров.
• Разработка системы работы по формированию основ цветоведения у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды (перспективное планирование).
2 этап ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
• Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность Всю деятельность по проекту строила в соответствии с перспективным планированием, разделенным на блоки: азбука цвета, цвет в природе и пейзажах, цвет в натюрмортах, цвет в портретах, цвет в художественной литературе, цвет в ДПИ, цвет в графике.
Азбука цвета. В игровой форме: знания о цветах радуги, их расположении в стихотворной форме, происхождении радуги в природе. Дети, экспериментируя с тремя основными цветами, получают остальные (дополнительные) цвета радуги.
Знакомство с теплыми и холодными цветами, контрастными цветами.
Занятия «Сказка про Жар-птицу и Фиолетовый туман», «Пейзаж с радугой».
Цвет в природе и пейзажах. Используя репродукции картин и наблюдения, обращаем внимание детей на многообразие и на изменчивость цвета в природе в зависимости от времени года, времени суток и природных и явлений.
Получение нежных, пастельных, светлых оттенков различных цветов путём разбавления с водой, либо смешением с белой краской, работа с палитрой, заполнение листа в зависимости от замысла. Дети запоминают правильное название оттенков, т. к. почти все названия «опредмечены»: лимонный, сиреневый, малиновый, персиковый, дымчатый.
Цвет в натюрмортах. Дети учатся с натуры с помощью цвета передавать объем (на свету – светлее, в тени – темнее) – объединять цвет и форму, подбирать контрастные или приближенные цвета для фона.
Цвет в портретах. Знакомясь с разными по стилю портретами, определяем роль цвета в передаче настроения и характера человека.
Цвет в художественной литературе. При изображении сказочных образов,- добрых и злых, подбираем и ищем «добрые», «нежные» цвета и оттенки для получения розового личика, румяных щечек, милого взгляда. «Страшные», «злые», «коварные» цвета получаем при смешивании красок с черным цветом,- получаются «позеленевшие от злости» и «чернее черта самого» портреты отрицательных сказочных героев. Представляем своих героев во дворцах.
Цвет в декоративном рисовании также является средством выразительности. Хохломскую роспись мы называем золотой, как осень; гжель-росписью Снегурочки, дымковскую – праздничной, яркой.
Украшая предметы (например, платье для весны, дети используют основы цветоведения.
Цвет в графике. В цветах радуги нет ни черного, ни белого цветов. Они живут в королевстве Графика. Как и остальные цвета, очень нужны художникам для смешивания красок. Но, используя линии, пятна и штрихи, можно создавать выразительные графические образы, особенно, животных и птиц (грачей, гусей, сов, крольчат).
Цвет в лепке. Все знания о цвете применяем на занятиях по лепке.
Мы познакомились с рисунками на руках художника Гвидо Даниэле, цвет, оттенки, цветосочетания которого служат для передачи реального образа.
Рисунки друзей наших меньших. Дети были очень удивлены, узнав, что кроме человека-художника рисовать умеют ещё и друзья наши меньшие. Мы рассмотрели цветовые сочетания приматов, поросят, собак и реалистичные рисунки слонов.
• Художественно-эстетическое развитие (музыка) – цветомузыкальное восприятие (выражение музыки цветом, изучение нотной грамоты с опорой на цвет. На музыкальных занятиях дети, прослушивая музыку, передают её цветными образами в рисунках.
Разноцветные огоньки в сочетании с музыкой положительно влияют на эмоционально-психологическое состояние детей - дети очутились в счастливом ярком мире музыки, цвета и радости. Кроме того, узнали, что темный фон «зажигает» теплые цвета.
• Художественно-эстетическое развитие (рисование и музыка)
Цвет и музыка очень взаимосвязаны по эмоциональному настрою, поэтому проводились интегрированные занятия «Осень, не грусти!», «В царстве красок», «Подснежники».
На встрече в музее в работах художника Леонида Петровича Климушева мы с детьми увидели сочетания ярких красок в натюрмортах, пейзажах, иллюстрациях. Дети с интересом рассматривали картины художника.
Работа с педагогами. В целях повышения знаний у педагогов по цветоведению, провела консультацию «Цвет, как средство выразительности».
• Самостоятельная деятельность детей:
- рассматривание альбомов «Сказки про краски», «Декоративно-прикладное искусство», «Изобразительное искусство Республики Коми»;
- Сюжетно – ролевая игра «В музее» (экскурсовод - ребенок).
- Дидактические игры «Круглый год», «Цвет и форма», «Составь натюрморт»…
- Создание продуктов для других проектов.
• Совместная деятельность с родителями детей
- Выступление на родительских собраниях по теме «Цвет в рисунках детей»;
- Информация в папках- передвижках, на сайте детского сада;
- Домашние задания понаблюдать за явлениями природы;
- Мастер –класс по изготовлению открытки;
- Участие в тематических выставках поделок.
3 Этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
• Итоговое мероприятие проекта - открытое занятие-развлечение «В царстве красок». Дети совместно с родителями закрепили все полученные знания о цветах, видах и жанрах изобразительного искусства.
• Авторские выставки детей.
• Тематические выставки творческих работ детей и родителей.
• Составление пособия «Разноцветная игра».