инна цветкова
Долгосрочный педагогический проект «Мини-музей «Наш дом — природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : долгосрочный (август 2017 года – май 2020 года, творческий, познавательный, групповой. Срок реализации проекта 48 месяцев.
Участники проекта : дети группы «Жучки», родители детей, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Актуальность.
Публикация «Долгосрочный педагогический проект „Мини-музей „Наш дом — природа“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Музей способен обогатить внутренний мир ребенка, а музейная педагогика способствует этому, учитывая особенности детского возраста. Знакомство детей с музейной педагогикой должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка.
В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомить ребенка. Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.
Природа – это то что окружает каждого из нас.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне.
Цель: Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства.
Задачи: Развитие у детей умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы;
Развитие любознательности, творческих и коммуникативных способностей детей;
Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Документы:
- Закон РФ «Об образовании»
- ФГОС ДО
- Конвенция о правах ребенка
- Концепция дошкольного воспитания
Принципы:
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).
Принцип природосообразности – мини-музей создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея, объясняют различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей предлагает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея постоянно дополняются и обновляются с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип регионального компонента – мини-музей предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с природным содержанием региона.
Новизна: вовлечение детей в деятельность и общение, воздействие на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами.
Предполагаемый результат: У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап: составление перспективного плана работы по реализации проекта, разработка критериев оценивания знаний, умений и навыков детей.
2. Основной этап: планирование работы, формирование тем для занятий, проведение занятий
3. Заключительный этап: выставки работ детей, фотоотчет, родительское собрание «Итоги года».
Виды работы с детьми в мини-музее «Наш дом – природа» : чтение сказок и рассказов о природе, рассматривание энциклопедий о животных и растениях, занятия с природными лепбуками, экспериментирование, театральная деятельность, сюжетно-ролевые игры, творческая деятельность, дидактические и подвижные игры, составление рассказов, разгадывание и сочинение загадок, заучивание стихов и др.