Абзалетдинова Рамиля
Внеурочная деятельность — инструмент творческого развития личности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности.
«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека».
Василий Александрович Сухомлинский
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Публикация «Внеурочная деятельность — инструмент творческого развития личности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учеников.
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно», - писал Л. С. Выготский
Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любознательны.
Цели внеурочной деятельности :
• создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
• создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
•
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
• обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
• улучшить условия для развития ученика;
• учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
• накопить опыт творческой деятельности
Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через:
• дополнительные образовательные программы ;
• организацию групп продлённого дня
• деятельность педагогических работников ( учителей: музыки, изо,
физической культуры; библиотекаря, психолога, педагога дополнительного образования).
Школа после уроков подобна творческой лаборатории. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает работу по таким направлениям:
• спортивно-оздоровительное,
• духовно-нравстенное,
• общекультурное,
• социальная
• общеинтеллектуальная
После уроков ученики могут заняться разными видами творчества : ритмикой, изобразительным искусством, подвижными играми, участвовать познавательных беседах, викторинах, конкурсах, узнать побольше о мире профессий и о себе, посетить библиотеку и постараться подружиться с книгой, оформить свое портфоли.
• Остановимся на опыте нашей работы в рамках внеурочной деятельности по направлению духовно-нравстенного
цикла.
Программа «Путешествие по стране этикета» представлена как продолжение внеурочной деятельности в системе учебников «Школа России», которую мы выбрали как основную общеобразовательную программу нашей школы». Содержание материалов программы ориентировано на познавательные, игровые, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой, проектную деятельность (хотя проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности). Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека.
В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения, развитие их эмоционального восприятия.
Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика – это долг и обязанность каждого педагога. Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческого личности.
Важно, что внеурочная деятельность будь то танцы, песни, живопись и итд, приносит учащимся истинную радость и дает возможность проявить себя в творчестве.
Задатки творческой личности есть у каждого ученика. Учителю надо с помощью разнообразных методов и приёмов работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность.
Использованная литература:
1. Примерные программы внеурочной деятельности. – Москва: Просвещение, 2011.
2. Проектные задачи в начальной школе. - Москва: Просвещение, 2012.
3. Внеурочная деятельность школьников. - Москва: Просвещение, 2014.