Папки-передвижки

Профилактика жестокого обращения с детьми в условиях детских домов

Смирнова Наталья
Профилактика жестокого обращения с детьми в условиях детских домов

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Детский дом – интернат «Маленькая страна»

ДОКЛАД

Тема: «Профилактика жестокого обращения с детьми в условиях детских домов»

Воспитатель: Смирнова Н. В.

Крылово, 2023г.

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить, готовясь, в детстве не живет.

Публикация «Профилактика жестокого обращения с детьми в условиях детских домов» размещена в разделах

С момента своего появления на свет ребенок является существом социальным. Его поведение направлено на установление связей с окружающим миром, что обеспечивает ему оптимальные условия для роста и развития. Поэтому любое нарушение взаимодействия ребенка с миром, жестокое обращение с ним приводит к нарушению социального, интеллектуального и эмоционального его развития. Ребенок чувствует себя покинутым, оставленным, отстраненным от окружающих и у него появляется недоверие к миру. Душевные раны, полученные в детстве, остаются на всю оставшуюся жизнь.

В нашем обществе бытует мнение, что шлепки, подзатыльники, отказ общаться с ребенком, употребление грубых слов, запреты являются приемлемыми воспитательными воздействиями на ребенка. И эти культурные особенности несколько осложняют работу с проблемой жестокого обращения. Также обостряют эту проблему условия работы и жизни в таких учреждениях: в силу особенностей детей, лишенных семьи, и высокой степени напряженности взрослых.

Роль общества в этом вопросе заключается в том, чтобы помочь стать детскому дому приверженным идей безопасной среды, то есть среды свободной от насилия, жестокости, угнетения и издевательств.

Насилию в России в различных его формах подвергается ежегодно до 2 млн. несовершеннолетних, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. В России более 500 тысяч детей каждый год убегают из семьи, учебных заведений, госучреждений, спасаясь от жестокости родителей, сверстников, воспитателей. В зоне риска находится каждый ребёнок, в том числе дети, попавшие в детские дома.

Драматический результат насилия:

НАСИЛИЕ ПОРОЖДАЕТ НАСИЛИЕ.

Доказано: физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того, что они станут притеснять своих собственных детей;

жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Жестокость в образовательном учреждении сегодня является нормой. Это выражается в издевательствах одних детей над другими, конфликтах между взрослым и ребёнком. Поэтому наша задача — помочь педагогам более эффективно взаимодействовать с детьми, выстраивать между детьми доброжелательные отношения, не допускать насилие и действовать профессионально, если беда всё-таки произошла. Здесь важно педагогу регулярно уделять время обучению и профилактике эмоционального выгорания – проходить специальные тренинги, психологические разгрузки.

Сегодня часто меняется состав детей в детских домах. В них приходит много подростков, которые не росли в государственных учреждениях и потому изначально воспринимают их враждебно. Боль, которую переживает ребёнок, может проявляться по-разному, в том числе в агрессии в адрес других детей. Воспитанники нуждаются в эмоциональном тепле и уважении в большей мере, чем дети из благополучных семей, и потому создание необходимой фасилитирующей среды как главного исцеляющего фактора – приоритетная задача. Поэтому актуальным является создание безопасной среды для детей в детском доме.

Дело в том, что роли разных специалистов детского дома — социального педагога, психолога, воспитателей — в решении этой проблемы различны. Поэтому необходимо подчеркнуть важность работы всех специалистов и разработать алгоритмы действий для каждого из них. Полученные знания специалисты детских домов должны активно применять на практике и распространять среди своих коллег.

Отношения, установившиеся в семье, естественно, накладывают отпечаток на отношения детей в детском доме с другими взрослыми. У детей, с которыми плохо обращаются, наблюдаются три типа поведения:

1. Защитная позиция (недоверие к взрослым, склонность к агрессии).

2. Сильная потребность в опеке и привязанность к взрослым.

3. Замыкание в себе, закрытость для контакта, тревожность.

Работу по предотвращению насилия нужно начинать с изменения отношения к ребёнку. Часто в детский дом ребёнок передаётся, как бандероль. Что было раньше с ребёнком, что происходит сейчас, с ним не обсуждается. Ребёнок становится объектом управления. А ему нужно, чтобы в нём видели индивидуальность, человека, который чувствует, думает, имеет свои привязанности. На это сегодня точно нужно обращать внимание.

Ещё нужно обращать особое внимание на выпускниц детских домов, которые не получили родительской любви, поэтому им сложно любить своего ребенка. Это происходит от того, что у большинства матерей не сформированы родительские позиции и материнские установки из-за отсутствия образов и ролей родителей, отсутствия опыта семейного воспитания и семейных ценностей. Помимо этого, одним из последствий является то, что большинство этих женщин, не владеют как общими бытовыми навыками, так и навыками ухода за ребенком. Из-за отсутствия этого опыта, у женщин могут возникнуть тревоги, страхи и общий негативный психологический настрой к ребенку. В детском доме можно проводить мероприятия такого плана, как: «Моя семья», «Моя будущая семья», «Моя жизнь» и «Моя будущая жизнь».

Воспитание ребенка в учреждении, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от педагога много сил и терпения. Даже в благополучной обстановке, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения, еды или прогулки. При этом, большинство педагогов хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Чтобы предотвратить жестокость в детском доме важно поддерживать в нем открытость между детьми и взрослыми. Важно помочь им построить такие отношения, при которых потребности каждого ребенка будут встречены взрослыми, а взрослый сможет адекватно среагировать на любые проявления ребенка.

Дети отличаются от взрослых тем, что ещё не умеют скрывать безграничную потребность быть любимыми. Ребёнок – тот же человек, что и взрослый, только маленький. Маленький – значит, ещё слабый, нуждающийся в нашей помощи, заботе, любви… Маленький – не низкорослый, к которому надо нагибаться, чтобы снисходительно выслушать, о чём он там плачет…

«Чтобы понять ребёнка, любить ребенка, дотянуться до его мудрости и глубинного понимания мира, взрослому приходится вставать на цыпочки!» эти слова принадлежат Янушу Корчаку.

Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

В итогенужно менять существующие порядки у себя в учреждении. Проводить тренинги в детском доме с педагогами, разработать план работы с детьми, пережившими жестокое обращение, а также воспитателям: встречаться и обсуждать вместе трудные случаи, потому что воспитатели больше всех работают с детьми и им необходима помощь всех специалистов.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении акции против жестокого обращения с детьми «Услышьте нас!»Фотоотчет о проведении акции против жестокого обращения с детьми «Услышьте нас!» День защиты детей – это красочный и радостный праздник детства! Сколько положительных эмоций он дарит ребятишкам! Но этот день призывает.

Консультация для родителей «Правила обращения с книгой»Консультация для родителей «Правила обращения с книгой» Правила обращения с книгой. Объясните детям: 1. Прежде чем взять книгу, нужно проверить, чистые ли у них руки; 2. Читать и рассматривать.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика жестокого обращения с детьми в условиях детских домов
Опубликовано: 27 сентября 2024 в 10:09
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика жестокого обращения с детьми в условиях детских домов» (включая файлы) размещена пользователем Смирнова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД