Екатерина Ермак
Долгосрочный проект «Копилка семейных ценностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Копилка семейных ценностей».
Актуальность.
Благодаря стремительному развитию средств связи, информационных технологий, транспортного сообщения с любой точкой мира, современный ребенок и молодые родители находятся в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На них воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, телевидения, компьютерных игр, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания детей, оттесняя на второй план семью и ДОУ.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
В окружающей семью информационной среде родителям и ребенку крайне сложно найти такие ценности, как бескорыстная любовь к человеку, любовь к семье, своему народу, России, честность, совесть, порядочность, уважение к родителям, забота о старших и младших, трудолюбие, милосердие. В окружающей семью информационной среде родителям и ребенку крайне сложно найти такие ценности, как бескорыстная любовь к человеку, любовь к семье, своему народу, России, честность, совесть, порядочность, уважение к родителям, забота о старших и младших, трудолюбие, милосердие. Эти ценности не продаются, они бесценны.
На ребенка оказывают огромное влияние информационно-компьютерные технологии, развитие которых происходит удивительно быстрыми темпами. Без них трудно представить жизнь современного человека и общества. Но их влияние на развитие ребенка имеют и негативные последствия. Виртуальное пространство может заслонять реальное. Если семья и детский сад в должной мере не обеспечивают социализацию ребенка, включение его, сообразно его возможностям, в решение реальных дел и забот, не обучают его в полной мере правилам жизни в обществе, то виртуальный мир – более яркий, легкий, доступный, динамичный – может занять в сознании доминирующее положение, что неизбежно приведет к искаженному восприятию реального мира и неадекватным формам общественного поведения.
К тому же, к сожалению, современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Им некогда. Наблюдается исчезновение семейных традиций, некий распад преемственности поколений.
Однако именно семья, наряду с детским садом, оказывается одним из первых пространств межкультурного взаимодействия, в которой дети приобретают опыт социального взаимодействия. Это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Именно семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции.
Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.
Таким образом, проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций является актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Учитывая выше сказанное, мы пришли к выводу о необходимости разработки и реализации данного проекта.
Цель.
Формирование у воспитанников и родителей представлений об институте семьи, семейных традициях, культуре семейной жизни; пропаганда возрождения и сохранения семейных ценностей среди подрастающего поколения.
Задачи.
1. Изучить особенности взаимоотношений между детьми и родителями на разных возрастных этапах.
2. Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.
3. Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению воспитанников с миром нравственных ценностей семейных традиций.
4. Ввести инновационные формы и методы взаимодействия с родителями посредством ИКТ.
Планируемый результат.
1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
2. Изучить современные формы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей; методики проведения консультаций и бесед с родителями. - овладение воспитанниками знаний о дружной, крепкой семье, истории, семейных традициях посредством ИКТ;
3. обеспечение благоприятного нравственно-психологического климата для детей в семьях;
4. повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания;
5. формирование потребности у родителей в частом индивидуальном общении с детьми, укрепления семейных отношений, соблюдения семейных традиций;
6. обмен опытом семейного воспитания и традиций через трансляции своего опыта;
7. создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи и предупреждении негативных проявлений у детей;
8. апробация новых форм взаимодействия с родителями.
9. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам взаимодействия с семьей.
Этап №1 «Организационный»
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анкетирование родителей «Поговорим о нас», где будет выяснено как бы родители хотели взаимодействовать с педагогами ДОУ, что им мешает в этом.
3. Анкетирование педагогов «Педагог и семья» направлено на определение уровня знаний педагогов в этой области, на владение методиками взаимодействия с семьями, на присутствие желания наладит доверительный контакт.
4. Опрос детей.
5. Поиск информации, подбор литературы.
6. Ознакомление родителей с задачами проекта и привлечение их к работе.
Этап №2
«Основной».
1. Реализация проекта в соответствии с планом:
1.1. Сбор фотографий, материалов и другой информации для выпуска альбома "Моя семья - моё богатство" (рассказы о семье, семейных традициях, знаменательных событиях, общих интересах, семейных праздниках, замечательных родственниках)
1.2. Проведение бесед с детьми о важности семейных ценностей, о необходимости помощи старшим, о необходимости поддержки и помощи членам семьи.
1.3. Консультации для родителей «давайте слышать своих детей», «Как провести выходной день с ребенком».
1.4. Выступление на родительском собрании на тему: «Я и мой ребенок – лучшие друзья».
1.5. Семейный экологический субботник «Все цветы детям».
1.6. Мастер-классы «Герб семьи» (аппликация).
1.7. Семейный литературный вечер
«Не забыть нам этой даты, что покончила с войной».
1.8Формирование картотеки совместного досуга и развлечений детей и родителей.
1.9. Проведение дня открытых дверей для родителей воспитанников.
Этап №3 «Заключительный»
1. Открытие фотовыставки «Моя любимая семья»;
2.«Мы счастливы, потому что мы вместе» -презентация семейных
проектов и создание видео роликов
3. Презентация итогов реализации Проекта.
Выводы.
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов, и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.
В настоящее время идет перестройка дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья, и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.
Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать «доверительно-деловым контактом». Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй этап – трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные со взрослым занятия, игры и т. п.).
Третий этап – ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Необходимо пояснить, почему данный этап является третьим, а не первым (что, казалось бы, более логичным). Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках, причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не «судейская», а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.