Наталия Дегтярёва
Туризм в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Что способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь. Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая.
Публикация «Туризм в детском саду» размещена в разделах
Эффективность воздействия туристической прогулки на укрепление здоровья и совершенствование двигательной сферы детей зависит от умелого планирования материала по развитию движений и формированию физических качеств с учётом сезона, природных условий, уровня подготовленности детей и состояния их здоровья. Физические упражнения, входящие в содержание туристической прогулки, должны находиться на стадии совершенствования двигательного навыка, пройдя необходимый путь: физкультурное занятие туристская прогулка. Поэтому планирование двигательного материала этих форм организации физического воспитания должно осуществляться в тесной взаимосвязи.
Оздоровительная направленность туристских прогулок обеспечивается как подбор одежды в соответствии с погодой, так и включением циклических упражнений, составляющих примерно 80% двигательного содержания. Двигательная деятельность детей осуществляется, во-первых, в занимательных условиях игры, следовательно, на положительном эмоциональном фоне, а во-вторых, при наличии различных отвлекающих от анализа своего состояния (главным образом усталости) факторов. Циклические виды движений также входят в содержание двигательной деятельности детей на длительном привале.
Структура туристской прогулки.
Первая часть – оргначало длительностью до 5 минут. Цель - сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности (в случае необходимости, проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.
Вторая часть - движение по разработанному маршруту. Этот этап включает от 1 до 3 (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды, способа передвижения, сложности маршрута, характера рельефа) переходов с кратковременными (5-10 минут) привалами для отдыха. В тёплый период года во время первого короткого перехода (7-10 минут) не рекомендуется предлагать детям дополнительные задания, усложняющие ходьбу. Идёт постепенное определение оптимального темпа ходьбы. Предложите детям полюбоваться пейзажем, запомнить направление движения, сверить его с указателями на карте.
Первый привал - подгоночный. Его длительность не более 5 минут. Своё название этот привал получил от слова «подгонка» под рост и размер малыша походного снаряжения, главным образом лямок рюкзака. Этот этап прогулки для регулирования длины лямок, перекладки рюкзака, проверки лыжных креплений. Время привала можно использовать и для исправления неполадок в обуви и одежде, которые могли сначала не обнаружиться и не беспокоить малыша.
На этапе второго перехода после непродолжительной ходьбы можно предусмотреть проведение подвижных игр по ходу движения. Их содержанием могут быть разнообразные виды ходьбы, имитирующие движения зверей, птиц. Рекомендуется для повышения физической и эмоциональной нагрузки включить лёгкую пробежку в медленном темпе (скорость 1,2-1,5м/сек.) продолжительностью до 1,5 минут. Второй переход завершается промежуточным привалом. Предложите детям немного посидеть, можно использовать дидактические игры экологической направленности, организуйте наблюдение за природными объектами.
В содержание третьего перехода можно включить преодоление естественной полосы препятствий в игровой форме («Ниточка- иголочка», «Зеркало», «Делай как я» и т. д.). Количество препятствий может доходить до 6-8. Желательно, чтобы они следовали одно за другим, это тренирует детей в быстром переключении с одного двигательного задания на другое, развивает ловкость, быстроту, координацию, формирует гибкий двигательный навык. Для «полосы» можно использовать ходьбу по высокой траве, змейкой между деревьями, подлезание под ветки, подъём и спуск с холма, прыжки через овраг и с пенька, с кочки на кочку, ходьбу по бревну, мостику и т. п. Можно включать непродолжительный бег (30 сек.).
Третий этап туристских прогулок - длительный привал. После продолжительного движения детям следует предоставить возможность мышечного расслабления. Пока дети отдыхают, напомните им об основных правилах поведения в лесу, обратите внимание на красоту и необычность окружающей природы. Можно предложить загадки на туристическую тематику, спеть песни, почитать стихи о природе, поиграть в спокойные игры.
После отдыха дети полны желаний познакомится с лесом поближе и. конечно, вволю побегать по поляне, полазать по деревьям, покопаться в траве или покататься на лыжах с горы. Рекомендуется четко продумать содержание организованной двигательной деятельности детей на поляне. Однако её длительность не стоит затягивать: 20 минут совместных игр, организованных педагогом, затем самостоятельные занятия по интересам детей. На самостоятельную деятельность детей должно быть отведено до 35-50% времени пребывания детей на длительном привале.
Как организовать двигательную деятельность детей на привале? Самым действенным средством является:
* подвижная игра («Лесные пятнашки», «Волк во рву», «Лесные звери», «У медведя во бору», «Два Мороза» и т. д.);
*подвижные игры бессюжетные по типу ловишек с разными вариантами (не оставайся на земле, с мячом, с лентами и т. д.);
* соревновательная деятельность (игры-эстафеты).
Оптимальное количество- 1-2 подвижные игры и 1-2 игровых упражнений разного характера. Их двигательное содержание должны составлять циклические упражнения, направленные на тренировку общей выносливости и других физических качеств, развитие ориентировки на местности и наблюдательности. Основной принцип планирования - сезонность. Сюжетные подвижные игры, игры с элементами соревнований и ориентирования рекомендуется проводить фронтально, а игровые упражнения - с подгруппами детей. Наиболее ярко индивидуальная потребность детей в движении проявляется в самостоятельной деятельности. Функциональные особенности указывают на необходимость дифференцированного подхода к дозированию мышечных нагрузок для детей. В связи с этим выделены две группы приёмов, направленные на обогащение двигательного опыта детей:
Первая группа – приёмы, способствующие установлению взаимосвязи и преемственности в содержании организованной и самостоятельной двигательной деятельности;
Вторая группа – приёмы, направленные на овладение новыми движениями, которые можно выполнять только в природных условиях.
Активный отдых на привале можно сочетать с обучением детей туристским навыкам. Дети с удовольствием овладевают умениями расстановки палатки с помощью взрослого и самостоятельно, обучение детей правильно выбирать место для палатки, укладывать костёр (в разрешенных местах) и тушить его перед уходом, упражнять в вязке туристских узлов. Можно отработать алгоритм действий в случае, если ребёнок заблудился в лесу (как подать звуковой, световой сигнал, соорудить простейшее укрытие для сохранения тепла, сориентироваться в месте нахождения, успокоиться). Можно привлечь детей к выполнению социально значимой работы (покормить птиц, очистить поляну от мусора и т. д.).
В туристских прогулках совершенствуются формы общественного поведения. Совместная деятельность под руководством педагога формирует в детях ценнейшие морально-волевые качества. В походе складывается множество ситуаций для проявления детской дружбы, отзывчивости, щедрости. Иногда такие ситуации составлять специально.
Четвёртая часть туристской прогулки – возвращение домой в детский сад. Возвращение осуществляется по кратчайшему пути, т. к. дети уже физически и психически утомлены. Однако, чтобы движение не показалось однообразным, предложите детям несложные задания, включаемые в содержание игровых упражнений по типу «Кто больше назовёт обитателей леса», «Назови деревья смешанного леса, лесных птиц, цветы и др.». Здесь уместны свободная беседа педагога с детьми, загадывание загадок и т. п..
Занимательные подвижные игры на природе.
Задачи: оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи оказывают всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребёнка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Цель: совершенствование освоенных ранее детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.
Лиса и мыши.
Животным нелегко живётся в дикой природе. Они постоянно борются за выживание. Хищник должен питаться, добыча старается от него ускользнуть. В этом поединке у каждого свои преимущества.
Подготовка: необходимо подготовить площадку для игры. Она должна быть сухой, на ней не должно быть зарослей или молодых деревьев. Её размер зависит от количества игроков: на 10 человек примерно 40*40 метров. Проводить игру лучше осенью, понадобится много сухих листьев. Листья сгребают в небольшие кучи, которые будут играть роль мышиных нор. Мышей должно быть больше, чем нор. Количество нор должно быть вдвое меньше количества участников. Нужно также обустроить «станцию реанимации» - она должна быть обозначена кругом из листьев, веток или камней.
Правила и ход игры: один из участников будет лисой (можно выбрать двух водящих, другие – мышами. Мыши не могут выходить за пределы игровой площадки. Лиса пытается поймать мышей. Как только она касается мыши, та становится узницей и ложится (приседает, садится на корточки и т. д.) на землю. Одна мышь-узница может быть спасена двумя другими мышами: они должны её перенести на станцию реанимации. Как только мышь засунула голову в норку (куча листьев, она в безопасности и лиса не может к ней прикоснуться. Но норка может укрыть за один раз только одну мышь. Если мышь подбегает к уже занятой норке, она кричит: «Выходи отсюда, мышь!» Тогда находящаяся в норке мышь должна найти другую норку. Когда лиса стучит 3 раза по специально отведённой ветке (колокольчик, бубен, все мыши должны поменяться норками. Игра заканчивается тогда, когда все мыши становятся узниками. Если через 10 минут после начала игры лиса не смогла поймать всех мышей, то игроки меняются ролями: главная мышь, выбранная до начала игры, свистит, подавая сигнал (это может быть и взрослый). В этот момент все мыши (даже узники) начинают преследовать лису. Тот, кто сделает её узницей, сам становится лисой.
В поисках сокровищ.
Поиграем в пиратов! Где – то спрятано сокровище. У нас есть некоторые указания, план… и много желающих обнаружить тайник. Посмотрим, кто же его найдёт первым?
Подготовка: сокровищем могут быть сувениры, сладости и т. д. Сокровище можно положить в банку, коробку или ящик, который можно раскрасить как сундук. Принять участие могут 2, 3 или 4 команды. Каждая команда состоит из 3-6 человек. Потребуется бумага, карандаши, компас и карта. Можно взять фляжку с водой. Необходимо выбрать для игры большую площадку с зарослями, деревьями, оврагами и пригорками. Придумываются таинственные послания и прячут их в различных местах (организатор игры) : закопать, привязать к ветке, спрятать под камнем и т. д.
Правила и ход игры: игра включает в себя несколько этапов (например, пять). Вначале каждая команда получает конверт, в котором содержится указание, как найти следующее сообщение, спрятанное дальше. И так далее. В последнем сообщении раскрывается местоположение тайника. Сообщение может быть закодировано. Можно нарисовать план, используя симпатические чернила, или разрезать его как пазл. Каждое послание содержит два указания: маршрут следования к следующему сообщению и информацию, как найти его точное местоположение. На одном из отрезков пути можно не рисовать план, а указать дорогу при помощи специальных знаков. Каждый раз требуется два конверта. В первом содержится загадочное послание. Во втором первое послание расшифровано, чтобы в случае ошибки можно было найти верный путь. Если команда вскрывает второй конверт, то она должна вернуться на один этап назад или выполнить дополнительное задание. Каждой команде можно придумать название и эмблему, которая будет изображена на конвертах. Естественно команды не имеют право брать чужие конверты.