Екатерина Гаврилкина
Долгосрочный проект «Читаем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект (старшая группа) по теме:
Семейный проект
«Читаем вместе»
«Есть талант писателя, а есть талант читателя»
С. Я. Маршак
Формирование любви к художественной литературе очень важно в развитии ребенка.
В семьях, где родители любят читать у ребенка скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.
Темочки:
Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного материала.
В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функция общения. Главным действующим лицом в этом общении является ребенок.
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение-это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания.
Актуальность проекта.
К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению своих детей. Снизился интерес к книге.
Родители не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей.
Большинство родителей не посещают вместе с ребенком детскую библиотеку, ссылаясь на свою занятость. В большинстве семей не обсуждают прочитанных книг. Многие считают, что компьютер намного важнее книги.
Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Уровень грамотности и культуры чтения детей в последние десятилетия вызывает беспокойство у родителей, учителей, воспитателей, библиотекарей…
Без чтения у детей почти не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться.
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество.
Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
Цели проекта : помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников. Создание партнёрских и дружественных отношений с детьми, родителями, педагогами.
Задачи проекта :
- развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащать домашней библиотеки;
- воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.
- воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;
- раскрытие творческих способностей, талантов детей и родителей;
- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
Реализация проекта :
- совместная деятельность родителей и детей;
- взаимодействие педагога с родителями;
- взаимодействие педагога с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги-дети-родители.
Перед запуском этого проекта было проведено анкетирование родителей. В анкете представлены вопросы-
-Как часто читают ребенку?
- Записан ли ваш ребенок в библиотеку?
- Выписываете ли вы ребенку периодическую литературу?
- Какие произведения предпочитает ребенок?
Анализ анкет «Что читают родители» показал, что:
- художественную литературу читают 40%, и лишь 10% из них читают классику.
Ответы родителей на вопрос «Как часто читают ребенку"
- каждый день – 60%;
- 2-3 раза в неделю -27%;
- не часто – 13%;
- редко -3%.
Опрос детей в группах выявил, что:
- 60% детей предпочитают чтению книг игры на компьютере;
- 15% - большую часть времени смотрят телевизор;
- только 25% детей назвали чтение любимым занятием.
Несколько детей записаны в детскую библиотеку, только двум детям выписывают детскую периодику. Теперь очевидно, почему я обратилась именно к данной образовательной области, так как считаю ее одной из самых сложных в реализации. Работа с детьми ведется в нескольких направлениях. В течение нескольких месяцев ребята вместе со мной будут (да и уже знакомятся) знакомится с творчеством современных писателей. В детском саду проводятся праздники, посвящённые дню рождения Маршака, Чуковского, Агнии Барто, Сергея Михалкова… В группе оформлен литературный центр с портретом писателя и его книгами. Кроме того, в раздевалке группы размещается тематический стенд «Читаем вместе», который оформляется и для детей, и для взрослых. Моя группа после чтения стихов и сказок писателя готовят к ним детские иллюстрации, лучшие из которых размещались на этом стенде. Также проводятся конкурсы чтецов, а родители выступают в качестве жюри.
Осуществляется сотрудничество с детскими библиотеками им. Гайдара и Волошина. Это дает возможность проводить экскурсии и тематические занятия. Также даны рекомендации для родителей «Читаем, обсуждаем, рассказываем вместе с ребенком».
Паспорт акции «Читаем вместе»
Формирование любви к художественной литературе очень важно в развитии ребенка.
Работа над проектом была направлена на развитие интереса к художественной литературе, стимулирование творческой активности детей, позволяющей юным читателям выразить свои чувства, впечатления от прочитанного. А так как это семейная акция, то работа направлена на то, чтобы участвовали и дети и их родители.
Методический паспорт работы
1. Название акции «Читаем вместе».
2. Тип акции: коллективный, творческий, совместно с родителями.
3. Длительность работы – 1 год.
4. Цель акции:
- увлечь детей и родителей книгой, развивать познавательные интересы, формировать речь детей;
- обогащение детско-родительских отношений совместным чтением;
- сплочение семьи, формирование открытых доверительных отношений;
- стимулирование творческой активности детей в речевой и продуктивной деятельности;
- познакомить детей с тем, как «рождается книга».
5. Этапы работы:
I. Этап (подготовительный)
1. Подбор и анализ методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.
2. Диагностика знаний детей по теме акции.
3. Составление плана работы над акцией.
4. Консультация для родителей воспитанников о содержании акции.
5. Анкетирование родителей и детей
6. Экскурсия в библиотеки им. Гайдара и Волошина.
7. Составление конспектов, планов, сценариев мероприятий.
8. Изготовление наглядного материала, галереи, совместно с родителями.
II. Этап (основной)
В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:
«познание» - сведения о различных видах книг, профессиях людей, участвующих в создании книги;
«коммуникация» - развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества, развитие всех компонентов речи детей в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания;
«социализация» - развитие игровой деятельности детей;
«чтение художественной литературы» - чтение детям сказок, рассказов, стихотворений;
«художественное творчество» - приобщение к изобразительному искусству, лепка героев сказки, изготовление своей книги.
III. Этап (заключительный)
В результате работы над проектом были созданы продукты детской деятельности: герои сказок, рисунки детей, книжка.
Что делали:
- тематическое планирование различных форм работы.
- пешеходная экскурсия в библиотеки им. Волошина и Гайдара.
- беседа " Как рождается книга".
- анкетирование и опрос родителей.
- проведена выставка-галерея по произведениям А. Барто и С. Есенина.
- вечер поэзии по теме " Русский поэт С. Есенин".(Совместно с музыкальным работником).
- обсуждение с родителями вопросов приобщения ребенка к чтению.
- составление рекомендательных списков литературы для детей и их родителей.
- старшие дошкольники – малышам: инсценировка сказки «Муха-Цокотуха».
- совместные чтение с родителями любимых книг
- викторина по сказкам
- совместная деятельность с детьми «Мастерская по «лечению» книг»
- изготовление стенда «Давайте почитаем!».
- конкурс чтецов по произведениям А. Барто и С. Есенина.
- подведение итогов акции.
Ожидаемые результаты:
- повышение активности родителей в жизни ребёнка и группы.
- повышение уровня развития речи детей; обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
- создание галереи, стендов, выставок. Пополнение мето-предметной среды.
- осознание каждым родителем ценности детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания.
- увеличение количества посещений в библиотеки.
- популяризация семейного чтения, как источника формирования интереса к книге.