Талия Рамазанова
Доклад «Значение элементарной математики в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №23»
Приволжского района г. Казани
Доклад
“Значение
элементарной математики в детском саду”
Доклад подготовила :
Рамазанова Т. И.
Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой и существеннейшей частью, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно – технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Публикация «Доклад „Значение элементарной математики в детском саду“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно определенные математические навыки нужны каждому человеку. Одной из важнейших задач математического образования является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлена задача дальнейшего совершенствования работы органов народного образования по всестороннему развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, подготовке их к школе. Важное значение для решения этой задачи имеет правильная и своевременная реализация “Программы воспитания и обучения в детском саду”. Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи и др.). программа стимулирует развитию любознательности.
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Цель программы по элементарной математике – формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Важно использовать материал программы для развития умения четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно – практическую деятельность, для решения различных математических проблем.
Первоначальным источником познания является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. Понимание логических определений понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания. Чем богаче будут их представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. Сама способность к обобщению и абстрагированию развивается на основе практики выявления свойств реальных предметов, сопоставления и группировки их по выделенным свойствам. Поэтому специальная работа по формированию математических представлений ведется на протяжении дошкольного детства в тесной связи со всей учебно – воспитательной работой в детском саду.
Дети получают элементарные представления о множестве и числе, об отношениях величин, о простейших геометрических фигурах, об основных пространственных напрвлениях и отношениях между предметами, о длительности некоторых временных отрезков (сутки, неделя, месяц). Они овладевают способами выявления количественных и пространственных отношений: практического сопоставления численностей множеств (наложения, приложения, составления пар и др.).
Дошкольники усваивают небольшое количество математических терминов : название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и др., вычислительных действий (прибавить, вычесть, получится, равняется). Математические знания детям дают в определенной системе и последовательности, при этом доза нового должна быть небольшой, посильной для усвоения. Поэтому каждую задачу дробят на более мелкие части, которые изучают последовательно.
Воспитатель должен знать, как построена программа каждой возрастной группы. Это позволит не только определить уровень математического развития детей своей группы, но и представить и место каждого занятия в системе всей работы по развитию у дошкольников элементарных математических представлений. Основная форма работы по формированию математических представлений – занятия. На занятиях решают большую часть программых задач. У детей формируют в определенной последовательности представления, вырабатывают необходимые умения и навыки.
Большое значение придают организации наблюдений за количественной стороной окружающего, использованию детьми знаний и навыков математического содержания в разных видах детской деятельности. На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий,закрепляют, улубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пронстранстве.
Поиск и применение методов обучения, обеспечивающих не только формирование у детей математических представлений, но и развитие психических функций (восприятие, памяти, мышления, воображения,- залог успешной подготовки детей к обучению математики в школе.