МААМ-картинки

Опыт работы учителя истории и обществознания «Система подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе»

Елена Кузнецова
Опыт работы учителя истории и обществознания «Система подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовка обучающихся 9 класса к ОГЭ по обществознанию

(из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ с. Бутырки Лысогорского района Саратовской области» Кузнецовой Е. А.

Одной из наиболее спорных тем, связанных с современной российской школой является Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ.

Публикация «Опыт работы учителя истории и обществознания „Система подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе“» размещена в разделах

Свои суждения высказывают родители, учащиеся школ, учителя и преподаватели вузов, а также известные политики и деятели культуры. Мнений много и они очень разнообразны.

Однако указанные формы экзаменов стали реальностью и прочно вошли в систему российского образования. В своем интервью ТАСС министр образования РФ Ольга Васильева отметила: «Я сразу хочу сказать вот о чем, чтобы вы меня поняли и чтобы поняли те, кто будет читать интервью. Мы вообще удивительная страна, потому что очень важные задачи мы проходим в маленький исторический промежуток времени. ЕГЭ во многих европейских странах проходили длительную апробацию, у нас фактически речь идет о десятилетии, за которое мы начали работать и уже подводим первые итоги. Понятно, что мы будем идти по пути ЕГЭ. Однако хочу еще раз подчеркнуть, что предела совершенству быть не может».

Наиболее частым предметом по выбору является обществознание.

Чаще всего выпускники объясняют свой выбор тем, что «предмет несложный, формул, как в физике и химии, учить не надо. Преподается один раз в неделю. А значит, ничего сложного на экзамене не будет».

Возвращаясь к статистике прошлых лет, упомянутой ранее, нужно заметить, что около 9-10%, сдававших ОГЭ по обществознанию по той или иной причине не справились с необходимым минимумом заданий экзамена. Уверенность в том, что обществознание самый легкий предмет, это главная ошибка выпускников. Большинство из них уверены, что «уж про общество, в котором живу – я знаю все». Уверенность в том, что обществознание – это легко, может привести к неожиданным для выпускника последствиям, поэтому учителю необходимо помочь обучающемуся, выбирающему этот предмет, объективно оценить свои знания. Данная ситуация прослеживается на протяжении нескольких лет и не имеет тенденции к количественному снижению, что ставит перед учителем проблему подготовки к экзамену учащихся с разной степенью мотивации.

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены государством. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» (ст. 59) государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Общегосударственный экзамен (ОГЭ) – это форма проведения обязательных выпускных экзаменов в 9-м классе школы.

Целями ОГЭ являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по обществознанию и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования

Сдать экзамен по обществознанию не просто ещё и потому, что обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, социологии, экономики, правоведения, политологии и другие) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

Первым шагом должно стать знакомство выпускников 9 класса со спецификой экзамена и самих заданий. Здесь важна совместная с учителем и самостоятельная работа.

В начале работы следует решить демонстрационную версию одного из вариантов, чтобы понять по каким темам есть существенные пробелы. Обучающихся следует познакомить с литературой: сборники, справочники, интернет-ресурсы.

Основную работу в подготовке к экзамену следует строить на основе повторения материала. После решения каждого тренировочного материала важно большое внимание уделять анализу, т. е. разбору заданий, где есть ошибки или затруднения, просмотреть аналогичные задания и отработать их решение. Решение данной задачи на уроке может достигаться с помощью различных методов работы.

1. Использование на уроке и в качестве Д/З рабочих тетрадей к учебнику по обществознанию.

2. Систематическая работа на уроке с понятиями и определениями (запись в тетрадях, работа по карточкам, задания на приведение примеров с использованием понятий и определений).

3. Использование тестовых заданий к учебнику по обществознанию, с тестами на каждый параграф, в качестве проверки Д/З. Такие тесты обычно состоят из 3х частей. 1 и 2 части используются в качестве опроса на уроке (на их выполнение даётся 10 минут, 3-я часть задаётся как Д/З тем, кто планирует сдавать экзамен и желающим получить дополнительные навыки, знания, компетенции, оценку.

4. В качестве Д/З постоянные задания по подбору материалов по теме из СМИ с умением их презентовать на уроке.

5. Проведение контрольных и проверочных работ с использованием материалов из открытой базы вопросов КИМов ФИПИ, т. к. практика показала, что многие ученики не пользуются ею для самостоятельной подготовки.

6. Отдельное внимание нужно уделять работе с текстом, составлению плана, использованию контекстных знаний для приведения примеров на предложенную тему (составить план пункта параграфа, текста из открытой базы ФИПИ) как на уроке, так и в качестве Д/З.

Очевидно, что представленные формы работы на уроке не являются единственными и не охватывают все формы заданий КИМ по предмету. Однако, систематическое использование данных форм работы на уроке позволяет помочь ученикам понять структуру КИМ, вариативность заданий, оценить свой уровень знаний и умений.

Опираясь на опыт других педагогов и свой личный опыт, были сделаны выводы, что подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Таким образом, была разработана следующая система подготовки к ОГЭ по обществознанию, которая включает

4 этапа: вводный, диагностический, функциональный и контрольно-оценочный.

I Этап – вводный. На этом этапе происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.

Некоторые учащиеся начитают более серьёзно относиться с самоподготовке, к выполнению предложенных Д/З и к перспективе сдачи экзамена.

Начиная подготовку к экзамену, учащиеся замечают, что при прочтении столкнулись с главной проблемой: понимание терминологии.

Поэтому уже с 6 класса я веду работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого учащиеся могут вести специальные словари терминов, по которым следует проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом, происходит закрепление понятийного минимума, как отдельным учеником, так и класса в целом. Однако в особую группу понятий уместно выделить многозначные понятия (общество, культура, сферы общества и др.).

Не зная терминов будет сложно ответить на вопрос КИМА. А зачастую необходимо не только знать значение термина, но и иметь представление о характеристиках, видах, формах, которые может иметь данное понятие.

Знание терминологии и умение ею оперировать – это главный способ избежать массы сложностей на экзамене. Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать.

Учить терминологию и тренироваться мыслить логически, это 1 способ справиться с названной проблемой.

Не каждый ученик, выбирая предмет для сдачи экзамена, понимает, что обществознание – это наука, которая объединят в себе знания сразу целого перечня наук. Это такие науки как экономика, политология, право, философия. Не нужно забывать и о духовной сфере обществознания : только она включает в себя такие части, как культура, наука, образование, религия, мораль и т. д. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из названых наук. Следовательно, выполняя задание, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом «включить» нужный понятийный аппарат. Это 2 правило, которого нужно придерживаться во время подготовки и сдачи экзамена.

Например:

Задание – форма территориального устройства страны Y – унитарное государство. Это значит, что…

1) в государстве Y реализуется принцип демократических выборов;

2) в регионах государства Y могут существовать собственные правительства;

3) в государстве Y функционирует двухпалатный парламент;

4) регионы государства Y не имеют самостоятельности.

Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно определить, с какой сферой обществознания будем работать в конкретном задании. Далее «включаем» нужный понятийный аппарат, и только после этого, вспомнив все, что знаем по конкретной теме, можно выбирать правильный ответ.

В предложенном задании ученик рассуждает следующим образом: сфера обществознания, к которой относится вопрос – политическая, тема «Государство». Какие формы государственно-территориального устройства я знаю. Что я знаю об унитарной форме государственно-территориального устройства. Выбираю правильный ответ.

Данная цепочка мыслительных действий должна соблюдаться при выполнении всех заданий КИМА ОГЭ по обществознанию.

При анализе результатов экзамена часто замечают, что очень простые задания оказываются, выполнены неправильно. В чем проблема? При выяснении причин неправильного выбора, чаще всего выясняется, что ученик не дочитывает вопрос до точки. Видя правильность утверждения в первой половине предложения, часто даже дальше не дочитывает его и дает ответ.

Например:

Верны ли суждения о принципах избирательного права в РФ:

А. Голосование в РФ тайное, что обозначает, что участник голосует анонимно и имеет право только на один голос.

Б. Одним из условий участия в выборах является достижение 18-летнего возраста и наличие справки об отсутствии судимости.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

При анализе задания мы видим, что первая часть утверждения А соответствует действительности. И если учащийся не дочитывает задание до точки, то ошибочно соглашается с утверждением. Дочитав задание до конца, ученик понимает, что возможность иметь только один голос, это не принцип тайны голосования, а принцип – равенства голосования. Соответственно, и утверждение является неверным. Записываем на черновике суждение А – неверно. Суждение Б также может быть принято учащимся как правильное, если не дочитать задание до конца. В данном задании суждение Б неверно, так как для участия в голосовании не требуется справка об отсутствии судимости. Записываем на черновике, суждение Б – неверно. Оба суждения неверны. Правильный ответ на это задание – 4.

Абсолютным условием правильности выполнение задания является полное прочтение текста задания.

При подготовке к экзамену учащемуся нужно обратить внимание на то, задания по каким темам вызывают у него затруднение и, конечно, уделить больше внимания именно на эти темы курса обществознания. При этом, согласно анализу работ разного уровня и, конечно, результату анализа экзамена к таким проблемным темам, относятся следующие темы:

-экономика (налоги, формы организаций предпринимательской деятельности, инфляция, безработица, бюджет);

-духовная сфера (уровни школьного и профессионального образования);

-право (характеристики отраслей права);

-государство (гражданское общество, формы государственно – территориального устройства: федерация, унитарное, типы режимов).

При этом важно помнить, что заниматься только «теорией» нельзя. Повторив тот или иной блок тем, обязательно займитесь решением практических заданий разного уровня по этой теме.

Важнейшим моментом подготовки к ОГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т. е. соответствующего данной формулировке.

Отдельно следует остановиться на задании по обществознанию 26. Оно требует составления плана по конкретной теме курса.

Учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Методисты считают, что основная работа по этому направлению, должна проводиться в 5-7 классах, быть систематической и последовательной.

Подготовка к выполнению данного задания должна охватывать значительный период обучения в основной школе. В течение этого периода учащиеся должны научиться : обобщать и формулировать в виде небольшой фразы основное содержание фрагмента текста; проводить отбор материала, необходимого для раскрытия темы или ее части; «вписывать» отобранные факты в контекст заданной темы; определять логику, последовательность изложения материала. Каждое из названных умений является достаточно сложным для освоения и, конечно, требует отдельной работы над его формированием. Нельзя, не отработав каждое из названных умений по отдельности, сразу требовать от учащихся выполнения заданий по составлению сложного плана по определенной теме. Необходимо отметить, что для составления плана необходимо не только обладать умениями, но и хорошо знать историю.

При анализе работ учащихся над планами по истории в младших классах следует выявить типичные недостатки у каждого ученика. Познакомив учащихся с этими недостатками, направить самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности, но не оставлять их работу без внимания. В результате, к старшим классам у учеников вырабатывается определенная последовательность действий при составлении плана.

Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать задание, стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта.

На уроках и во внеурочной деятельности я применяю проектные технологии, которые способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т. д., используя для этого возможности компьютера. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов.

Таким образом, при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ОГЭ. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.

Для достижения высоких результатов полезно несколько раз в течение года провести пробный экзамен, который максимально будет приближен к реальному. Использовать КИМы прошлых лет и бланки ответов. Таким образом, учащиеся смогут не только теоретически, но и психологически подготовится к сдаче экзамена и избежать стрессов.

Итак, подводя итог, следует отметить, что в работе по подготовке к ОГЭ важна системность, которая предполагает следующие принципы:

- постоянное решение тестовых заданий;

-умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

-анализировать задания;

-тренировка в заполнении бланков ответов.

Приходим к выводу, что успех будет гарантирован, если при подготовке к ОГЭ вы учтете рекомендации:

- Учить терминологию и тренироваться мыслить логически – это первая ступенька к успеху на экзамене.

- При выполнении задания, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом «включить» нужный понятийный аппарат.

Список литературы

1. Баранов П. А. «ОГЭ. Обществознание. Новый полный справочник». – Москва. АСТ, 2017. – 288 с.

2. Киба O.В. Преподавание курса «обществознание» в гимназических классах : компетентностный подход // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2011. – № 3. – C. 21-41.

3. Киба О. В, Чернышенко Е. Г. Алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию // Электронный журнал Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2013. – № 3. – С. 16-21.

4. Крицкая Н. Ф. Задания по обществознанию в системе подготовки к ГИА // Преподавание истории в школе. 2010. – № 10. – С. 16-20.

5. Лазебникова А. Ю., Котова О. А. Государственная итоговая аттестация по обществознанию : первые результаты // ОКО. Оценка качества образования. – 2008. – № 2. – С. 30.

6. Позднякова Н. А. Использование интеллект-карт в системе подготовки к итоговой аттестации школьников по обществознанию // Международный научный журнал «Символ науки». – 2015. – № 8. – С. 250-254.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

8. Интервью министра образования РФ О. Васильевой ТАСС (Электронный ресурс) https://tass.ru/opinions/interviews/3615515

9. Лазебникова А. Ю. ,. Рутковская Е. Л. Работа с текстами на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 47 - 48.

10. Дерюжко В. Б. Как подготовиться к ОГЭ по обществознанию? (Электронный ресурс)https://multiurok.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бутырки

Лысогорского муниципального района

Саратовской области»

Доклад на педагогическом совете

«Система подготовки к ОГЭ по обществознанию в 9 классе»

Кузнецова Елена Анатольевна,

учитель истории и обществознания

2019 год

Публикации по теме:

Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности по программе Нищевой Н. В Выступление на методическом объединении в МБДОУ детский сад № 19 «Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности.

Опыт работы «Система работы с детьми и родителями» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда Учитель-логопед: Паунькина С. В. Здоровье – это самое ценное,.

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе по теме «Правоохранительные органы» Открытый урок по обществознанию в 7 классе Тема: Правоохранительные органы Цели урока: 1. Сформировать у учащихся общее представление о.

Опыт коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с ребёнком с ТНР в логопедической группе ДОУ комбинированного вида Существует множество руководств и практических пособий, посвященных проблеме коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Система работы по подготовке к обучению грамоте учителя — логопеда в ДОУ Цель. Обучение детей грамоте в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения. Задачи: Фонетика. 1. Развивать у детей.

Технологическая карта урока по обществознанию в 8 классе по теме «Долг и совесть» Технологическая карта урока в 8 «Б» классе Составила: учитель ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево Никитушкина Ирина Петровна Предмет: обществознание.

Урок по обществознанию в 8 классе по теме «Долг и совесть» Никитушкина Ирина Петровна ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево 8 «Б» класс Обществознание Тема: «Долг совесть» Цель урока: • сформировать представление.

Опыт работы учителя начальных классов по теме «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации» Выступление на кафедре начальных классов по теме: «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации» Личность – звено между мотивацией.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» Изменяющиеся условия воспитательно-образовательной деятельности, диктуют необходимость использовать в работе новые средства обучения, развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы учителя истории и обществознания «Система подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе»
Опубликовано: 28 июня 2019 в 10:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы учителя истории и обществознания «Система подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кузнецова (УИ 1626851) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД