Елена Чуканова
Родительское собрание «Здоровье детей — наша общая задача!»
▼ Скачать
Уважаемые родители! Тема нашего родительского собрания «Здоровье и безопасность детей в наших руках». Здоровье - одна из главных ценностей нашей жизни. Хорошо, когда ребенок катается на велосипеде, плавает, бегает не уставая, играет с ребятами, а главное - не болеет. Мы радуемся, когда наши дети энергичные, сильные, бодрые. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Нормой жизни и поведения каждого человека должно стать осознанное и ответственное отношение к своему здоровью как к великой ценности.
Публикация «Родительское собрание „Здоровье детей — наша общая задача!“» размещена в разделах
Состояние здоровья, как и уровень жизни во многом определяется моделью поведения, сформировавшейся с детства. Необходимым условием является формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, Воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Работа по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должна осуществляться в тесном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Родители - первые педагоги своего ребенка. Именно родители подают первый пример своему ребенку, а ребенок копирует модель жизненных устоев и принципов в кругу семьи.
В детском саду одним из приоритетных направлений в вопросах воспитания и образования является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями).
Итак, что такое «Здоровье»?
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная организация Здравоохранения).
Выделяют основных 4 компонента здоровья, взаимодействие которых и является основой здоровой личности :
Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого, определяет система нравственных ценностей.
Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияют многие факторы: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса и стрессовые воздействия, несоблюдение режима дня и гигиенических требований, психологический климат в семье, неправильное питание, а также развитие сотовой связи и всеобщая компьютеризация. Поэтому, очень важно, дорогие родители грамотно сформулировать в каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья дошкольников в процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье. Остановимся подробнее на каждом пункте:
Вредные привычки. Привычка – это вторая натура. В каждом человеке есть полезные привычки и вредные. Каковы же причины появления вредных привычек? Для детей большую роль играет окружение, в первую очередь семья.
Рациональное питание. Пища должна быть рациональной по химическому составу и содержать белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы. Быть безвредной и безопасной. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. Как Вы думаете, какие продукты питания будут необходимы для правильного и здорового питания детей, а какие принесут вред? (Ответы родителей).
Двигательная активность. «Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования 7 физического и психологического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучат, наших детей вести активный образ жизни.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия : спортивные занятия. Пользу спорта для детского здоровья трудно переоценить. Регулярная физическая активность в детском и подростковом возрасте повышает силу и выносливость, способствует формированию здоровых костей и мышц, помогает контролировать вес, снижает тревожность и стресс, повышает самооценку и улучшает кровяное давление и уровень холестерина.
Утренняя гимнастика. Гимнастика тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание. Улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность. Продолжительность гимнастики зависит от возраста ребенка. Как часто Вы занимаетесь утренней гимнастикой и спортом дома или на свежем воздухе?
Пальчиковая гимнастика, которую мы используем в работе с детьми, как на занятиях, так и в режимных моментах. Ученые доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Использование пальчиковых игр повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Мысль, глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.
Предлагаем Вам поиграть в пальчиковую игру «Рубим капусту».
Физминутки и динамические паузы. Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Сейчас на книжных прилавках очень много интересной и познавательной литературы для детей. Так же большой выбор с разнообразными пальчиковыми играми и физминутками. Если по каким-то причинам Вам невозможно приобрести данную литературу, можно все найти на бескрайних источниках интернета, даже в соответствии с возрастными особенностями детей. Времени на подобные виды игр у Вас займет немного, а положительные эмоции получите и Вы и Ваши детки.
Закаливание. Это использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды). Так же одним из эффективных методов закаливания является “босохождение”. Еще в Древней Греции “босохождение” было культом, а дети получали право на ношение обуви с 18 лет. В детском саду мы с детьми ходим босиком по коврикам Здоровья.
Предлагаю и вам пройтись по коврикам, ощутить влияние внешних раздражителей. (Расстелить дорожки здоровья, родители ходят по дорожкам)
Самомассаж. Цель, которого поднять общий тонус детского организма и улучшить кровообращение. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.
Организованный режим дня. Который оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Особое место в режиме дня отводится сну. Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение переутомления, головные боли, слабость, раздражительность, плаксивость. И если ребёнок хронически не досыпает, у него развивается нервно-психологическое заболевание. Длительность сна дошкольника должна составлять 10-12часов.
Гигиенические требования. Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье детей. Установлено, что в помещении, где ребёнок работает, должна быть температура 18–22 градусов. Обязательным является ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения. Световой режим – может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительного анализатора, препятствовать возникновению близорукости.
Прогулки на свежем воздухе. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон.
Своевременное обращение к врачу. К сожалению, из практики мы часто встречаемся с тем, что родители приводят приболевших или даже заболевших детей в детский сад. По разным причинам не обращаются своевременно к специалистам. Итогом таких случаев является осложнение заболевания для больного ребенка и снижение иммунитета. А также массовое заболевание в группе. Давайте будем, внимательнее относится к своим детям и вовремя оказывать необходимую медицинскую помощь. И с уважением относиться к здоровью других детей.
Очень важным является благоприятная обстановка в семье. Благоприятная психологическая обстановка в семье – хорошие дружеские взаимоотношения, доверие и взаимопонимание. Всячески избегайте семейных сцен и шумных разборок в присутствии ребенка. Это очень пугает детей.