Трубицина Анастасия
Подвижные игры как средство формирования физических качеств детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка-детский сад № 10 «Радуга»
г. Новоалтайска Алтайского края
Доклад
тема: «Подвижные игры как средство формирования физических качеств детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
Трубицина Анастасия Викторовна
Новоалтайск, 2019
Актуальность:
Публикация «Подвижные игры как средство формирования физических качеств детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одно из важных направлений образовательной работы по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является физическое развитие. Задачами Образовательной области «Физическое развитие» является развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В дошкольный период у ребенка формируются основы всесторонней двигательной подготовленности и гармонического и физического развития – здоровья и долголетия.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, плохая память. Общая слабость вызывает и самые различные расстройства деятельности организма, ведёт не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребёнка.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать работу по физическому развитию именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Цель: найти пути совершенствования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр.
Задачи:
•формировать и развивать у детей движения, способствующие развитию физических качеств через подвижную игру;
•обогащать двигательный опыт детей за счёт подвижных игр;
•развивать у детей интерес к подвижным играм;
•содействовать охране и укреплению здоровья детей
Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ловкость, выносливость, которыми он наделён природой от рождения.
Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путями.
В научной и методической литературе подвижная игра определяется как сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.
Академик педагогических наук Ефим Аронович Аркин говорил, что Игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребёнка, наполнять его существо самыми яркими эмоциями и таким образом в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости и доводить до высшей степени работоспособность организма.
Подвижная игра :
•активизирует дыхание, кровообращение, обменные процессы;
•совершенствует движения, развивает их координацию;
•формирует быстроту, силу, выносливость;
•учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации;
•учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям;
•формирует личностные качества (честность, справедливость, дисциплинированность);
•учит дружить, сопереживать, помогать друг другу;
•развивает чувство ритма
В начале учебного года работу начала с подбора подвижных игр. Изучила большое количество методических разработок и рекомендаций следующих авторов Е. Н. Вавиловой, М. М. Контарович, Л. И. Михайловой и др. В них были предложены классификации подвижных игр по разным основаниям.
-По возрасту (Младший, средний, старший)
-По видам движений (С ходьбой, прыжками, бегом, элементами лазания, метания).
-По степени подвижности (Игры малой, средней и высокой подвижности)
-По формированию физических качеств (Ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость)
-По пособиям, использующимся в игре (Игры с мячом, лентам, обручами и т. д)
По содержанию:
-Хороводные игры («Каравай», «Капуста», «По ровненькой дорожке» и др)
-Народные игры («Растяпа», «Как у дяди Трифона», «Золотые ворота»)
-игры забавы (это игры, которые развивают умение выполнять простые движения, петь песенками, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения) («Красочка в коробочку», «Колечко», «Картошка», «Золушка»)
-игры-аттракционы (короткие игровые упражнения) («Кто самый лучший», «Вокруг стульев», «Вернись в круг», «Кто быстрее»)
-спортивные игры («Баскетбол», «Городки», «Хоккей», «Футбол»)
-игры по произведениям художественной литературы («Гуси-лебеди», «Зайцы и лиса», «Муха - цокотуха», «Колобок» и т. д)
-индивидуальные игры («Прятки», «Догонялки», «День-ночь», «Маленькие и большие»)
Существуют подвижные игры с правилами это сюжетные и бессюжетные
1. Сюжетные-в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. («Сова»; «Хитрая лиса»;»Огуречик» «Прячем мишку», «Птичка», «Чижик», «Вороны»)и т. д.
2. Несюжетные игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. («Кто скорее передаст мяч»; «Кто скорее добежит к своему флажку?»; игры с предметами, «Найди цвет», «Найди свой домик» и т. д)
Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера и игры с элементами соревнования.
Игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.
Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от несюжетных игр.
При организации подвижных игр использую разнообразные методы и приемы:
СЛОВЕСНЫЕ:
•Объяснение
Правил подвижной игры
•Уточнение правил у детей
•Стихи, считалки, загадки
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
•Предоставление детям возможности творческого решения возникающих задач,
проявление самостоятельности, находчивости в выборе способа действия
НАГЛЯДНЫЕ:
•Рисунки
•Фотографии
•Зрительные ориентиры,
•Звуковые сигналы
При проведении подвижной игры следует придерживаться определенных этапов
1. Разучивание игры
2. Повторение подвижной игры
3. Усложнение подвижной игры.
В основу моей работы легла классификация подвижных игр по развитию физических качеств. Остановлюсь подробнее на играх, способствующих развитию конкретных физических качеств.
Быстрота-это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление. Средствами развития быстроты как двигательного качества, являются скоростные упражнения, поэтому для развития быстроты подбираю игры с бегом «Зайцы и волк», «Карась и щука», «Ловишки» и др., а также разнообразные эстафеты:
• Зайцы и волк»,
• «Караси и щука»,
• «Ловишки»,
• «Мы весёлые ребята»,
• «Парный бег»,
• «Мышеловка»,
• «Перебежки»
• «Хитрая лиса»,
• «Пустое место»,
• «Затейники»,
• «Чьё звено быстрее соберётся»,
• «Горелки»,
• «День и ночь»,
• «Два Мороза»
Ловкость - (координация движений) -это способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умения действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Для развития ловкости использую игры «Школа мяча» (дети в колонне по одному передают мяч над головой, с правой стороны и т. д., игры с лентами, шнурами «Кто скорее намотает шнур», «Кто скорее дойдет до середины»; «Быстро возьми». «Не попадись», «Через болото», «Поймай палку», и др., а также эстафеты с предметами: «Пробеги, не задень», «Не урони шарик» и др.
Развитие одного из физических качеств определённым образом влияет на развитие другого. Поэтому одни и те же игры при изменении условий и правил одновременно могут развивать и быстроту и ловкость. Например, игра «Ловишка» : в первый раз учим играть, разъясняя правила игры, во второй раз - используем как средство развития быстроты (ставлю задачу перед детьми – как можно быстрее убежать от ловишки, в третий раз выдвигаем новую задачу– развитие ловкости для этого игру провожу на ограниченной площади, выбираем 2 – 3 ловишек
Гибкость - это способность выполнять движение с большой амплитудой. Гибкость не зависит от особенности телосложения, она является природным свойством человека. У детей дошкольного возраста опорно – двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание. Для развития гибкости использую подвижные игры :
-«Кошка и мышки»
•«Циркачи»
•«Мостики»
•«Передача мяча»
•«Змейка»
•«Туннель из обручей и др
Хочу отметить, что игра «Передай мяч» используемая для развития быстроты и ловкости (о которой я уже говорила) при изменённых условиях развивает уже гибкость. Для этого дети стоят друг за другом на расстоянии шага и чтобы передать мяч над головой, ребёнку необходимо немного прогнуться назад. Игра «Змейка» проводится по такому же принципу, но первый игрок передаёт мяч над головой, а второй игрок, наклоняясь вперёд, передаёт мяч между ног.
Сила – внешнее сопротивление за счёт мышечных усилий. Используем «Перетягивание каната». Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки, преодоление сопротивления партнёра (в парных упражнениях). Поэтому использую игры в парах на сопротивления «Кто сильнее» ( два варианта: столкнуть соперника с места (игроки стоят друг против друга, упираясь ладонями, перетянуть через черту движением назад). В игре «Бой баранов» игроки стараются вытолкнуть соперника из круга сидя на корточках, вытягивая руки вперёд. Развитие силовых качеств можно осуществлять и в командных играх – эстафетах.
Выносливость –это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без изменения её интенсивности. Это способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счёт волевых усилий. Развитие выносливости происходит при многократном повторении однообразных движений. Для этого использую подвижные игры с непрерывной двигательной деятельностью. Например, в играх «Волшебные скакалки» (Кто продержится дольше других,»Догони пару»; «Найди пару» (играющие бегают по площадке, по сигналу «В пары!» находят пары и выполняют движения, по сигналу «Побежали!» снова разбегаются по одному). В играх на развитие выносливости внимательно наблюдаю за состоянием детей, чтобы не допустить переутомления.
Подобранные подвижные игры использую в организованной и совместной с детьми деятельности.
При подборе игр на каждый день учитываю время их проведения и место в режиме дня. Для закрепления и развития физических качеств повторяем игры в течение всего года в определенной последовательности. Варьируя в соответствии с поставленными задачами, усложняю движения и правила игр, провожу в различных условиях. В течение года планируется 10 -15 новых игр. Имеется картотека подвижных игр.
Свои игровые умения дети проявляют в самостоятельной деятельности. Они уже способны самостоятельно организовывать и проводить некоторые хорошо знакомые им подвижные игры, сочинять игры, изменяя ее в ходе развития сюжета, выполняя роли и правила игры. Играя самостоятельно в шофёров, строителей, лётчиков, разведчиков, моряков и т. д., дети в соответствии с сюжетом пользуются довольно сложными движениями: бег с ловлей, метание, прыжки, Важным условием игровой деятельности является создание предметно – развивающей среды. В группе создан физкультурный уголок, в котором имеется спортивные пособия, изготовленные своими руками.
Имеются султанчики, флажки, платочки, ленточки,; короткие и длинные косички, на концах которых сделаны ручки из футляров от «киндер – сюрпризов». Данные пособия используются не только для общеразвивающих упражнений, но и в подвижных играх, например «Кто быстрее», Найди пару» и др. Для организации подвижных игр имеются шапочки различных игровых персонажей. Также в физкультурном уголке имеется оборудование для организации спортивных игр:, кегли, кольцеброс, скакалки, мячи разного качества и размера. Это способствует формированию стойкого интереса к физическим упражнениям; желание играть в спортивные и подвижные игры; навыков самоорганизации и общения со сверстниками и развитию физических качеств.
Заключение
Народная мудрость гласит «Здоровье всему голова», «Здоровью цены нет». Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым – это желание каждого родителя. Но как это сделать? Родители зачастую оберегают своих детей от физических усилий (не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадешь, посиди). Поэтому работу начала с того, что провели в начале года анкетирование, в результате которого выяснили, что если и играют родители с детьми, то это обычно спортивные игры в летний период на природе или даче. А вспомнить подвижные игры вызвало затруднение. Папы и мамы мало знают, как укрепить здоровье ребёнка с помощью подвижных игр. Из бесед с родителями выяснила, что в большинстве семей предпочтение отдается телевизору, играм на компьютере, развивающим играм (мозаики, легко, пазлы). Далее провели собрание, на котором познакомили родителей с особенностями физического развития детей старшего дошкольного возраста, с тематикой подвижных игр в соответствии с возрастом наших детей. Нам удалось убедить родителей в том, что нашим детям необходимо вырабатывать потребность быть в двигательном напряжении, прививать интерес к доступным видам спорта, используя для этого общеизвестные средства (прогулки, экскурсии на природу, походы на дальние расстояния, подвижные игры). Для этого на стенды для родителей планирую помещать примерный режим дня для ребёнка в будние и выходные дни, для знакомства родителей с подвижными играми, в которые играют дети, планируем помещать в родительский уголок карточки с описанием игр. Благодаря проводимой работе по развитию детей в игре мы смогли вовлечь в воспитательный процесс родителей. Они стали проявлять большой интерес к мероприятиям, направленным на физическое развитие детей, помогают в создании физкультурного оборудования.
В заключении хочется отметить, что активная двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем. Подвижные игры являются важным средством в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста.
Продолжая работать в данном направлении, планирую разработать перспективный план работы с детьми по развитию физических качеств у дошкольников.
Список использованной литературы:
1. Жуков М. Н. Подвижные игры. Учебник – 2-е изд., - М., 2004.
2. Степаненкова Э. Я. Подвижные игры как средство гармонического развития дошкольника // Дошкольное воспитание, 1995, №12.
3. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста : Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. И доп. – М., 1986.
4. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет. сада. «Просвещение», 1978. 158 с.
5. М. Ф. Литвинова. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - 92 с. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений.
6. Зубкова Н. А. Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста / Физическое воспитание детей дошкольного возраста; Сост. Л. В. Русскова. – М., 1982.
7. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. – М. : Владос, 2001. – 112 с.
8. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: https://nsportal.ru.