МАРИЯ ОДИНЦОВА
Долгосрочный проект по развитию мелкой моторики «Умелые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Не достаточно развита речь.
Актуальность: Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Публикация «Долгосрочный проект по развитию мелкой моторики „Умелые пальчики“» размещена в разделах
Дети «мыслят руками», не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
развивать эмоциональную отзывчивость;
развивать коммуникативные навыки.
Тип проекта : Практический, долгосрочный.
Участники проекта : дети возрастной группы 3-4 года, воспитатели, родители.
Объект проектной деятельности : развивающий.
Предмет: процесс развития мелкой моторики детей дошкольного возраста 3-4 года.
Обеспечение проекта :
Методическое: педагогическое, детское.
Диагностическая: диагностический материал, дидактический материал.
Материально- техническое: мозаика, пазлы, нетрадиционные формы рисования, игры- шнуровки, лепка.
Интегрируемые виды деятельности:
игровая деятельность (настольные игры)
познавательно- исследовательская деятельность (беседы)
продуктивная деятельность (рисование пальчиками, лепка)
коммуникативная деятельность (расскажи стихи руками)
трудовая деятельность (сбор веток, мусора на участке)
двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры)
музыкально- художественная деятельность (разучивание песен, игр)
чтение художественной литературы (чтение стихов, потешек, загадок)
Структурные единицы, представляющие направления развития и образования детей (образовательные области)
1. познавательное развитие
2. речевое развитие
3. социально- коммуникативное развитие
4. физическое развитие
5. художественно- эстетическое развитие
Гипотеза: данный проект позволит развитию мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты:
У детей развивается мелкая моторика рук
Пополнится словарный запас
Привлечение большого количества родителей обучающихся к сотрудничеству и взаимодействию
Этапы реализации:
1 этап: анализ литературы и оснащение материально- технической базы
2 этап: составление перспективного плана работы
3 этап: выполнения плана и текущая оценка результатов
План реализации проекта
1 этап- подготовительный
Задачи
Мероприятия
Сроки Ожидаемый результат
Определить цели и задачи проекта Беседы с детьми по теме проекта, выявление проблемы Сентябрь- декабрь совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
развивать эмоциональную отзывчивость;
развивать коммуникативные навыки.
Упражнения пальчиковой гимнастике
Проведение дидактических и пальчиковых игр
Анкетирование родителей
Консультации для родителей
Пальчиковый театр
2этап- основной
Задачи
Мероприятия
Сроки Ожидаемый результат
развивать мелкую моторику пальцев.
Развивать мелкую моторику рук и пальцев. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха) Сентябрь
1-ая неделя Развивать самостоятельность, подвижную и речевую деятельность.
Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Развивать мелкую моторику. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)
Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками. 2- ая неделя Развитие у детей подвижной и речевой деятельности.
Развивать общую координацию движения.
Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Пальчиковая гимнастика «Зайчики»
Пальчиковая игра «Кошки – мышки» 3-ая неделя Развитие у детей подвижной и речевой деятельности.
Повторение и закрепление материала 4-ая неделя Развитие у детей подвижной и речевой деятельности.
развивать мелкую моторику рук.
Развитие мелкой моторики рук.
Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка)
«Прогулка»- рисуем следы … пальчиками. Октябрь
1-ая неделя Развитие у детей познавательного интереса.
Учить детей рвать бумагу и скатывать мелкие шарики.
Развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом. «Прогулка в лесу» (трафарете зеленой елке разложить «игрушки») из мятой бумаги.
Массаж «Бусами» 2-ая неделя Развитие у детей познавательного интереса.
Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Учить детей лепить круговые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Пальчиковая игра «Пирог»
«Колобок»
3-ая неделя Развивать самостоятельность, творчество.
Повторение и закрепление материала 4-ая неделя Развивать самостоятельность, творчество.
Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца.
Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка оперирования ножницами, формирование навыка со дружественного движения руки и глаз. «Подарок жеребёнку».
«Коврик для котёнка». Ноябрь
1-ая неделя Развивать творчество, воображение.
Развивать мелкую моторику пальцев и рук.
Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо – прищепки»
Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять» 2-ая неделя Развитие у детей речевой деятельности.
Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев.
совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. «Идет снег»
Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек). 3-ая неделя Развивать творчество, воображение, самостоятельность.
Повторение и закрепление материала 4-ая неделя Развивать, творчество.
развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге»
развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. «Чтоб Мишке было теплее»
Игра: «Лыжники» Декабрь
1-ая неделя Развивать, творчество.
Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка) Массаж пальчиков мячиком ежиком «Мой веселый мяч – прыгун»
«Чудесный мешочек» 2-ая неделя Развитие речевой, подвижной деятельности.
Развивать координацию общих движений.
развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка работы ножницами, упражнять детей в изготовлении аппликации. Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»
«Забавный барашек» 3-ая неделя Развитие познавательного интереса, творчества.
развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.
развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь. «Волшебный теремок для шести братьев».
Пальчиковая игра : «Какая игрушка спряталась» и определить на ощупь. 4-ая неделя Развитие познавательного интереса, творчества.
3этап- заключительный
1. Оценка результатов проделанной работы с детьми
2. Самоанализ результатов педагогической деятельности
3. Объективная оценка проделанной работы
Работа с родителями:
выставки детских работ в детском саду;
реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытого мероприятия для родителей
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Анализ проекта «Умелые пальчики»
Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.
Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Дети 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка «Наши ручки не для скуки» направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
Вывод: Реализация данного проекта помогло обогатить его содержание. Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Список используемой литература
1. Шмелева Е. Б. Пальчиковые игры. Пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М. : Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М. : ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.
3. Шанина С. А., Гаврилова А. С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М. : РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век. 2010. – 249 с.
4. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : пособия для родителей и педагогов. – М. : АСТ: Астрель: профиздат, 2007. – 47с.
5. Узорова О. В. Пальчикововая гимнастика. - М. : АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. – 127с.