Наталья Василец
Взаимодействие детского сада и семьи в условиях современного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие детского сада и семьи в условиях современного образован ия»
Вопрос взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попал в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья заставляет дошкольные учреждения искать новые формы работы с родителями. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В нашем детском саду ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов, а так же могли быть доступными для каждого. В 2020 году, в условиях дистанционного режима обучения, педагогам и родителям пришлось пересмотреть привычные формы взаимодействия и перейти полностью на дистанционные. От педагогов потребовались новые профессиональныекомпетенции и навыки работы в сфере использования различных гаджетов, интернет-технологий, коммуникаций, технических возможностей. Информационно-коммуника ционные технологии в детском саду на сегодняшний день — важное средство взаимодействия. Однако, в отличии от школы, детский сад находится немного в выгодных условиях, так как имеет возможность дважды в день встретиться с родителями воспитанников.
Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ, осуществляется в трех направлениях:
1) Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей
2) Повышение педагогической культуры родителей
3) Вовлечение родителей в деятельность ДОУ
Рассмотрим эти направления подробнее.
Работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с семьей выстраивается по определенной системе:
1. Проводится анализ трудностей, возникающих в ходе работы дошкольного учреждения с семьей;
2. Организуется работа с педагогами по повышению их педагогической компетентности;
3. Осуществляется методическая поддержка в ходе взаимодействия педагога и семьи;
4. Разработаны и применяются критерии оценки качества взаимодействия;
5. Проводится диагностика состояния работы педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, для формирования их педагогической культуры, реализуется посредством разных традиционных и нетрадиционных форм работы, многие из которых сегодня так же реализуются в онлайн формате.
1. Родительские собрания-одна из форм традиционного взаимодействия с родителями, на которых в основном говорит только воспитатель, родители пассивно слушают и нетерпеливо ждут окончания. Вопросы родителей чаще всего касаются питания, прогулки, подарков на праздники и т. д., а не проблем воспитания их детей. Педагоги нашего детского сада решили в корне изменить этот стереотип и внести инновационные принципы в свою работу. Большое внимание ними уделяется подготовке к родительским собраниям. Заранее публикуется объявление с просьбой к родителям продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы и с кем из специалистов желали бы встретиться, а подготовленные видеоматериалы и презентации по рассматриваемой теме, либо о жизни детей в детском саду и развитии учреждения в целом, всегда вносят изюминку в данный формат работы.
2. Тренинги, семинары и мастер-классы-это активная модель работы с теми родителями,которые хотят внести изменения в своё взаимодействие с собственным ребёнком.
3.«Творческие гостиные- данный вид взаимодействияформирует у родителей потребность в общении с ребенком, повышает их педагогические знания, наступает осознание того, что дошкольный период детства является базовой ступенью в развитии личности ребенка.
4. Вовлечение родителей и детей в проектную деятельность. Папы и мамы вовлекаются для участия в воспитательном процессе через совместный сбор материалов по теме проекта.
5. Групповые консультации- эта форма помогает ближе понять быт семьи и оказать поддержку там, где сильнее всего она необходима.
6.«Интервью с родителями» направлено на получение обратной связи во взаимодействии «педагог – родитель».
7. Участие родителей в организации праздников, досугов, спектаклей- (помощь в пошиве сценических костюмов, изготовлении реквизита)
8. В информационно-просветительском плане,эффективна такая форма работы, как выставки. Выставка детских работ демонстрирует родителям успехи детей в освоении образовательной программы. Родители и сами с удовольствием принимают участие в выставках семейных поделок по разным темам. Родительские уголки дают возможность донести разнообразную информацию в доступной форме.
9. Родительская конференция даёт родителям возможность накапливать профессиональные знания в области воспитания ребёнка. Важность указанного типа работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.
10. Сайт дошкольной образовательной организации является важным элементом информационного взаимодействия с родителями. Он отражает специфику образовательных планов, направления развития образовательной организации, интересные события из жизни учреждения, используемые образовательные технологии. Сайт содержит методические разработки педагогов, аннотации программ, нормативно-правовые документы, которые полезны родителям дошкольников.
Одним из важных направлений во взаимодействие семьи и детского сада является работа в нашем учреждении «Совета отцов». Создан он по инициативе Районного Управления Образования в каждом дошкольном учреждении. Целью его деятельности является повышение роли отца в социализации детей и укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций и семейных отношений, организация профилактической работы с семьями. Деятельность совета отцов ведется по утвержденному плану. В текущем учебном году папы стали участниками таких мероприятий как: «Древонасаждение», спортивного мероприятия, посвященного Дню Защитников Отечества, акциях и конкурсов по ПДД, мероприятиях, направленных на сохранение традиций и фольклора донских казаков, оказывают посильную помощь в организации ремонта и благоустройства территории детского сада. Привлечение Совета отцов к участию в деятельности детского сада, дает усиление педагогического потенциала родительской общественности по духовному, нравственному, культурному, физическому, трудовому и патриотическому воспитанию детей, формирование культуры здорового образа жизни.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна задача- воспитывать будущих созидателей жизни.