Анна Семухина
Долгосрочный проект «Наш огород» в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В мае 2015 года мы с ребятами старшей группы начали работу над проектом «Наш огород».
Цель данной работы – пробудить интерес детей к работе с землей, воспитывать бережное отношение к своему и, главное, чужому труду, развивать наблюдательность посредством фиксирования изменений растения на разных этапах развития.
Публикация «Долгосрочный проект „Наш огород“ в старшей группе детского сада» размещена в разделах
Проект был начат в то время, когда на приусадебных участках активно велись сельскохозяйственные работы, и многие дети были вовлечены в них родителями. Ребята рассказывали, как они помогают старшим на дачах и огородах: копают землю, сажают семена, поливают грядки.
Но прежде чем приступить к облагораживанию своего небольшого участка, необходимо было заинтересовать ребят, сконцентрировать их внимание на этой теме. Лучшим средством, которое помогло детям прочувствовать этот вопрос, стало литературное произведение.
Итак, 1 этап. В отведенное для чтения время мы познакомились с рассказом «Живая бусинка» писательницы Нины Павловой. В произведении рассказывается о том, как маленькая девочка (ровесница наших ребят) нашла желтую бусинку, которая очень ей понравилась. Она долго с ней играла, а однажды бусинка попала в воду, и через некоторое время девочка увидела, что бусинка изменилась (стала толстая и важная). Девочка показала бусинку маме, а та предложила не играть с ней, а положить на мокрую тряпочку. Вскоре на бусинке «прорезался зубок», и мама убедила дочку закопать бусинку в землю и подождать, что же будет. С тех пор девочка каждый день бегала навещать бусинку и ждала, когда же она выберется на поверхность. Но время шло, а бусинки не было видно. Девочка забыла о ней, но однажды увидела, что в том месте, где они с мамой закопали бусинку, вырос кустик. Сначала он рос, потом зацвел, потом на нем появились стручки, а когда они стали тугими и толстыми, мама разрешила собрать урожай. В каждом стручке было по несколько желтых бусинок, таких же, как та первая, которую нашла девочка.
Рассказ «Живая бусинка» был выбран не случайно, ведь первым на нашем огороде предстояло посадить горох.
Этап 2. На следующий день после того как ребятам был прочитан рассказ, мы приступили к обработке земли: освободили отведенный участок от сорняков, и вместе с ребятами вскопали грядку. Дети с большим удовольствием принимали участие в работе: установили очередность вскапывания (каждому хотелось поработать). Ребята, за которыми приходили родители, были разочарованы тем, что им не удалось вдоволь «наработаться». Родители, в свою очередь, были приятно удивлены, видя своих детей за таким полезным занятием. После вскапывания дети разрыхлили землю и приготовили борозды.
Дальше нужно было поровну разделить семена, чтобы каждый ребенок принял участие в посадке. Каждому досталось по 6-7 горошинок. Но прежде чем положить их в землю, мы внимательно рассмотрели их. Обсудили, почему маленькая героиня рассказа назвала их «важными» и чем же на самом деле является «зубок» на каждой горошине (это росток).
Этап 3. На следующий день была запланирована посадка свеклы. Найти подходящий рассказ про эту культуру оказалось нелегко, поэтому было выбрано произведение Н. Носова «Про репку». Если в первом случае важно было именно повторить действия героини (и она, и наши ребята сажали горох, то дальше нужно было лишь подтверждать «красоту», правильность и полезность наших действий.
В рассказе «Про репку» говорится о ребятах детского сада, который на летнее время уехал на дачу. Главный герой рассказа Павлик решил посадить там собственный огород и попросил бабушку купить ему семена. Это были семена репки. Другие ребята насмешливо отнеслись к этой затее. Но после того как работа была начата, каждому захотелось принять участие в новом деле. Труд детей увенчался успехом: семена взошли, и грядка зазеленела. Но в скором времени смена закончилась, и ребята уехали в город. На дачу приехали другие дети и продолжили начатое дело. Осенью в детский сад Павлика пришла посылка, в которой была вкусная сладкая репка.
Сначала мы вместе с ребятами внимательно рассмотрели семена, отметили разницу между «детками» гороха и свеклы, обсудили вопросы посадки (на какую глубину опускать семена в землю, на каком расстоянии они должны быть друг от друга, чтобы им не было тесно).
Этап 4. На нашей грядке еще осталось немного места, и мы решили занять его культурой, с которой можно будет снять несколько урожаев – луком. Точно так же как в предыдущие разы, мы рассмотрели семена лука-саженца, обсудили правила посадки, обговорили, что сажаем лук для того, чтобы вырастить перо (зелень лука) и репку (лук репчатый). Саженец мы посадили часто, чтобы по мере роста срывать перо с одних луковиц и, прореживая таким образом, давать возможность формироваться репкам у других.
Этап 5. Это самый долгосрочный этап – уход за насаждениями. Погода стояла жаркая, поэтому каждый день утром и вечером мы с ребятами поливали нашу грядку.
В редкие дни, когда было прохладно, мы ограничивались одним поливом. Уже через несколько дней ребята ожидали увидеть первые всходы, но потом вспомнили, как точно так же к грядке бегал Павлик из рассказа Н. Носова «Про репку» и девочка из «Живой бусинки» Нины Павловой.
Прошло немного времени, и вот на нашей грядке стал всходить горох. Это было очень радостное событие.
о вскоре оно было омрачено: кто-то большими тяжелыми ботинками прошелся по нашему огороду и измял только что показавшиеся всходы. Было очень досадно и обидно. Мы поговорили с ребятами о том, как это важно - бережно относиться к чужому труду, попытались сформулировать свои чувства, которые испытали, увидев разрушения. Грядку нам портили еще несколько раз, и каждый раз ребята расстраивались, предлагали провести расследование (измеряли длину следа, рассматривали отпечатанный рисунок подошвы, предлагали повесить табличку, установить дежурство, поймать и наказать виновного.
К счастью, несмотря ни на что помятые всходы выправились, и наш горох рос и рос как в той сказке «Про петушка и чудо-меленку». Взошла и свекла, а на луке появились зеленые листочки-иголочки. Как только начал всходить лук, поливать мы его стали реже, а вместо этого чередовали полив с рыхлением почвы. Ребята спрашивали, почему мы так делаем, и после непродолжительных разъяснений соглашались, что рыхление – это сухой полив. В рыхлую почву легче проникает воздух, что очень нравится луку. Мы вспомнили и про земляных червей, которые естественным образом, роя себе ходы, рыхлят почву и таким образом приносят большую пользу человеку. Вспомнили мультфильм про земляного червяка из сериала про пчелку Майю (многие дети его смотрели, но только теперь поняли его смысл). Время от времени ребята рыхлили землю, занятую свеклой и горохом, «чтобы они тоже подышали».
Этап 6. На дворе 18 июня, и мы сняли первый урожай – зеленый лук. Мы выбирали головки послабее, выдергивали их, освобождая таким образом место для соседних луковиц (пусть растут). Работа проводилась в первую половину дня во время утренней прогулки. В группе начались приготовления к обеду. Помощник воспитателя перебрала и вымыла лук, нарезала его и сложила в блюдце. На первое в этот день были щи, посыпанные нашим зеленым луком! Почти все попросили добавки!
Второй раз мы снимали урожай через две недели (4 июля, и сдабривали зеленым луком борщ.
Этап 7. В двадцатых числах июня зацвел наш горох.
Мы вспомнили рассказ «Живая бусинка» и договорились, что цветочки с него срывать нельзя, несмотря на то, что они такие нежные и красивые.
Этап 8. В начале июля на горохе появились стручки.
Некоторые ребята никогда не видели, как растет горох: они привыкли к его виду в консервной банке. Другие дети знали (по книжкам или рассказам родителей, что горошины спрятаны в стручке, но удивлялись, почему стручки такие тонкие. Мы внимательно рассмотрели наш горох. Поговорили о том, что любое растение сначала маленькое и лишь потом - большое: для того чтобы оно выросло, надо ухаживать за ним (поливать, рыхлить почву, удалять сорняки). Если быть заботливым, результат обязательно будет: из маленьких чуть заметных семечек горошины превратятся в «пузатые» бусинки.
Этап 9. Нужно добавить, что помимо работы на огороде, мы с ребятами не забывали о творчестве. 4 июля была начата работа над коллективной картиной «Наш огород».
Здесь ребятам пригодилось умение рисовать (гуашью создавался фон, вырезать (так на картине появились хвойные и лиственные деревья, складывать бумагу в технике оригами (на нарисованном огороде за два дня «выросли» свекла и морковь) и конструировать (по «гуашевому» небу разлетелись разноцветные бабочки из фантиков).
Этап 10. Дождаться, когда горошинки «потолстеют» было ох как непросто! Ребята каждый день проверяли стручки, осматривали и ощупывали их, осторожно ворошили зелень. Всякий раз, когда кому-нибудь казалось, что горошины уже большие, мы вместе осматривали стручки и приходили к выводу, что нужно еще немного подождать. Но вот 15 числа были сорваны первые «гороховые домики». Горошины были не слишком крупные, но сладкие и вкусные. Ребята не смогли удержаться и попробовали их прямо на улице.
Однако дальше мы договорились, что остальным стручкам дадим время подрасти, и снимем урожай сразу со всего куста. Лето было очень жарким, и нашим кустикам было тяжело, к тому же соседний участок, на котором росли цукини, поразился тлей. Тем не менее, ежедневный полив и уход позволили нам собрать пусть небольшой, но все же урожай, с гороха. В конце июля мы с ребятами набрали целую тарелку спелых стручков, распотрошили их в группе, и съели с превеликим удовольствием. А некоторые ребята даже угостили горошком своих родителей.
Этап 11.
На нашей грядке подрастала свекла и уже поникла зелень у репчатого лука, что говорило о том, что и эта культура почти созрела.
Про изменения, происходящие с нашими растениями, мы с ребятами говорили каждый день. Почти все интересовались огородом: спрашивали о том, как узнает человек, что овощи поспели, бывает ли, что растения болеют, как «выгнать» с грядки сорняки. Радостно было чувствовать и дух соперничества, который появился у детей, ведь наша грядка была не единственной на огороде. Ребятам было приятно видеть, что их растения более ухоженные, а грядка пышная и «здоровая».
10 августа мы убрали свеклу. По нашим наблюдениям ее репка перестала увеличиваться в размере, а листья стали желтеть. Свеклы было всего четыре ряда, а желающих ее «тянуть» раза в три больше, поэтому работа закончилась, не успев начаться. Ребята оборвали «вершки», а «корешки» сложили в тарелку. Из нашей свеклы через несколько дней повар сварила борщ.
Этап 12. Последним мы с ребятами убирали лук. Это было уже в конце августа. Перо его пожухло и легло на землю – верный признак созревания.
ы выдергали лук из земли и разложили сохнуть на подоконник в группе. Через неделю, когда головки высохли, ребята обрезали пожелтевшее перо, а репки отнесли на кухню.
Этап 13. Казалось бы, огородный сезон завершился, но нам пришла в голову мысль, что было бы неплохо открыть сезон второй. Поэтому мы с ребятами вновь вскопали грядку, разрыхлили землю, проделали борозды и на этот раз посадили… укроп, кинзу и петрушку. Было опасение, что конец августа – слишком позднее время для посадки (некоторые родители тоже высказывали сомнения по этому поводу). Но с погодой нам повезло – было тепло и дождливо, поэтому в скором времени грядка вновь покрылась зеленым пушком. А в конце сентября мы с большим удовольствием добавляли зелень в первые блюда.
Кроме того, на нашем участке (в цветочной клумбе) мы совершенно неожиданно обнаружили очень интересное культурное растение – мелиссу, или лимонник, как называют ее в народе. С помощью лопаты эта «барышня» тоже переехала на нашу грядку. Мы очень надеемся, что зиму она перенесет хорошо. Об этом мы узнаем весной. Но это будет совсем другая история…