Доценко Ирина
Долгосрочный проект «От семечка к цветку»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: одна из задач экологического воспитания – заложить первые ориентиры в мире растений и обеспечить понимание первоначальных связей в природе. Именно по этой причине, за основу в работе по экологическому воспитанию была выбрана проектная деятельность.
Актуальность проекта.
Публикация «Долгосрочный проект „От семечка к цветку“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Ознакомление детей с природой, является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности произрастания и ухода за ним. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой это цветок, как его вырастить – не все. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан познавательно-творческий проект «От семечка к цветку».
Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество с воспитателями.
Тип проекта : долгосрочный, групповой.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный, творческий;
Проблемный вопрос: недостаточно цветущих растений и знаний о них;
Цель: знакомство с разнообразием цветущих растений, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие экологического, эстетического и трудового воспитания детей.
Задачи:
- дать понятие, что такое цветок;
- учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом);
- учить детей правильно сажать и выращивать цветы. Отметить значение и роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых;
- развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства;
- развивать умение сравнивать и анализировать;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках;
- обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных;
- воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботится о них;
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность;
- знакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
Методы проекта :
- наглядные: тактильно-мышечная наглядность, праздник, слайд-шоу представление;
- словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, инструкции;
- технология моделирования;
- релаксация;
- ароматерапия;
- слушание музыки.
Формы реализации проекта :
- познавательные занятия (речь и альтернативная коммуникация, аппликация, рисование, лепка, музыка, окружающий природный и социальный мир);
- экскурсии;
- дидактические игры;
- трудовая деятельность;
- непосредственно организованная деятельность (наблюдение, исследования, трудовая деятельность).
Ресурсное обеспечение:
- материально-техническое (компьютер, фотоаппарат, фонотека);
-канцелярские принадлежности;
- методический инструментарий;
- садово-огородный инвентарь;
- цветник на учебном огороде;
- земля пакетированная.
Наглядный материал:
- цветы живые, на иллюстрациях;
- подборка слайд-шоу «Красивые сады мира», «Цветочный калейдоскоп»;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по экологии;
- библиотечка юного цветовода.
Сроки реализации проекта :
В течении года.
Участники проекта :
Дети и воспитатели.
Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают детей. Формирование понимания, что цветы являются не только украшение Земли, но и целителями, формирование навыков культурного поведения в природе, умения беречь и заботится о ней. Готовность участвовать в практически делах по улучшению природной среды и по созданию красоты (посев семян, выращивание рассады, высаживание рассады в грунт, уход за посадками, составление букетов).
Этапы реализации проекта :
I.Подготовительный этап
- сбор и анализ литературы, разработка плана реализации проекта;
- формирование у детей желания участвовать в проекте вместе со взрослыми и сверстниками, проявляя самостоятельность и творческий подход;
- выбор цветов для посева, согласно их особенностям;
- разработка пособий, подборка дидактических, подвижных и настольных игр, весёлых вопросов и упражнений, иллюстративного материала, загадок, сказок, мифов, легенд, художественной и познавательной литературы для чтения детям.
II.Основной этап
- беседа «Цветы вокруг нас» ;
- слайд-шоу «Цветочный калейдоскоп» ;
- чтение художественной литературы Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка» ;
- загадывание загадок о цветах ;
- беседа «Насекомые и цветы» ;
- рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов ;
- дидактическая игра «Цветочный магазин» ;
- беседа «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях»;
- дидактическая игра «Сложи цветок» ;
- слушание музыки Ю. Чичков «Волшебный цветок», релаксация, ароматерапия ;
- беседа «Профессии людей, занятых в цветоводстве» ;
- экскурсия-поездка в цветочный магазин за семенами ;
- трудовая деятельность, посев семян в школки, наблюдение и уход до высадки в грунт;
- дидактическая игра «Найди цветок по описанию» ;
- экскурсия слайд-шоу «Красивые сады мира» ;
- наблюдение на прогулке за пробуждением земли, появление первоцветов;
- занятие «Комнатные растения уголка природы» ;
- обрывная аппликация «Цветик - семицветик» ;
- беседа «Мать-и-мачеха» ;
- рисование красками «Мать-и-мачеха»;
- дидактическая игра «Собери цветок из геометрических фигур» ;
- трудовая деятельность, подготовка грядок к высаживанию рассады цветов ;
- трудовая деятельность, высаживание рассады цветов в грунт, дальнейший уход (полив, рыхление, подкормка) в течении лета ;
- коллективное рисование-аппликация «Букет цветов в вазе»;
- наблюдения за цветами на прогулке в солнечную и пасмурную погоду ;
- работа в уголке природы- уход за комнатными цветами ;
- слушание музыки Чайковский П. И. «Цикл. Времена года», «Вальс цветов», релаксация, ароматерапия ;
- беседа «Для чего люди выращивают цветы?» ;
- рисование по замыслу «Представь и нарисуй какие цветы вырастут у нас на клумбе» ;
- беседа «Берегите природу» ;
- экскурсия в г. Сергиев Посад «Цветочные клумбы нашего города ";
- сбор выращенных цветов на клумбе и составление букетов школьникам к 1 сентября.
III.Заключительный этап.
- обобщение результатов, их анализ, выводы;
- развлекательное мероприятие «Праздник цветов».
Литература:
1. Новикова А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект, 2004 г.
2. Киселёва Л. С. Проектный метод в ДОУ, 2003 г.
3. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование, 2003 г.
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет,2007 г.
5. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. Аргументы и факты, 1996 г.
6. Шорыгина Т. А. Цветы : какие они? Книга для воспитателей.