Нина Лабудина
Использование педагогических технологий в деятельности ДОУ. Из опыта работы
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Публикация «Использование педагогических технологий в деятельности ДОУ, Из опыта работы» размещена в разделах
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве».
Основные требования (критерии) педагогической технологии :
• Концептуальность
• Системность
• Управляемость
• Эффективность
• Воспроизводимость
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями. В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии :
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. Технологии проектной деятельности.
3. Технологии исследовательской деятельности.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
5. Личностно ориентированные технологии.
6. Технология портфолио.
7. Игровая технология.
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, образовательные области, прогулку.
Цель технологии исследовательской деятельности :
сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Детское экспериментирование включает следующие этапы:
• мотивация;
• выявление проблемы;
• выдвижение гипотезы (предположения) о способах решения проблемы;
• постановка цели (при необходимости - задач);
• разработка плана проведения эксперимента;
• поиск ресурсов для реализации намеченного плана;
• реализация плана эксперимента;
• оформление результатов;
• формулировка выводов;
• рефлексия.
Понятно, что присутствие всех (отсутствие некоторых) этапов в процессе экспериментирования, а также роль взрослого и степень самостоятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей.
Формой работы являются :
-эвристические беседы;
-постановка и решение вопросов проблемного характера;
-наблюдения;
-моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
-опыты;
-фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
-«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
-подражание голосам и звукам природы;
-использование художественного слова;
-дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
-трудовые поручения, действия.
Для проведения экспериментов полезно оформить специальную зону: уголок в групповой комнате.
Дети должны быть ознакомлены с правилами экспериментирования, например:
- экспериментировать можно только в присутствии и с разрешения педагога;
- необходимо брать только нужные для эксперимента материалы;
- при работе с сыпучими материалами - пользоваться подносом;
- нельзя пробовать на вкус вещества без разрешения взрослых;
- после эксперимента нужно вымыть руки и оборудование;
- после экспериментирования все материалы необходимо вернуть на свое место.
Дети по природе своей исследователи, поэтому исследовательская поисковая активность это естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» : он наблюдает, как бабочка перелетает с цветка на цветок; он добавляет краску в воду и смотрит, что получится; изучает поведение домашних животных, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования.
Для решения проблемной ситуации, взрослый предлагает детям такие вопросы и задания, чтобы вывод у них рождался как бы сам собой. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.
Любознательность, желание узнать новое и неизведанное, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину вот, что присуще детской любознательности. И нам, взрослым, главное не загасить это желание, а развивать и поддерживать интерес к неизведанному.
«Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Мы с нею полностью согласны, так как видим насколько прочно и надолго ребенком усваивается то, что он услышал, увидел и сделал сам в уголке экспериментирования, а потом еще рассказал обо всем родителям.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!