Темаева Мадина
Воспитание трудолюбия посредством народных поговорок и пословиц
▼ Скачать + Заказать документы
У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики,
что получило отражение и в пословицах. Проиллюстрируем это на примере
афоризмов народов Дагестана.
У народов Дагестана возникновение и первоначальное развитие идей и
традиций трудового воспитания подрастающего поколения уходит своими
Публикация «Воспитание трудолюбия посредством народных поговорок и пословиц» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Пословицы и поговорки для детей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
корнями в глубокую древность. Исторический и педагогический опыт народа
показывает, что труд (скотовода, земледельца, ремесленника и т. п.) - это
решающее условие нравственного, умственного и физического развития
личности. «Труд - всему отец», - из поколения в поколение говорят лакцы, подчеркивая тем самым огромные возможности труда, определяемые богатством его содержания, значением для общины и народа, а также многообразием конкретных приемов и средств обучения детей и молодежи труду.
Рассматривая труд как моральный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», - говорят аварцы, «Друг сделал - телу легче, сам сделал - душе легче», - говорят лезгины и табасаранцы,труд является источником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», - говорят даргинцы.
Из комплекса идей о трудовом воспитании на первом месте оказываются
идеи о воспитательном значении труда. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела: «Хозяин земли тот, кто ее пашет» (даг., «Вдоль пахал - след, добавь поперек - будет пашня» (табасар., «Пока спина не взмокнет - поле не вспашешь» (аварск., «Труд и терпенье - превращаются в золото» (лакск., «Отложенное дело - засыпает снег», «Кто умеет, тот и на море разведет огонь» (кумыкск.) и др.
Праздность осуждалась народом как явление в высшей степени чуждое его
образу жизни: «Погибшая на ногах собака - лучше, чем сдохший лежа лев»
(аварск., «Жизнь, потраченная на сон, - пропавшая жизнь» (лакск., «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда» (ногайск.).
Наоборот, трудолюбие, готовность выполнять любую работу в народе считались
одним из ценных качеств, которые необходимо воспитывать у детей. При этом
выдвигалось требование: формировать у детей понимание того, что, как сказано
в лакской сказке «Зурнач, барабанщик и канатоходец», «всякая профессия,
оказывается, хороша, если только зарабатывать деньги трудом, а не хитростью и
обманом».
Представители старшего поколения проявляли заботу о пробуждении у
будущей смены молодых тружеников чувства ненависти к угнетателям. В известной степени эта забота народа проявлялась в систематической пропаганде свободолюбивых идей во всех жанрах устного поэтического творчества и в первую очередь - в поговорках и пословицах. У всех народов Дагестана есть афоризмы, высмеивающие мулл, проклинающие хозяев, вызывающие ненависть и презрение к бекам, ханам: «Сытый мулла хуже голодного волка, при виде халвы забывает Бога», «Мулла лука не ест, а если найдет, тогда и шелухи не оставит», «Хан не имеет стыда, камень - глаз», «Реку не мерь, беку не верь», «Уши хозяина глухи», «У голодного силы нет, у богатого - жалости».
Считая труд основным фактором физического, умственного развития и
нравственного совершенствования подрастающего поколения, народ не
ограничился только его оценкой, образным и многоплановым раскрытием его
общественной роли. Народом была создана оригинальная система трудового
воспитания, которая включала в себя реализацию определенных задач, общих
для всех народов, но каждым народом решающихся специфически, в соответствии со своеобразными общественно-экономическими условиями жизни и быта. Первой из этих задач у горцев является воспитание у подрастающего поколения глубокого уважения к простым труженикам и результатам их труда.
Такое уважение воспитывалось при ознакомлении детей с трудом взрослых и в
процессе их совместной деятельности со взрослыми. Детям внушали: уважать
трудовой народ - это прежде всего беречь то, что сделано их руками («Сделанное десятью ударами, портят одним», необходимо оказывать в тяжелом труде посильную помощь труженикам («Работай, где нашелработающих, - кушай, где нашел кушающих»); чтобы стать в будущем хорошим тружеником, необходимо приучаться к труду, брать пример с простых тружеников («Научись уважать людской труд и святость хлеба, который родит земля»); чтобы сделать даже самую простую вещь, надо много знать и уметь («Когда с уменьем человек возьмется, в его руках и снег огнем займется»,
В мировоззрении будущего труженика важное место должно занимать
осознание необходимости личного груда: «Работа, хоть и малая, какая-никакая,
полезнее, чем жалоба, большая-пребольшая», «Дерево плодами ценится, человек
трудами ценится», «Пусть аллах меня осилит, лишь бы я землю осилил», «У кого
умелые руки, тог и мед ест».
Решая задачу трудового воспитания, народ укреплял в детях чувство любви к
труду, поднимал их сознание до понимания важности и необходимости трудиться, воспитывал и развивал в них чувство ненависти и презрения к привычке удовлетворять свои потребности за счет труда других, ко всякому стремлению обогащаться темными путями («Пьяный вином - протрезвится,пьяный казной - никогда», «Работающему в поле пахарю - толокно, сидящему на меже хозяину - сыринки» и др.). Говоря о воспитании любви к труду, народ имел в виду не только физический, но и умственный труд : «Держись за перо - оно сын хлеба», «Знанье и труд - близнецы», «Рабство - вниз, наука - вверх», «В надежде на хлеб - ума не бросай».
В народе проявлялась постоянная забота о привитии подрастающему поколению тр бов рабом родился, раб тот, кто завершает путь и ничему не научился».
Высмеивая тех, кто не хочет и не умеет трудиться, народ успешно решал эту задачу трудового воспитания созданием общественного мнения, являвшегося своеобразным и доминирующим фактором воспитания подрастающих поколений вообще, а трудового в особенности. Отсутствие трудовых умений и навыков осуждается и высмеивается в пословицах последовательно и настойчиво : «Не умеющему доить - и двор кривой», «Корову доил - молоко не сберег, рукав латал - шубу, сжег», «Не управился с быком - так оглоблю бьет», «Работа учит работе». Систематическое выполнение трудовых обязанностей способствовало закреплению ранее приобретенных умений и навыков.
Сообщение детям определенной суммы знаний, связанных с различными видами труда, также представляет важную сторону трудового воспитания : «Ячмень сей в пыль, пшеницу - в грязь», «Хутор можно проесть, ремесло не кончается», «Только огонь делает железо мягким», «Одну борозду хоть до Хорасана доведи - поле вспахано не будет», «Каков хозяин - таковы и быки», «Пока спина не взмокнет, поле не напоишь», «Не полотое, что не сеяное», «Пока река полноводна, вытаскивай лес!», «У кого на стрижке овец ножницы кривые, у того на весах с шерстью и гири легче». Если в первых пословицах содержатся практические сведения по труду, т. е. имеют место элементы трудового обучения, то последняя пословица интересна показом связи нерадивости и небрежности в работе с бесчестностью в поведении.
Народ придавал большое значение приучению молодежи к трудовой взаимопомощи и солидарности, к объединению трудовых интересов и усилий в выполнении трудовых задач : «Кто не с людьми - тот словно и не родился», «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдет», «Рост аула - это люди, сила аула - единство», «Один поможет - ты вдвое сильней, двое помогут - в сто раз сильней», «Гора не нуждается в горе, а человеку без человека - не быть», «Кто не вместе с аулом, тот покойник без могилы».
Много внимания уделяли народы Дагестана тому, чтобы внушить подрастающему поколению мысль о созидательной силе труда, возвеличивающего человека. Вся жизнь дагестанских трудящихся в суровых горных условиях представляла собой трудовой подвиг, ибо они вынуждены были с колыбели отвоевывать свое существование у грозной природы. Горскому населению требовалось невероятное упорство и мужество, чтобы вырастить что- то в горах, так как землю таскали из долин на спинах поколение за поколением. Создавали, строили крохотные поля-террасы.
Вместе со взрослыми в труде принимали участие подростки и юноши. Они старались быть похожими на своих отцов и старших братьев, подражая им в трудолюбии и мужестве. Будущие труженики видели реальные результаты своего труда, глубоко осознавали его созидательную силу, когда вместе со старшими по высоким, крутым и отвесным скалам перекидывали деревянные желоба, по которым текла отведенная с верховьев рек вода, когда вырубали в скалах канавы, тянули через пропасти акведуки, за десятки верст вели воду от источников: «Бедняк ради мерки зерна и гору одолеет».
В пословицах дагестанцев о труде находит подтверждение мысль Энгельса о значении преобразующего людей труда, влиянии их деятельности, например борьбы с силами природы, на формирование человеческой личности. По словам Энгельса, именно изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, способствовало тому, что человек совершенствовался и развивался сам.
В своем поэтическом творчестве народ учил подрастающее поколение, что
именно простые люди, трудящиеся массы являются той силой, которая
преобразует окружающую природу. Дагестанцы внушают детям испокон веков: «Народ - солнце земли», «Народ - все может», «Как решит народ, так и будет». В этих словах - сознание народом своей силы, своей решающей роли в судьбах мира.