Ольга Трубникова
Труд как важнейшее средство социализации воспитанников школы-интерната
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее важное значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к практической общественно полезной деятельности имеет трудовое воспитание. Оно направленно на достижения детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованное трудовое обучение – эффективное средство социализации воспитанников школы-интерната.
Социализация — это процесс развития личности, в результате которого происходит освоение индивидом языка, социальных ценностей, норм, установок, социальных ролей, образцов поведения присущих данному обществу, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность.
Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении, учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.
В процессе трудовой деятельности по самообслуживанию, выполнению общественно полезных дел в школе у учащихся на практике воспитывается ответственность за выполняемую работу, бережливость, умение работать в коллективе. Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. При организации труда ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать ряд факторов.
Фактор социализации: ребенок нуждается в том, чтобы ему создали условия, успешного преодоления трудностей социализации и подготовки к самостоятельной жизни. Труд как фактор, определяющий выбор ребенком профессии. Именно в процессе трудовой деятельности выявляются склонности и профессиональные способности ребенка. Формирование волевых качеств и навыков коммуникативной культуры, как фактор воспитания. При организации труда руководствоваться специальными программами трудового обучения, с учетом характера и степени нарушений основных функций организма ребенка. Выполняемый ребенком труд должен быть посильным и ни в коем случае принудительного характера.
Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса в школе-интернате. Цель данного направления подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в социуме. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей индивида.
На протяжении моей работы в школе-интернате неоднократно передо мной становилась проблема, как осуществлять трудовое воспитание в условиях школы, где «семьи»-группы интерната носят разновозрастный характер. Таким образом, трудовое воспитание должно осуществляться с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных особенностей. Дети по окончанию школы должны успешно социализироваться, вливаясь в общество, должны не только зарабатывать себе на жизнь, но и выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствие с законами и правилами, регулирующими поведение человека в социуме. В своей работе трудовому воспитанию я отвожу существенную роль в решении коррекционных и воспитательных задач. Трудовое воспитание производится по следующим направлениям: труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
К моменту поступления в интернат, дети, как правило, беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений. В большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опекой со стороны родителей, нежелания долго ждать ребёнка, когда он справиться самостоятельно, например, одевая одежду или принимая пищу.
Вместе с тем опыт показал, что таким детям доступно и посильно самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, посуды со стола после принятия пищи, уход за растениями, различные формы дежурства). Так же, как и нормально развивающиеся дети, они способны принимать посильное участие в общественно полезном труде взрослых. При особой организации труд у детей с ограниченными возможностями здоровья может приобретать достаточно развитые формы, оказывая коррекционное влияние на их личностное развитие.
В своей работе я стараюсь, чтобы элементарные трудовые навыки: самообслуживание (включает в себя и соблюдение личной гигиены, дежурство по классу, столовой, уборка спален, обувных полочках стало нормой. Воспитанники моей группы активно принимают участие по уборки спален, класса, территории школы-интерната. Большое внимание уделяю и ручному труду. На занятиях кружка ребята любят изготавливать аппликации,поделки из природного, бросового материала, совершенствуют навыки работы с клеем, ножницами, бумагой. Кружковая работа помогает развивать у воспитанников личностные качества (активность, инициативность, любознательность, воля, терпение, аккуратность). Ручной труд способствует воспитанию таких качеств как трудолюбие, чувство долга и ответственности, умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь, умение планировать и организовывать свою работу.
При выработке у умственно отсталых детей трудовых навыков необходим наглядный показ и многократные повторения.
Так же в своей работе большое внимание уделяю знакомству воспитанников с профессиями. Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях. Дети знакомятся с такими профессиями, как продавец, врач, водитель, строитель, парикмахер и т. д. У ребят формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним. Этому способствуют беседы, рисование по результатам экскурсий, подготовка альбомов и т. д. Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.
При трудовом воспитании детей своей группы использую различные методы, такие как мотивация, одобрение, поощрение, благодарность. Для повышения уровня мотивации “слабых” воспитанников, я применяю нравственно – поощрительные оценки “Молодец!”, “Старательный воспитанник”, “Ты лучший” и. т. д.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.