Александра Денисенко
Влияние ритма на психофизическое развитие детей с использованием игровых технологий
Влияние ритма на психофизическое развитие детей с использованием игровых технологий
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЕРМАК»
ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА
Доклад
«ВЛИЯНИЕ РИТМА НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ».
Докладчик:
Денисенко Александра Викторовна
педагог дополнительного образования
г. Зерноград
2021г.
Публикация «Влияние ритма на психофизическое развитие детей с использованием игровых технологий» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Всё окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.
И большое значение имеет музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле. Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В. М. Бехтеревым. И. М. Догелем, И. Р. Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует центральную нервную систему. А мы же все хотим быть здоровыми не только физически.
Притча "Куда спрятать здоровье ".
Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие –за высокие горы. И самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
А теперь, кто считает, что здоровье – это образ жизни, поднимите правую руку, кто считает, что движение - это жизнь, поднимите левую руку, у кого сегодня отличное настроение - покажите класс. Кто готов отправиться со мной на «Планету здоровья» – похлопайте. Отлично. Раз мы все готовы, объявляется посадка на ракету, рейс 2021, пункт назначения «Планета здоровья». Приветствует вас бортпроводница Денисенко Александра Викторовна и сегодня мы научимся способу сбережения здоровья.
Музыкально-ритмическая игра «Я ракета».
И продолжите, пожалуйста, высказывание:
Здоровье – это…жизнь,
Жизнь – это… движение.
Уже в начале XX в. появляются системы ритмического воспитания, направленные на развитие пластичности движений с помощью ритмичной музыки.
Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений, активно воздействует на центральную нервную систему ребёнка, положительно влияет на состояние высших психических функций, регулируя эмоциональное состояние. А состояние двигательных функций влияет на осуществление речи.
Ритм – один из главных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, то есть обладают определенными длительностями; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой; иногда он до такой степени ярко характеризует мелодию, что ее можно узнать только по обозначению длительностей звуков.
В эстетическом воспитании детей ритм выступает той первоосновой, которая объединяет в единое целое заложенное природой в личности ребенка чувство красоты. Функции ритма в эстетическом воспитании определяются выразительностью, эмоциональностью, творческими возможностями в создании художественного образа. Ритм связан с музыкальным и поэтическим искусством как основной способ воспитания творческой деятельности. Музыкальные ритмы влияют на психическую сферу человека, вызывая желание сопровождать музыку телодвижениями.
Ритм (в переводе с греческого соразмерность) – чередование различных длительностей звуков в музыке. Как правило, понятие ритма связывается с суждениями о чередовании явлений во времени и пространстве. Ритм есть некоторая определенная организация процесса во времени. Одним из обязательных условий ритмической группировки, а, значит, и ритма вообще является наличие акцентов, т. е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений. Ритм – равномерное чередование сильных и слабых долей. По современным представлениям «ритм» содержит в себе в качестве отдельных сторон: ритмический рисунок (своеобразная материя ритма, метр (система ритмической организации) и темп (качественные и количественные характеристики скорости протекания ритмического процесса). Отсюда следует, что ритм в музыке целесообразно рассматривать как музыкально-ритмическую способность, состоящую из трех основных компонентов: способности к восприятию ритмического рисунка, метра и темповых соотношений. Ритм в музыке является категорией не только времяизмерительной, но и эмоционально-выразительной.
Как важнейший элемент эмоционального настроя музыки (наряду с мелодией и гармонией) ритм непосредственно участвует в создании художественного образа.
Чувство ритма – это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на основе эмоционального критерия (умение чувствовать, слышать акцент, раздражитель, опирающегося на моторику. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слухо-двигательным.
В детской психологии доказана роль ритмических способностей. Установлено, что не совершенное восприятие ритмической структуры звуковой среды замедляет формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Умение точно воспроизводить различные ритмы сказывается на способности правильно отображать ритмический рисунок слов, их слоговую структуру, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования, позволяет верно расставлять ударения и переносы, оказывает влияние на становление речи.
Ребенок младшего дошкольного возраста легко возбуждается от обилия впечатлений, информации, различных заданий, быстро устает, лучше воспринимает и запоминает то, что эмоционально окрашено, интересно. Это период активного развития музыкальной деятельности, в котором закладываются основы для развития музыкально-ритмических способностей.
В среднем дошкольном возрасте ребенок становится более крепким и подвижным. Происходит скачок в развитии познавательных психических процессов, их возрастающая произвольность и целенаправленность. Это период развития специальных исполнительских навыков и умений.
В старшем дошкольном возрасте ребенок физически крепнет, успешно овладевает основными движениями. Процессы высшей нервной деятельности становятся совершеннее: развивается способность делать простейшие умозаключения, анализировать, обобщать, улучшается произвольная память. Ребенок уже не просто интересуется музыкой – он требует музыкальных впечатлений. Проявляются элементы творчества во всех видах деятельности, предпочтение к тому или иному виду музыкальной деятельности, самостоятельность музыкальных проявлений и действий.
Несформированность ритмических процессов у детей приводит к нарушению их моторного и психического развития. И, как правило, к отставанию в развитии речи.
Музыкально-ритмическая игра «Успей передать»
(сидеть по кругу (3 и более человек) ,у каждого предмет и под музыку передаётся сидящему справа (или слева).
Есть немногочисленные исследования ритмических процессов в специальной педагогике и психологии, проведенные С. А. Баскаковой, И. В. Евтушенко, Л. В. Лопатиной, Л. С. Медниковой, свидетельствующие о том, что у детей с ограниченными возможностями здоровья имеется недостаточное развитие чувства ритма.
У детей с нарушением слуха речь неритмичная, монотонная, нестабильная по громкости.
В общей моторике у таких детей имеются трудности координации, выполнения последовательных движений, их недостаточная ритмичность, нарушение восприятия музыкального ритма. Музыкально-ритмические занятия, что, по мнению исследователей, положительным образом сказывается как на формировании произносительных навыков детей, так и на развитии их слухового восприятия.
У детей с интеллектуальной недостаточностью выявляется низкая способность к восприятию и воспроизведению ритмических структур в различных видах деятельности.
В наше время ребё нок сталкивается с тремя пороками цивилизации: накоплением эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Два последних обстоятельства ведут к ускоренному развитию организма, т. е. увеличению роста и веса тела, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Насколько важно движение в человеческой жизни, известно каждому. Люди ежедневно занимающиеся физическими упражнениями, гораздо менее подвержены болезням. Музыкально - ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Для развития работоспособность коры головного мозга можно использовать пальчиковые игры.
Пальчиковые игры — это пальчиковая гимнастика. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика? Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка.
Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей. Они способствуют:
• Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
• Развитию координации движений;
• Подготовке руки к письму;
• Расширению словарного запаса;
• Развитию внимания, памяти, воображения;
• Снятию эмоционального и умственного напряжения;
• Установлению теплого телесного контакта между ребёнком и взрослым.
Тренируем мозг:
Пальчиковые игры (разминка (замок, «ребро-кулак-ладонь», пальцевая моторика, раскоординация, «лезгинка», «ухо-нос».
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!