Папки-передвижки

Воспитание детей с нарушением слуха и речи в семье

Стародубцева Алина Андреевна
Воспитание детей с нарушением слуха и речи в семье
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Актуальность семейного воспитания детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье былизвестен в средние века. Стремление родителей, воспитывать и обучать глухихдетей в семье, было обусловлено желанием развивать умственные способностиребенка и приобщать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речипередовые сурдопедагоги говорили в XVIII—XIX вв., задолго до появленияобщественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В отечественнойсурдопедагогике мысли о необходимости раннего воспитания глухого ребенка всемье были высказаны В. И. Флери: «Глухонемые, рассматриваемые вотношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным ихприроде». Одним из важнейших факторов развития и формирования личностиглухого ученый считал заботу, внимание и любовь к ребенку, которыми должныокружить его близкие люди, в первую очередь мать. Она же должна стать первымвоспитателем ребенка, для которого может сделать очень много.

Публикация «Воспитание детей с нарушением слуха и речи в семье» размещена в разделах

Главной проблемой многих семей, воспитывающих слабослышащих и глухих детей, является неправильный подход к воспитанию и адаптации своих детей.

Целью исследования является анализ стратегий воспитания в семьях, имеющих детей с нарушением слуха и речи.

Задачи:

1. Определить стратегии родителей, имеющих детей с нарушениями слуха и речи.

2. Выявить реакции родителей на появление в семье ребенка с нарушением слуха и речи.

Методы исследования: теоритические.

Практическая значимость заключается в том, что родители, имеющие ребенка с нарушением слуха и речи, обязаны заниматься домашним самостоятельным обучением с ребенком

ГЛАВА 1

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ В СЕМЬЕ

1.1. Ранний возраст.

Как правило, дети младенческого и раннего возраста до двух-трех лет, воспитываются в семье, и родители могут сделать многое для малышей.

Специалисты акцентируют внимание на необходимости контроля над слухом малыша со стороны родителей в тех семьях,

где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха, например: наличие неслышащих детей или членов семьи; перенесение ребенком заболеваний, которые могут обусловить снижение слуха; использование различных антибиотиков.

Этот контроль предполагает внимательное отношение к реакциям ребенка на звуки уже в первые месяцы жизни, фиксацию внимания на речевых реакциях, гулении, характера лепета. В случаях подозрений на снижение слуха у малыша, необходимо обратиться к врачу-сурдопедагогу. [1, c 95]

Родителям детей с нарушением слуха необходимо объяснять значимость с раннего возраста коррекционной работы. Важно подчеркнуть, что без ранней коррекции, дети до двух-трех лет глухие и слабослышащие, оказываются неговорящими. Их общее развитие значительно страдает в результате отсутствия общения с окружающими, нарушения возможностей воспринимать звуки окружающего мира.

Что же понимается под ранним началом работы? В отечественной сурдопедагогике сюда относится организация специальной помощи с момента установления врачами снижения слуха у ребенка. В некоторых случаях родители или врачи замечают снижение слуха на первом году жизни ребенка. Однако в большинстве случаев, как показывает практика, тяжелые нарушения слуха выявляются после года. Чем раньше начата общеразвивающая и коррекционная работа, тем лучше будут ее результаты. [3, c 135]

Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте является слухопротезирование. Следует объяснить родителям преимущества использования правильно подобранных слуховых аппаратов : возможность воспринимать звуки окружающего мира очень необходима для познания свойства предметов и явлений; для регуляции поведения ребенка. Особое значение раннего протезирования имеет для развития слухо-зрительного восприятия речи, эффективность которого значительно выше, чем просто зрительного; возможности развития слухового восприятия, контроль над своей речью. [4, c 76]

Таким образом, семья представляет собой целостную систему, звенья которой тесно взаимосвязаны. Именно в семье формируется нравственный облик человека и определяются особенности взаимоотношений с окружающими людьми в дальнейшем. Рождение ребенка в семье с нарушениями в развитии, кардинально изменяет жизнь семьи, родители переживают стресс и растерянность. Поэтому семья, воспитывающая ребенка с нарушением слуха, нуждается в помощи общества и специалистов.

1.2. Дошкольный возраст.

С детьми в дошкольном возрасте, воспитывающимися в семье, продолжается работа, начатая уже в раннем возрасте. В дошкольный период обучения родители должны трезво оценивать достижения в развитии ребенка. Переоценка родителей в достижениях ребенка могут привести к тяжелым последствиям, в виде педагогической запущенности, отставании в развитии от сверстников, воспитывающихся в детском саду. Если деятельность родителей по воспитанию и обучению детей оказывается малоуспешной, целесообразно начать обучение в специальном детском саду или группе. Родители должны систематически консультироваться у сурдопедагога, который контролирует развитие ребенка и результаты обучения. Сурдопедагог может выявить сложные, для родителей, направления работы, дать советы по продолжению коррекционно-педагогической работы с ребенком. [2, c 42]

Родителям, чьи дети воспитываются и обучаются дома, важно поддерживать контакты с семьями, в которых есть глухие и слабослышащие дети.

Основные требования к организации и содержанию работы с дошкольниками, которые имеют нарушенный слух, в семье остаются те же, что и в работе с детьми в раннем возрасте. Однако содержание работы расширяется и углубляется по различным направлениям.

Так же как и при организации работы с детьми в раннем возрасте, обязательным условием является создание слухоречевой среды в семье, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком всех членов семьи. Использование слуховых аппаратов является одним из главных факторов успешной работой с ребенком.

Физическое воспитание в семье рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка. Обучение основным движениям, выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, развитие пространственной ориентировки и координации движений, формирование правильной осанки – таково содержание работы по физическому воспитанию в семье. Родители могут успешно вести эту работу, сочетая упражнения, с разнообразными играми детей на прогулках, занятиями в спортивном уголке. [2, c 44]

Таким образом, мы выяснили, что родители должны начинать правильное воспитание и формировать отношение к ребенку с нарушением слуха еще с раннего возраста. Обязательно продолжать заниматься с ребенком и в дошкольном возрасте, т. к если родители переоценят способности ребенка в ранним возрасте, и перестанут усиленно заниматься, то все старания будут напрасны.

ГЛАВА 2

РЕАКЦИИ РОДИТЕЛЕЙ НА РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЕМЬЕ

1.1. Последствия семей, где рождены дети с нарушением слуха.

Обнаружение у ребенка нарушения слухапри рождении или в первые месяцы жизни ребенка, обычно вызывают стрессовое состояние у родителей, так как изменяются планы, связанные с рождением ребенка, и представление обо всей его дальнейшей жизни. Одни родители могут переосмыслить свою жизненную программу, другие же не в состоянии справиться с этим состоянием сами. Они либо отказываются от ребенка, либо оставив его в семье, не могут примириться с его дефектом. [5, c 164]

Рассмотрим уровни, возникающие в семьях, при рождении ребенка с нарушением слуха.

Социальный уровень. Семья, после рождения ребенка с проблемами в развитии, сужает круг своих друзей и знакомых, ограничивает общение с родственниками в силу особенностей ребенка. Также происходит изменения в социально-экономическом плане. У родителей появляются особые долговременные материальные потребности, затраты, связанные с лечением, воспитанием и развитием ребенка с проблемами в развитии. [7, c 75]

Соматический уровень. У матерей ребенка с проблемами в развитии могут наблюдаться различные соматические заболевания, астенические и вегетативные расстройства из-за переживаний, превышающих уровень переносимых нагрузок.

Стресс, вызванный рождением ребенка с проблемами в развитии, может привести к повышению раздражения и постоянному ощущению внутреннего беспокойства, нарушением сна и аппетита, к появлению головной боли, колебаниям артериального давления, со временем увеличивающиеся, и к другим отклонениям в состоянии здоровья родителей.

Психологический уровень. Рождение ребенка с нарушением слуха, является причиной сильного стресса у родителей, в первую очередь у матери. Стресс оказывает сильное деформирующее влияние на психику родителей и является причиной травмирующего изменения, сформировавшихся стереотипов в семье.

Многообразные реакции родителей на рождение ребенка с проблемами в развитии проходят четыре основные фазы психологического осознания данного факта:

- растерянность и страх.

- негативизм – отрицание поставленного диагноза, которое является способом устранения эмоциональной подавленности.

- депрессия, переходящая в гнев.

Таким образом, чувства родителей при рождении ребенка с нарушением слуха проходят ряд стадий : от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения. Причем, стадии шока, понимания, защитного отрицания, занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того, как пережиты предыдущие. [7, c 77]

1.2. Психолого-педагогические рекомендации семьям, по воспитанию детей с нарушениями слуха.

Воспитание ребенка с нарушением слуха в семье должно быть основано на знании родителями и специалистами возрастных особенностей и изменений ребенка, и в связи с этим должны быть созданы условия для смягчения кризисных периодов формирования личности ребенка.

Специалисты делают акцент на необходимость контроля над слухом ребенка со стороны родителей в тех семьях, где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха

Существуют определенные задачи, которые выполняют родители, воспитывая детей с нарушением слуха :

- сохранение, укрепление и развитие физического, психического и нравственного здоровья ребенка;

- развитие познавательной деятельности;

- формирование бытовых, коммуникативных, трудовых и учебных умений;

- развитие творческих способностей, расширение кругозора;

- формирование слухового восприятия и усвоение устной речи;

- формирование словесной речи при использовании остаточного слуха с помощью индивидуального аппарата;

- развитие речевого общения в различных ситуациях;

- формирование социального, межличностного, культурного опыта, способствующего успешности дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. [8, c 85]

В период дошкольного детства родители самостоятельно выбирают, будет ли ребенок с нарушенным слухом воспитываться

дома, в дошкольном учреждении для слышащих детей, либо в специальном детском учреждении. [8, c 83]

Общение в семье имеет большое значение для развития ребенка с нарушением слуха, так как оно является стимулом овладения различными видами деятельности и условием развития понимания и использованием речи. При общении с ребенком родителям необходимо помнить, что речь должна быть нормальной, эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественной мимикой лица и жестами. При этом ребенок имеет возможность хорошо видеть лицо взрослого, и его внимание привлечено к движению губ.

Трудовое воспитание ребенка с нарушением слуха в семье включает в себя :

- хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение определенных обязанностей в семье;

- расширение представлений о труде взрослых;

- труд, предполагающий участие ребенка в работе на участке и уходе за комнатными растениями;

- ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона, природного материала.

Большое значение для эффективного развития детей с нарушением слуха имеет правильно продуманная организация жизненного пространства. [6, электронный ресурс]

Таким образом, все виды деятельности ребенка в условиях семейного воспитания носят развивающий характер и являются основой для формирования речи : накопление словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самостоятельной речи. Весь речевой материал используется в общении с взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предметами и явлениями, играми

и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования. Именно в семье происходит нравственное воспитание ребенка с нарушением слуха путем впитывания принятых нормповедения родителей.

Заключение

Мы рассмотрели проблемы воспитания в семьях, имеющих детей с нарушением слуха с различных сторон : роль семьи в воспитании и развитии детей, реакции родителей на появление в семье детей с нарушениями слуха и типы их отношений к дефекту, формы организации коррекционно-педагогической работы с родителями, воспитывающих детей с нарушением слуха.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что ребенок с нарушением слуха еще больше зависим от окружающих его людей и, в первую очередь, от родителей, чем слышащий ребенок. Родители заботятся о нем, содействуют его физическому и духовному развитию.

Адекватное отношение родителей к ребенку с нарушением слуха выражается в полном принятии ребенка и его дефекта. При данной позиции родители «включают» своего ребенка, в свою жизненную программу, воспринимают его как здорового, но имеющего особенности, свойственные и другим детям. В семье создаются условия для полноценного развития ребенка с нарушением слуха.

Для формирования гармоничной личности ребенка с нарушением слуха, важную роль играют, выбранные родителями, стратегии в семье.

Таким образом, путь по которому идет развитие ребенка с нарушением слуха, обусловлен характером и степенью, имеющегося у него дефекта, и отношением его родителей к наличию у ребенка дефекта и их участием в его воспитании, а также отношением общества к данной семье.

Публикации по теме:

Фотоотчёт с утренника 8 Марта в группе детей с нарушением слухаФотоотчёт с утренника 8 Марта в группе детей с нарушением слуха Уважаемые девчата!Поздравляю Вас с праздником весны! Желаю любви, счастья, весеннего настроения! Праздник 8 Марта - это самый прекрасный.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок»Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок» Игра-драматизация для ребёнка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой. Показ.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Памятка для родителей и детей «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период изоляции самое время рассказать ребенку дошкольного возраста о нашей природе, земле,.

Сценарий новогоднего утренника для детей с нарушением слухаСценарий новогоднего утренника для детей с нарушением слуха В зале стоит нарядная ёлочка. В углу зала стоит домик Зайчика. Перед домом столик, стульчики. Звучит музыка. Дети "под дугой" легко бегут.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей с нарушением слуха и речи в семье
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 09:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание детей с нарушением слуха и речи в семье» (включая файлы) размещена пользователем Стародубцева Алина Андреевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД