Людмила Костенко
Методики эмоционально-волевой сферы
▼ Скачать + Заказать документы
Иногда кажется, что коррекционных методик масса. Но это не так. В реальности существует всего несколько методологических подходов, разработавших концептуальную основу, и любая авторская методика находится или в рамках этого концептуального подхода, или на стыке нескольких подходов.
Чтобы было понятно, обрисуем так: имеется большая наука - механика, а в её рамках выделяются статика, кинематика, динамика. Так и с коррекционными методиками.
Публикация «Методики эмоционально-волевой сферы» размещена в разделах
Многое из того, что называют отдельной методикой - например музтерапия - является лишь специфическим способом донесения информации через преимущества музыки, но концептуальные подходы (как строится занятие, каковы цели коррекции, как осуществляется закрепление материала) педагог черпает в одной из методик, с которыми и хочется вас познакомить.
В реальности, существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с отклонениями в развитии. А именно – 4 основные методики : методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак), методика СОМОР (Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка, методика ЦТО (Цветовой тест отношений А. М. Эткинда, методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго).
Любой педагог (будь то музтерапевт, дефектолог или психолог) опирается в своей работе на какую-то из этих методик, сильно отличающихся по подходу и педагогическим приёмам. Разберёмся, что за методики существуют, в чём их плюсы и минусы.
Методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак) – проективная методика обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Методика предназначена для получения ответной реакции по проблемам эмоциональных отношений между ребенком и окружающими его людьми, выявить фантазии ребенка, связанные с агрессией, страхами, а порой и навязчивыми состояниями, выявить эмоциональную структуру ребенка, динамику его реакций на трудности развития, способы, которыми он их разрешает. Этот тест, как и другие подобные проективные методы исследования, опирается на содержание интерпретации. Анализ апперцептивного поведения состоит в изучении того, что ребенок видит и думает. «Контурный САТ-Н» предпочтителен для определения динамики межличностных и эмоциональных отношений, совокупности тенденций и способов защиты, которые им могут противопоставляться. Апробация методики показала, что она может быть использована независимо от культурных различий и уровня социального развития ребенка. Стимульный материал состоит из 8 контурных изображений на однотонном бледно-зеленом фоне, предъявляемых в определенном порядке. Изображения последовательно пронумерованы. Ответы ребенка дословно записываются в протокол, где также регистрируется все, что относится к его поведению. Регистрируются все замечания специалиста, его помощь и поступки, реплики самого ребенка, наличие каких-либо сопутствующих движений, эмоциональные реакции. Время выполнения всего задания обычно не должна превышать 10-12 минут.
Критерии оценки.
Высокий уровень - составляет рассказ самостоятельно полностью
передаёт содержание; без наводящих вопросов описывает участников, саму ситуацию и характер её разрешения.
Средний уровень – описывает с помощью, в целом правильно, но не
полностью. Испытывает трудности эмоциональных дифференцировок.
Низкий уровень – составляет рассказ с помощью наводящих вопросов,
нарушена связность, последовательность изложения;
большая часть описательного рассказа – простое перечисление предметов и действий.
Методика СОМОР (Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка). Методика была создана в 1982-1985 гг. по аналогии с тестом Р. Жиля. Целью исследования с помощью данной проективной техники является оценка субьективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий.
Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно-зеленого цвета, и примерного перечня вопросов. Возрастной диапазон использования от 4 до 10-11 лет.
Критерии оценки.
Высокий уровень – задание выполняет самостоятельно, отсутствие тревоги,
беспокойства, неуверенности; адекватная самооценка ребёнка, критичен к ситуациям взаимодействия с людьми и к себе.
Средний уровень – задание выполняет с помощью, присутствует небольшая
тревога, неуверенность, самооценка занижена.
Низкий уровень - задание не выполняет или требуется большая
организационная помощь, низкая самооценка, большая тревога, неуверенность в своих силах.
Методика ЦТО (Цветовой тест отношений А. М. Эткинда, основана на методике М. Люшера и предназначена для изучения эмоциональных компонентов отношений ребенка к значимым для него людям, в том числе и к самому себе, и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, процедура которого была специально разработана в процессе создания этого теста. Использование методики ЦТО основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциациям к ним. Стимульный материал - это набор цветовых стимулов, представлен основными цветами спектра (синий, зеленый, красный, желтый, два смешанных тона (фиолетовый, коричневый) и два ахроматических цвета (черный, серый). Каждый цвет обозначается соответствующей цифрой. ЦТО как метод изучения отношений применим в работе с детьми, начиная с 4,5- 5- летнего возраста.
Критерии оценки.
Высокий уровень – чёткое понимание инструкции, самостоятельно делает
выбор, выполняет задания полностью и точно, быстрая скорость выполнения, устойчивое внимание.
Средний уровень – понимает инструкцию; делает выбор с помощью
организующих вопросов; выполняет задание в целом правильно, но не полностью.
Низкий уровень - инструкцию понимает слабо, задание не выполняет
или требуется большая организационная помощь; «застревает» на одном цвете.
Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго)
Данная методика была разработана Н. Я. Семаго в 1993 г. и предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. Также при работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии.
1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения :
1. Злость (гнев);
2. Печаль (грусть);
3. Радость.
Эмоциональная экспрессия на контурных изображениях обозначена наиболее этологически значимыми элементами лица: характерным для каждого варианта пространственным расположением уголков рта и положения бровей.
2-я серия (14 изображений) заключает в себе изображения конкретных лиц детей ( мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно). В методике используются фотографии со следующими эмоциональными выражениями :
1. Явная радость;
2. Страх;
3. Сердитость;
4. Приветливость;
5. Удивление;
6. Обида;
7. Задумчивость.
Методика используется для работы с детьми от 3 до 11-12 лет.
Критерии оценки.
Высокий уровень – развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно
обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; высокая способность к оречевлению собственных переживаний.
Средний уровень – ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и
назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого.
Низкий уровень - задание не выполняет даже с помощью вопросов, не
называет настроение, не может показать его на себе.