Шамина Анжелика
Долгосрочный проект по правовому воспитанию в младшей группе
▼ Скачать
МБДОУ города Ростова-на-Дону
«Детский сад № 25».
Долгосрочный (открытый) проект по правовому воспитанию детей
в младшей группе (3-4г) .
«Я ребёнок и имею право».
Подготовила:
Шамина Анжелика Игоревна
Воспитатель
Ростов-на-Дону, 2023 г.
Публикация «Долгосрочный проект по правовому воспитанию в младшей группе» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Долгосрочный проект по правовому воспитанию детей «Я ребёнок и имею право…», включающий в себя несколько сопроектов : с детьми младшего возраста «Моя семья».Основная идея работы по проекту – признание ребенка полноценной и полноправной личностью : свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим людям. Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации правового воспитания, отвечающий ФГОС ДО и построен на принципах развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Предполагаемые результаты:
После реализации проекта дети будут знать свои права (право на жизнь, имя, семью, свободно выражать свои взгляды, право на получение информации и образование, на пользование услугами системы здравоохранения) и обязанности (помогать взрослым, уважать старших и т. п., применят полученные знания в практической деятельности - творческих и развивающих играх, будут стараться использовать эти знания в общении с другими детьми, продемонстрируют способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы о правах детей, будут готовы правильно оценивать себя и других.
Практико- ориентированный проект «Я хочу быть похожим на…», (долгосрочный, открытый, младшая группа, дети 3-4 лет
Тема проекта
Правовое воспитание младших дошкольников
Направление
Социально- личностное
Название организации
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «МБДОУ №25» г. Ростов-на-Дону
Ф. И. О. автора, должность
Воспитатель : Шамина Анжелика Игоревна
Нормативно –правовая база проекта
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Нормативно – правовая база дошкольного образовательного учреждения. Сборник документов. Устав МБДОУ.
Проблема
Для детей младшего дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность познавательных интересов, доброжелательного отношения к близким людям.
Краткое описание проекта
С младшего возраста в детях нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважении и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников.
Участники проекта
Участники: воспитатели группы; воспитанники и их родители
Сроки реализации проекта
С сентября по май
Цель проекта
Создание благоприятного психоэмоционального климата в группе сверстников. Формирование представлений ребёнка о себе и близких людях.
Задачи проекта
1. Познакомить детей с правом на семью и жить вместе с родителями.
2. Содействовать усвоению детьми первоначальных знаний о человеке как о социальном существе.
3. Помочь детям научиться понимать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние близких людей.
4. Развивать коммуникативные способности, социальную адаптацию, толерантное отношение к окружающему миру.
Основные мероприятия
Проект содержит несколько тем: «Давайте познакомимся- это моя мама», «Давайте познакомимся- это мой папа», «Давайте познакомимся – это мои бабушка и дедушка», «Я хочу быть похожим на…»
Ожидаемый результат
- дети знают о том, что имеют право жить вместе с родителями;
- умеют понимать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние близких людей;
- имеют представления о том, что все люди не похожи друг на друга.
Продукт (итог) проекта
- совместное создание альбома «Мама, папа, я- очень дружная семья»
-презентация проекта «Я хочу быть похожим на.»
Разработка и реализация проекта «Я хочу быть похожим на…»
Вид взросло – детской (партнерской) деятельности в соответствии с интеграцией образовательных областей.
Формы организации совместной
взросло – детской (партнерской) деятельности
Предполагаемая самостоятельная
деятельность детей
1
2
3
Тема: Давайте познакомимся – это моя мама
Цель: Способствовать формированию представлений ребёнка об эмоционально близком взрослом – маме.
Игровая
деятельность
Сюжетная игра с куклой.
«Дочки-матери».
Дидактические игры «Узнай свою маму по внешнему виду, голосу и др.», «Помоги маме сделать покупки», «Собери маму на праздник», «Сделай маму красивой» и др. с использованием фланелеграфа и магнитной доски.
Ряженье «Мамин сундучок»
Игры с любимой игрушкой, персонажем, куклами и ролевыми атрибутами.
Дидактические, пальчиковые игры
Рассматривание фотографий иллюстраций, книг о маме семейных фотоальбомов «Моя семья» (мамина страничка «Самая, самая…»).
Игры – упражнения, имитирующие действия взрослого (варит, готовит, стирает и другое).
Имитация движений в хороводных играх.
Конструирование из крупного и среднего конструктора знакомых построек.
Социально-коммуникативная
деятельность
Речевое общение
Ситуативный разговор по теме, беседа о маме (по фотографиям из фотоальбома и иллюстрациям).
Речевая ситуация «Как мамочка заботится».
Игры с силуэтным моделированием одежды.
Познавательная деятельность
Рассматривание фотографий иллюстраций, книг о маме.
Наблюдение в уголке природы.
Сбор фотографий и оформление фотоальбома «Моя семья» (мамина страничка «Самая, самая…»).
Сбор фотографий по видам деятельности – варит, стирает, гладит, готовит и т. д.
Двигательная
деятельность
Хороводные игры.
Игры малой подвижности,
Игровые упражнения.
Трудовая
деятельность
Совместная деятельность с мамой по стирке кукольной одежды.
Чтение художественной литературы
Чтение потешек, закличек, сказок «Медвежья колыбельная» (лат., в пер. А. Ремизова, «Знаешь, мама, где я был?» (обр. В. Берестова)
1
2
3
Чтение художественной литературы
Чтение потешек, закличек, сказок «Медвежья колыбельная» (лат., в пер. А. Ремизова, «Знаешь, мама, где я был?» (обр. В. Берестова, «Волк и семеро козлят» и другое.
Деятельность в изоцентре: Лепка «Для любимой мамочки испеку я прянички».
Аппликация «Бусы для мамы».
Рисование «Украсим платье маме» и другое.
Аппликация «Бусы для мамы».
Рисование «Украсим платье маме» и другое.
Игры с водой, красками.
Музыкально-художественная деятельность
Слушание «Мамочка моя» (муз В. Войтика, сл. А. Пысина)
Продуктивная
деятельность
Лепка «Для любимой мамочки испеку я прянички».
Аппликация «Бусы для мамы».
Рисование «Украсим платье маме»
Итоговое мероприятие: развлечение «С мамой хорошо», кукольный театр с участием родителей
Тема: Давайте познакомимся – это мой папа.
Цель: способствовать формированию представлений ребёнка об эмоционально близком взрослом – папе.
Игровая
деятельность
Игры с машинами «Перевези игрушки, предметы», сюжетно-ролевые игры «Шофёры», «Дорога для пешеходов и машин».
Дидактические игры «Узнай своего папу/ по внешнему виду, голосу и др.», «Помоги папе отремонтировать…», «Собери папу на рыбалку» Театрализованная игра «Мишка–Топтыжка спортсмен»
Игры с любимой игрушкой, персонажем, машинами и ролевыми атрибутами.
Дидактические, пальчиковые игры.
Рассматривание фотографий иллюстраций, книг о папе, семейных фотоальбомов «Моя семья» (папина страничка «Мой папа умеет…»).
Игры – упражнения, имитирующие действия взрослого (чинит, рубит, забивает и другое).
Действия по уборке участка.
Имитация движений в хороводных играх.
Социально-коммуникативная
деятельность
Речевое общение
Беседа о папе (по фотографиям из фотоальбома и иллюстрациям).
Речевая ситуация по теме.
Познавательная
деятельность
Сбор фотографий для оформления фотоальбома «Моя семья» (папина страничка «Мой папа умеет…»).
Конструирование «Мост для машин».
Рассматривание фотографий иллюстраций, книг о папе.
1
2
3
Двигательная
деятельность
Хороводные игры. Игровые упражнения.
Конструирование из крупного и среднего конструктора знакомых построек, «Мост для машин» и другое.
Деятельность в изоцентре: Лепка «Колёса для папиной машины»
Аппликация «Починим с папой заборчик».
Рисование
«Перевезём мячи на машине» (нетрадиционная техника рисования) и другое.
Трудовая
деятельность
Совместная деятельность с папой по ремонту игрушек в группе
Чтение художественной литературы
Чтение и разучивание потешек, закличек: «Эй, кузнец, молодец…» (С. Маршак, «Сапожник» (польс., обр. Б. Заходера) и др., чтение стихов и сказок.
Музыкально-художественная деятельность
Слушание и исполнение подпевок - упражнений «Андрей – воробей» и др., слушание «Верхом на лошадке» А. Гречанинов, «Смелый наездник» Р. Шуман и др., Пальчиковые игры «Кто приехал» и др.
Подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Продуктивная
деятельность
Лепка «Колёса для папиной машины»
Аппликация «Починим с папой заборчик».
Рисование «Перевезём мячи на машине» (нетрадиционная техника рисования) и другое
Итоговое мероприятие: развлечение «С папой хорошо!» (подвижные игры с папами)
Тема: Давайте познакомимся – это мои бабушки и дедушки.
Цель: способствовать формированию представлений ребёнка об эмоционально близких взрослых – бабушках и дедушках.
Игровая
деятельность
Игры – манипуляции с посудой, игры – шнуровки.
Пальчиковый театр.
Настольный театр «Колобок».
Игры у дидактического стола (с выключателями, телефонным диском и т. д.).
Дидактические игры «Узнай свою бабушку, дедушку/ по внешнему виду, по голосу», «Помоги бабушке на кухне», «Помоги дедушке починить», «Позови бабушку и дедушку обедать»
Игры с любимой игрушкой, персонажами настольного театра «Колобок», куклами,
машинами и ролевыми атрибутами.
Действия у дидактического стола.
Дидактические, пальчиковые игры.
Социально-коммуникативная
деятельность
Речевое общение
Ситуативный разговор, Беседа о бабушках и дедушках (по фотографиям из фотоальбома и иллюстрациям).
1
2
3
Речевая ситуация по теме. Коммуникативные игры с использованием малых фольклорных форм.
Рассматривание фотографий иллюстраций, книг о бабушках, дедушках, семейных фотоальбомов «Моя семья» («Мои бабушки и дедушки…»).
Действия с элементами одежды в уголке ряженья.
Игры – упражнения, имитирующие действия взрослого.
Познавательно – исследовательская
деятельность
Обучающие игры с использованием предметов и игрушек
Сбор фотографий и оформление
фотоальбома Моя семья» (страничка бабушек и дедушек «Мои бабушки и дедушки…»).
Сбор фотографий по видам деятельности, их рассматривание.
Игра – экспериментирование «Что в шарике»
Конструирование «Мебель для комнаты бабушки и дедушки» (стол, стул, кроватка)
Двигательная
деятельность
Хороводные игры «Стираем целый день», «Колпачок» и др.
Трудовая
деятельность
Совместная деятельность с бабушками «Замешиваем солёное тесто» (для продуктивной деятельности)
Совместная деятельность с дедушками «Ремонт игрушек»
Поручение (подача инструмента «Найди такой же инструмент в игрушках»)
Чтение художественной литературы
Чтение рус. нар. сказок «Колобок», «Репка» и др., чтение и разучивание песенок, закличек, небылиц «Кисонька – мурысонька», «Песенка бабушки про непоседу» (пер. Ю. Кушака) и другое, разучивание стихов о бабушках и дедушках.
Музыкально-художественная деятельность
Слушание «Весёлые гуси», «Ладушки», «Камаринская» (П. Чайковский) и др.
Продуктивная
деятельность
Лепка «Баранки к чаю»
Аппликация «Яблочный компот».
Рисование «Колёса для тележки деда» и другое.
Итоговое мероприятие: кукольный театр «В гостях у сказки»
1
2
3
Тема: Я хочу быть похожим на …
Цель: способствовать формированию и развитию представлений о трудовой деятельности взрослых людей.
Игровая
дятельность
Сюжетные игры: «Магазин» («Магазин открывается», «Купим одежду кукле» и т. п., «Автомастерская», «Парикмахерская»,
«Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и другие.
Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм.
Действия с предметами для теневого театра.
Рассматривание семейных коллекций, называние предметов.
Конструирование из настольного строителя
«Кто на бабушкином дворе живет?» («Скотный двор», «Птичий двор»).
Игры в уголке ряжения
Социально-коммуникативная деятельность
речевое общение
Беседы о труде взрослых.
Беседы на секретные и личные темы (обогащающие представления детей о родителях)
Ситуативные разговоры и речевые ситуации по теме.
Познавательно- исследовательская деятельность
Наблюдения за трудовыми действиями взрослых
Экскурсии по детскому саду (в кабинет медицинской сестры, на кухню, в спортивный и музыкальный зал, в прачечную и т. д.).
Моделирование и решение проблемных ситуаций «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Кукла испачкала платье», «Сломалась игрушка», «Сломался стул» и другие.
Коллекционирование «Мир моих увлечений» (семейные коллекции рукотворных предметов, изготовленных взрослыми совместно с детьми).
Конструирование из настольного строителя
«Кто на бабушкином дворе живет?» («Скотный двор», «Птичий двор»).
Трудовая
деятельность
Совместная деятельность взрослых и детей по созданию семейного мини – проекта.
«Мир увлечений нашей семьи».
Задание: изготовить совместно с родителями поделки для проекта.
1
2
3
Двигательная деятельность
Подвижные игры «Где мы побывали, что мы повидали», «Стираем» и другие.
Чтение художественной литературы
Чтение и рассказывание рассказов, сказок и стихотворений о трудовой деятельности «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса - лапотница», «Кот, петух и лиса», «Ленивая Бручулина» и другие.
Музыкально- художественная деятельность
Музыкальные сказки – импровизации М. Макитенко «Коза - дереза», М. Найденова «Кот -Котофеевич» и другие.
Музыкально – дидактические игры
Продуктивная
деятельность
Лепка «Угощения для животных с бабушкиного двора» и другое.
Аппликация «Домик для Тузика» и другое.
Рисование «Украсим бабушкино поддворье» (нетрадиционные техники – тычком и другими).
Совместное со взрослыми оформление мини – проектов «Мир увлечений нашей семьи».
Итоговое мероприятие: Мини – проект «Мир увлечений нашей семьи» (рукотворные предметы)»
Библиографический список
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / авт. -сост. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
2. Голицина Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка. [ Текст] / Н. С. Голицына, Л. Д. Огнева – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.- С. 95.
3. Давыдова, О. И., Вялкова, С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О. И. Давыдова, С. М. Вялкова – М. : ТЦ Сфера, 2008.- С. 112. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: festival@1september.ru
4. Козлова С. А. Мы имеем право // учеб. -метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений. -М. ; Обруч, 2010.- № 4.- С. 23-25.
5 .Кочергина В. Н. Правовое воспитание дошкольников. [Текст ]/В. Н. Кочергина// Дошкольное воспитание - 2005- № 1.- С. 2-5.
6. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры / авт. -сост. Т. А. Харитончик. 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. - 228 с.
7. Шорыгина, Т. А. Беседы о правах ребенка. [Текст] : Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет/ Т. А. Шорыгина – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 120 с.