Стародубцева Алина Андреевна
Воспитание детей с нарушением слуха и речи в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность семейного воспитания детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье былизвестен в средние века. Стремление родителей, воспитывать и обучать глухихдетей в семье, было обусловлено желанием развивать умственные способностиребенка и приобщать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речипередовые сурдопедагоги говорили в XVIII—XIX вв., задолго до появленияобщественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В отечественнойсурдопедагогике мысли о необходимости раннего воспитания глухого ребенка всемье были высказаны В. И. Флери: «Глухонемые, рассматриваемые вотношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным ихприроде». Одним из важнейших факторов развития и формирования личностиглухого ученый считал заботу, внимание и любовь к ребенку, которыми должныокружить его близкие люди, в первую очередь мать. Она же должна стать первымвоспитателем ребенка, для которого может сделать очень много.
Публикация «Воспитание детей с нарушением слуха и речи в семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Главной проблемой многих семей, воспитывающих слабослышащих и глухих детей, является неправильный подход к воспитанию и адаптации своих детей.
Целью исследования является анализ стратегий воспитания в семьях, имеющих детей с нарушением слуха и речи.
Задачи:
1. Определить стратегии родителей, имеющих детей с нарушениями слуха и речи.
2. Выявить реакции родителей на появление в семье ребенка с нарушением слуха и речи.
Методы исследования: теоритические.
Практическая значимость заключается в том, что родители, имеющие ребенка с нарушением слуха и речи, обязаны заниматься домашним самостоятельным обучением с ребенком
ГЛАВА 1
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ В СЕМЬЕ
1.1. Ранний возраст.
Как правило, дети младенческого и раннего возраста до двух-трех лет, воспитываются в семье, и родители могут сделать многое для малышей.
Специалисты акцентируют внимание на необходимости контроля над слухом малыша со стороны родителей в тех семьях,
где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха, например: наличие неслышащих детей или членов семьи; перенесение ребенком заболеваний, которые могут обусловить снижение слуха; использование различных антибиотиков.
Этот контроль предполагает внимательное отношение к реакциям ребенка на звуки уже в первые месяцы жизни, фиксацию внимания на речевых реакциях, гулении, характера лепета. В случаях подозрений на снижение слуха у малыша, необходимо обратиться к врачу-сурдопедагогу. [1, c 95]
Родителям детей с нарушением слуха необходимо объяснять значимость с раннего возраста коррекционной работы. Важно подчеркнуть, что без ранней коррекции, дети до двух-трех лет глухие и слабослышащие, оказываются неговорящими. Их общее развитие значительно страдает в результате отсутствия общения с окружающими, нарушения возможностей воспринимать звуки окружающего мира.
Что же понимается под ранним началом работы? В отечественной сурдопедагогике сюда относится организация специальной помощи с момента установления врачами снижения слуха у ребенка. В некоторых случаях родители или врачи замечают снижение слуха на первом году жизни ребенка. Однако в большинстве случаев, как показывает практика, тяжелые нарушения слуха выявляются после года. Чем раньше начата общеразвивающая и коррекционная работа, тем лучше будут ее результаты. [3, c 135]
Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте является слухопротезирование. Следует объяснить родителям преимущества использования правильно подобранных слуховых аппаратов : возможность воспринимать звуки окружающего мира очень необходима для познания свойства предметов и явлений; для регуляции поведения ребенка. Особое значение раннего протезирования имеет для развития слухо-зрительного восприятия речи, эффективность которого значительно выше, чем просто зрительного; возможности развития слухового восприятия, контроль над своей речью. [4, c 76]
Таким образом, семья представляет собой целостную систему, звенья которой тесно взаимосвязаны. Именно в семье формируется нравственный облик человека и определяются особенности взаимоотношений с окружающими людьми в дальнейшем. Рождение ребенка в семье с нарушениями в развитии, кардинально изменяет жизнь семьи, родители переживают стресс и растерянность. Поэтому семья, воспитывающая ребенка с нарушением слуха, нуждается в помощи общества и специалистов.
1.2. Дошкольный возраст.
С детьми в дошкольном возрасте, воспитывающимися в семье, продолжается работа, начатая уже в раннем возрасте. В дошкольный период обучения родители должны трезво оценивать достижения в развитии ребенка. Переоценка родителей в достижениях ребенка могут привести к тяжелым последствиям, в виде педагогической запущенности, отставании в развитии от сверстников, воспитывающихся в детском саду. Если деятельность родителей по воспитанию и обучению детей оказывается малоуспешной, целесообразно начать обучение в специальном детском саду или группе. Родители должны систематически консультироваться у сурдопедагога, который контролирует развитие ребенка и результаты обучения. Сурдопедагог может выявить сложные, для родителей, направления работы, дать советы по продолжению коррекционно-педагогической работы с ребенком. [2, c 42]
Родителям, чьи дети воспитываются и обучаются дома, важно поддерживать контакты с семьями, в которых есть глухие и слабослышащие дети.
Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, которые имеют нарушенный слух, в семье остаются те же, что и в работе с детьми в раннем возрасте. Однако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям.
Так же как и при организации работы с детьми в раннем возрасте, обязательным условием является создание слухоречевой среды в семье, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи. Использование слуховых аппаратов является одним из главных факторов успешной работой с ребенком.
Физическое воспитание в семье рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка. Обучение основным движениям, выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, развитие пространственной ориентировки и координации движений, формирование правильной осанки – таково содержание работы по физическому воспитанию в семье. Родители могут успешно вести эту работу, сочетая упражнения, с разнообразными играми детей на прогулках, занятиями в спортивном уголке. [2, c 44]
Таким образом, мы выяснили, что родители должны начинать правильное воспитание и формировать отношение к ребенку с нарушением слуха еще с раннего возраста. Обязательно продолжать заниматься с ребенком и в дошкольном возрасте, т. к если родители переоценят способности ребенка в ранним возрасте, и перестанут усиленно заниматься, то все старания будут напрасны.
ГЛАВА 2
РЕАКЦИИ РОДИТЕЛЕЙ НА РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЕМЬЕ
1.1. Последствия семей, где рождены дети с нарушением слуха.
Обнаружение у ребенка нарушения слухапри рождении или в первые месяцы жизни ребенка, обычно вызывают стрессовое состояние у родителей, так как изменяются планы, связанные с рождением ребенка, и представление обо всей его дальнейшей жизни. Одни родители могут переосмыслить свою жизненную программу, другие же не в состоянии справиться с этим состоянием сами. Они либо отказываются от ребенка, либо оставив его в семье, не могут примириться с его дефектом. [5, c 164]
Рассмотрим уровни, возникающие в семьях, при рождении ребенка с нарушением слуха.
Социальный уровень. Семья, после рождения ребенка с проблемами в развитии, сужает круг своих друзей и знакомых, ограничивает общение с родственниками в силу особенностей ребенка. Также происходит изменения в социально-экономическом плане. У родителей появляются особые долговременные материальные потребности, затраты, связанные с лечением, воспитанием и развитием ребенка с проблемами в развитии. [7, c 75]
Соматический уровень. У матерей ребенка с проблемами в развитии могут наблюдаться различные соматические заболевания, астенические и вегетативные расстройства из-за переживаний, превышающих уровень переносимых нагрузок.
Стресс, вызванный рождением ребенка с проблемами в развитии, может привести к повышению раздражения и постоянному ощущению внутреннего беспокойства, нарушением сна и аппетита, к появлению головной боли, колебаниям артериального давления, со временем увеличивающиеся, и к другим отклонениям в состоянии здоровья родителей.
Психологический уровень. Рождение ребенка с нарушением слуха, является причиной сильного стресса у родителей, в первую очередь у матери. Стресс оказывает сильное деформирующее влияние на психику родителей и является причиной травмирующего изменения, сформировавшихся стереотипов в семье.
Многообразные реакции родителей на рождение ребенка с проблемами в развитии проходят четыре основные фазы психологического осознания данного факта:
- растерянность и страх.
- негативизм – отрицание поставленного диагноза, которое является способом устранения эмоциональной подавленности.
- депрессия, переходящая в гнев.
Таким образом, чувства родителей при рождении ребенка с нарушением слуха проходят ряд стадий : от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения. Причем, стадии шока, понимания, защитного отрицания, занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того, как пережиты предыдущие. [7, c 77]
1.2. Психолого-педагогические рекомендации семьям, по воспитанию детей с нарушениями слуха.
Воспитание ребенка с нарушением слуха в семье должно быть основано на знании родителями и специалистами возрастных особенностей и изменений ребенка, и в связи с этим должны быть созданы условия для смягчения кризисных периодов формирования личности ребенка.
Специалисты делают акцент на необходимость контроля над слухом ребенка со стороны родителей в тех семьях, где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха
Существуют определенные задачи, которые выполняют родители, воспитывая детей с нарушением слуха :
- сохранение, укрепление и развитие физического, психического и нравственного здоровья ребенка;
- развитие познавательной деятельности;
- формирование бытовых, коммуникативных, трудовых и учебных умений;
- развитие творческих способностей, расширение кругозора;
- формирование слухового восприятия и усвоение устной речи;
- формирование словесной речи при использовании остаточного слуха с помощью индивидуального аппарата;
- развитие речевого общения в различных ситуациях;
- формирование социального, межличностного, культурного опыта, способствующего успешности дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. [8, c 85]
В период дошкольного детства родители самостоятельно выбирают, будет ли ребенок с нарушенным слухом воспитываться
дома, в дошкольном учреждении для слышащих детей, либо в специальном детском учреждении. [8, c 83]
Общение в семье имеет большое значение для развития ребенка с нарушением слуха, так как оно является стимулом овладения различными видами деятельности и условием развития понимания и использованием речи. При общении с ребенком родителям необходимо помнить, что речь должна быть нормальной, эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественной мимикой лица и жестами. При этом ребенок имеет возможность хорошо видеть лицо взрослого, и его внимание привлечено к движению губ.
Трудовое воспитание ребенка с нарушением слуха в семье включает в себя :
- хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение определенных обязанностей в семье;
- расширение представлений о труде взрослых;
- труд, предполагающий участие ребенка в работе на участке и уходе за комнатными растениями;
- ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона, природного материала.
Большое значение для эффективного развития детей с нарушением слуха имеет правильно продуманная организация жизненного пространства. [6, электронный ресурс]
Таким образом, все виды деятельности ребенка в условиях семейного воспитания носят развивающий характер и являются основой для формирования речи : накопление словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самостоятельной речи. Весь речевой материал используется в общении с взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предметами и явлениями, играми
и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования. Именно в семье происходит нравственное воспитание ребенка с нарушением слуха путем впитывания принятых нормповедения родителей.
Заключение
Мы рассмотрели проблемы воспитания в семьях, имеющих детей с нарушением слуха с различных сторон : роль семьи в воспитании и развитии детей, реакции родителей на появление в семье детей с нарушениями слуха и типы их отношений к дефекту, формы организации коррекционно-педагогической работы с родителями, воспитывающих детей с нарушением слуха.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что ребенок с нарушением слуха еще больше зависим от окружающих его людей и, в первую очередь, от родителей, чем слышащий ребенок. Родители заботятся о нем, содействуют его физическому и духовному развитию.
Адекватное отношение родителей к ребенку с нарушением слуха выражается в полном принятии ребенка и его дефекта. При данной позиции родители «включают» своего ребенка, в свою жизненную программу, воспринимают его как здорового, но имеющего особенности, свойственные и другим детям. В семье создаются условия для полноценного развития ребенка с нарушением слуха.
Для формирования гармоничной личности ребенка с нарушением слуха, важную роль играют, выбранные родителями, стратегии в семье.
Таким образом, путь по которому идет развитие ребенка с нарушением слуха, обусловлен характером и степенью, имеющегося у него дефекта, и отношением его родителей к наличию у ребенка дефекта и их участием в его воспитании, а также отношением общества к данной семье.