Романова Любовь Александровна
Воспитание подростков в социально-реабилитационном центре
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Романова Любовь Александровна, представляю социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» Дорогобужского района.
Тема выступления «Роль воспитателя в формировании личности ребенка в социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних.»
Реабилитационный центр для несовершеннолетних – это второй дом для детей, поступающих к нам на реабилитацию.
Я работаю с девочками в возрасте от 8 до 18 лет.
Публикация «Воспитание подростков в социально-реабилитационном центре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Дети, поступающие в реабилитационный центр, как правило, из неблагополучных семей, они живут только в настоящем, у них отсутствуют чёткие представления о своём будущем и слабое понимание возможностей самореализации. Большинство из них получили психологические травмы, имеют проблемы в образовании, общении, у них высокий уровень тревожности, агрессивности. Понятно, что у каждого из таких детей своя боль. Попадая в реабилитационный центр, ребёнок проходит процесс адаптации, т. е. приспособление к новым условиям среды жизнедеятельности.
В своей работе уделяю большое внимание формированию и развитию социальных знаний и навыков у воспитанников, которые необходимы в самостоятельной жизни:
— формирование санитарно-гигиенических навыков;
— формирование навыков правильного поведения;
— формирование коммуникативных навыков;
— развитие познавательной сферы;
— развитие творческих способностей
Помещение ребенка в центр, с одной стороны, драматическое событие, вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой - возможность возродиться в социально-психологическом плане, поправить здоровье, получить право на достойную жизнь человека, адаптироваться к жизни в социально здоровой среде.
Важнейшая задача воспитателя центра –
-показать ребёнку, что существует мир, в котором его понимают, принимают, хотят ему добра.
- создать условия для успешной адаптации ребёнка;
- помощь ребёнку для жизни в социуме;
- обучение правильному общению, соблюдению законов реабилитационного центра.
Реабилитационная работа с ребё нком строится по следующим основным этапам:
подготовительный – это сбор информации: знакомство с ребёнком, с семьёй, социальным окружением и условиями среды, обследование и социальная диагностика;
организационный – анализ информации, разработка направлений по индивидуальной работе;
практический –непосредственно реабилитационная деятельность.
Адаптация ребёнка невозможна без таких видов деятельности как игра, общение, труд. Поэтому одной из задач воспитателя является восстановление и развитие этих важнейших форм жизнедеятельности каждого ребёнка.
К труду приучаем детей с первых дней пребывания в центре. Аккуратно учим заправлять постель, наводить порядок после занятий лепкой, рисованием, работы с ножницами. Учим детей аккуратно складывать свои вещи в шкафчик после прогулок.
У большинства несовершеннолетних почти не сформированы гигиенические навыки, так как родители не приучали детей к гигиене. Моя задача состоит в том, чтобы формировать санитарно-гигиенических навыки, прививать положительные качества, чтобы они стали жизненной нормой для детей. Это достигается при помощи занятий и бесед.
Много детей поступают к нам с неорганизованным поведением. У них нет понятия, как надо вести себя в обществе.
Им нравится нарушать дисциплину, разговаривать некорректно со старшими. Так они стараются добиваться желаемого через плохое поведение. С целью обучения воспитанников хорошему поведению, применяются методы разъяснения, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов, это может быть пример правильного поведения других детей и взрослых, специальные игры, в которых подростки ищут правильные способы поведения. ( пример: Карина – негативным поведением старалась привлечь внимание матери, так как та устранилась от воспитания дочери. Девочка стала негласным лидером группы со знаком «минус». Мать забрала девочку, признав свои ошибки. Мы следим за судьбой ребенка, у нее все хорошо. Поступила в группу другая воспитанница – Даша. Девочки «потянулись» к ней, это пример положительного лидера. Она добрая, отзывчивая, сопереживает чужим проблемам, не имеет вредных привычек, старается хорошо учиться. Воспитанницы берут с нее пример.)
Поступают дети, которые ведут себя напряженно, тревожно, они менее коммуникабельны. Чтобы снять весь этот негатив с детей провожу занятия, ведется индивидуальная работа.
Подвижные игры, на свежем воздухе – главный атрибут воспитания детей. Эффективной формой повышения двигательной активности детей являются спортивные мероприятия и спортивные праздники. Эти игры и конкурсы способствуют выносливости детей, физической закалки, пропаганде здорового образа жизни. Недавно мы проводили праздник «Масленица», девочки распределили роли, активно участвовали в мероприятии. На 8 марта все девочки принимали участие в постановке танцев, исполняли песни. Это способствует сплочению детского коллектива, развиваются творческие способности воспитанниц, повышается самооценка. Дети периодически посещают дом престарелых, дарят подарки, выступают с номерами перед бабушками и дедушками. Такие посещения вызывают у детей сострадание, развивают чувства милосердия.
Ежегодно воспитанницы принимают участие в творческом конкурсе «Смоленская жемчужина», на котором всегда занимают высшие призовые места. Будущие «жемчужинки» проходят большой путь становления, с ними работают специалисты и дети раскрываются, показывая высокие результаты.
Ребенок в центре обычно находится до полугода. За это короткое время не всегда удается преодолеть все негативные последствия его жизни. Но есть возможность показать ему и другую сторону жизни: без угроз, оскорблений, физических расправ. Он должен понять, что можно жить и в обществе, в котором нет насилия, где люди уважительно и по-другому относятся друг к другу.
Моя задача как воспитателя - показать ребенку, что существует мир, в котором его понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того, чтобы он, в свою очередь, принял новую систему социальных отношений, освоился в ней и захотел жить в соответствии с ней.
Подростки, с которыми я работаю, в основном общались со сверстниками, для которых агрессия являлась наибольшей ценностью, курение и алкоголь – способом самоутверждения, ухода от семейных неурядиц.
Мною разработана комплексная программа «Дорога в будущее»,
целью которой является способствование создания условий для самореализации детей, развития их культурного уровня, формирования нравственных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни, движению к сбалансированности внутренней позиции и самооценки личности.
Как только ребенок приходит в центр реабилитации, моя задача как воспитателя - способствование знакомства детей друг с другом, создание положительной, уютной атмосферы в коллективе, сотрудничества, взаимопонимания. Именно воспитатель, является наиболее значимым в развитии гармоничной, свободной, высоконравственной, духовно обогащенной личности. Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
С этой целью у нас на группе разработана и осваивается программа по дополнительному образованию «Край родной, навек любимый». Мы пытаемся зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе родного края, воспитывать патриотов, формировать полноценного гражданина, любящего свою Родину.
Приоритетным направлением личностного развития является индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяющий увидеть неповторимость и уникальность каждого.
Одной из важнейших задач является восстановление потенциала семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное государственное учреждение не сможет заменить ребенку семью, и поэтому следует направить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном, психологическом отношении.
Моя задача выявить положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Необходимо проектировать хорошее поведение, внушать уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывать доверие воспитанникам, ободрять их при неудачах.
В основе моей работы лежит принцип гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции ребенка даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
Необходимо:
- постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.
- уметь диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы.
- постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.
- своевременно выяснять и устанавливать причины, которые могут помешать достижению цели, максимально опираться на собственную активность личности.
Что бы что – то требовать от ребенка, необходимо самому соответствовать этим требованиям.
- сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей и методов.
- развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело организовать и направлять ведущую к успеху деятельность.
Все лица, причастные к воспитанию, должны действовать сообща, предъявлять воспитанникам согласованные требования, идти рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. В нашем центре работают следующие специалисты: педагог - психолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, инструктор по труду, учитель – логопед.
Выводы.
В зависимости от того, что мы вложим в душу ребенка, будет зависеть, что возведет ребенок сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Важно не только сформировать моральное сознание, нравственные чувства, но и, самое главное, - включить ребенка в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. Только построив отношения с детьми на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состоятся в нем.
Таким образом, роль воспитателя в формировании личности ребенка очень велика. От того, как и какими средствами пользуется педагог, воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. На мой взгляд, основное назначение педагога - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.