Папки-передвижки

Социальное развитие детей с умственной отсталостью, воспитывающихся в детском доме-интернате

Смирнова Наталья
Социальное развитие детей с умственной отсталостью, воспитывающихся в детском доме-интернате
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Маленькая страна»

Доклад

«Социальное развитие детей с умственной отсталостью,

воспитывающихся в детском доме-интернате»

Воспитатель : Смирнова Н. В.

п. Крылово

2019г.

Публикация «Социальное развитие детей с умственной отсталостью, воспитывающихся в детском доме-интернате» размещена в разделах

Социальное развитие является одним из приоритетных направлений в формировании социально-бытовых умений и навыков, социальной адаптации и социализации к условиям социума. Социальное развитие происходит в процессе взаимодействия детей с ближним и дальним кругом человеческого окружения и рассматривается как основа формирования способов общения, ведущей деятельности, психологических новообразований, самостоятельности ребенка, личностных качеств, его общения со сверстниками. Социальное развитие направлено :

на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Ограниченные навыки процесса познания, слабое развитие речи, необычное или неуместное поведение, значительно затрудняют взаимодействие с окружающими. Обучение детей с умственной отсталостью социальным навыкам и межличностному общению, наравне с коррекцией проблем, вызывающих трудности социального развития, являются важнейшей задачей для их дальнейшей социально адаптированной самостоятельной жизни.

Цель социального развития детей с умственной отсталостью :

Развитие личности ребенка на основе ценностей социальной культуры, обеспечивающих овладение способами поведения, характерными для той или иной культурной традиции, творческое и активное воспроизведение коммуникативного опыта в различных видах детской деятельности.

Реализация образовательной области «Социальное развитие» обеспечивается опорой на сквозные механизмы развития ребёнка : общение, игру, элементарный труд, познание, основы безопасности жизнедеятельности через специфичные виды детской деятельности.

Ведущее место в реализации образовательной области «Социальное развитие» занимает игра (сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная, как способ освоения ребёнком социальных ролей, развития качеств ребёнка, его творческих способностей.

Задачи социального развития детей с умственной отсталостью.

воспитывать самостоятельность в быту:

учить детей обращаться к педагогам за помощью, формировать навык опрятности;

учить пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми, учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой:

формировать навык аккуратной еды – пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом:

учить пользоваться носовым платком:

формировать навык раздевания и одевания, уходу за снятой одеждой, учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и зрительного контроля.

При реализации задач у детей с умственной отсталостью формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми с умственной отсталостью общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. Для реализации задач необходимо правильно организовать режим дня в детском доме, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма. Дети могут оказаться в различной жизненной ситуации, опасной для здоровья, жизни, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, педагог, воспитатель может «проигрывать» несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений.

Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм- драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение. В работе по формированию социальных умений у детей с умственной отсталостью важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирования культурно- гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.

Воспитатели не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке, занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно, в процессе игр, прогулок и т. д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил. Развивать качества реб нка : его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

Наиболее типичные ситуации, где можно сформулировать простейшие алгоритмы поведения:

• аптечка;

• пользование общественным транспортом;

• правила безопасности дорожного движения домашняя электроприборами;

• поведение в общественных местах (театр, магазин) и др. ;

• ведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества). На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство.

Особое место в социальном развитии занимает обучение детей элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, такая работа включает:

• организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно- бытового труда и труда в природе;

• ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитания уважения к труду;

• обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;

• обучение уходу за растениями, животными;

Очевидно, что в отношении детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, воспитывающихся в детском доме, необходимо сделать акцент на социальном развитии. В этом случае под социальным развитием понимаем комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных ребенком-инвалидом общественных связей и отношений. В более узком смысле социальное развитие подразделяют на социально-бытовую – комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие навыков самообслуживания у инвалида на уровне его возможностей и социально-средовую, включающую мероприятия по переоборудованию жилища, создание безбарьерной и безопасной среды жизнедеятельности. Социальное развитие в детском доме для детей с умственной отсталостью включает в себя :

1) защиту и охрану прав детей;

2) создание и улучшение доступной и комфортной среды жизни; 3) формирование социальных навыков, навыков общения, дающих ребенку социальную независимость, культуры речи и поведения; 4) социокультурную реабилитацию (экскурсии, досуговая деятельность, кружковая работа, праздники);

5) трудовую реабилитацию (дежурства по столовой, работа на участке, уход за одеждой и обувью);

6) формирование здорового образа жизни.

Отражением уровня и качества социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома может считаться показатель самостоятельности в дальнейшей взрослой жизни, который в настоящее время очень низок. Эффективность реабилитационных мероприятий среди детей-инвалидов должна определяться состоянием организма и общего здоровья, обеспечивающего оптимально возможную саморегуляцию, согласованное взаимодействие и равновесие между его функциями и внешней средой. Для того, чтобы двигаться в этом направлении, ребенок-инвалид должен быть способен определить и реализовать свои потребности, адаптироваться к условиям окружающей среды. Однако воспитанник детского дома для умственно отсталых детей не всегда может определить свои потребности, не понимает источник своего дискомфорта, поэтому считаем целесообразным говорить об индивидуализации социальной реабилитации указанной категории детей. Индивидуализация включает особый подход для каждого ребенка, применение своей и только своей индивидуализированной системы социальной реабилитации с учетом возраста, пола, состояния здоровья, поскольку коллективный подход к воздействию неэффективен. Содержание социальной реабилитации должно быть индивидуализированным, поскольку дети с одним и тем же диагнозом имеют разный уровень развития и сформированности социальных навыков. Прежде, чем конкретизировать работу нужно ответить на вопрос: что нужно данному ребенку для того, чтобы стать частью социума и как этого добиться? Мы ни в коем случае не говорим о том, что ребенок-инвалид должен соответствовать современным требованиям общества – это устаревший и неправильный подход, который ущемляет права детей, – общество должно принимать любого ребенка-инвалида на его условиях. Тем не менее, воспитанники детских домов должны знать, как устроен мир людей (открытый социум). Этот процесс сложен для умственно отсталых детей в детском доме, поэтому социализация может быть достигнута только специальными мерами, которые определяются индивидуальной программой социальной реабилитации. В свою очередь, индивидуальная программа социальной реабилитации разрабатывается на основе тщательного изучения психофизических возможностей ребенка и с учетом соблюдения следующих принципов:

1. Изучение всех воспитанников (знание особенностей каждого ребенка предполагает, что дети должны получать оптимальную нагрузку с учетом диагностических показателей, полученных при изучении каждого из них).

2. Всесторонность изучения ( изучение ребенка в различных условиях: в учебной, игровой, трудовой, т. к., только стойкие, неоднократно проявляющиеся в различных видах деятельности, признаки можно считать характерными).

3. Дифференцированность оценки обнаруженных особенностей ( учитываются: особенности возраста, характера, индивидуальные различия).

4. Комплексность изучения (сопоставление данных, полученных всеми специалистами).

5. Динамичность изучения (рассматриваются проявления ребенка в аспекте развития; динамика развития предполагает выявление не только достижений, но и то, чем ребенок может овладеть с помощью педагога). Обязательный анализ причин различных проявлений аномального развития ребенка. Планомерный характер изучения ребенка (позволяет не только установить характер и причины дефекта, но и определить средства борьбы по их преодолению). Прогностический характер предполагает выбор средств, методов, приемов, применение которых приведет к реализации программы социальной ркабилитации.

Уровни развития воспитанников настолько разнообразны, что невозможно планировать единые реабилитационные мероприятия для всех. Например, одного ребенка надо научить самостоятельно ходить, а другого – пользоваться деньгами; одному нужна экскурсия на почту, поскольку он поддерживает отношения с родственниками, а другому – научиться ориентироваться в пределах здания детского дома. Различное содержание индивидуальных программ детей предполагает единую цель – максимально возможную социализацию ребенка. Таким образом, говоря об индивидуализации социальной реабилитации детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, воспитывающегося в детском доме, необходимо помнить о специфике учреждения. Она обусловлена теми социальными лишениями, которые возникают в связи с отсутствием семьи и приводят, как правило, к психической депривации ребенка. Поэтому важным фактором работы коллектива детского дома является организация замещающей среды, которая компенсировала бы каждому ребенку предшествующий, ущербный для них, период развития, способствовала восстановлению их обучаемости и воспитанности. Понимание этих вопросов повышает эффективность целенаправленного процесса социальной реабилитации воспитанников. Дети начинают лучше ориентироваться в окружающей жизни, глубже понимают происходящие вокруг события, уверенней чувствуют себя в общественных местах; снижается уровень тревожности у большинства детей, активизируются взаимоотношения умственно отсталых детей со сверстниками. Самый лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении праздника 1 сентября «Путешествие в страну знаний» в детском доме-интернатеФотоотчет о проведении праздника 1 сентября «Путешествие в страну знаний» в детском доме-интернате 1 сентября в детском доме-интернате прошел под названием «Путешествие в страну знаний». В рамках Года книги к воспитанникам в гости пришли.

Поделка «Пуговицы из воздушного пластилина»Поделка «Пуговицы из воздушного пластилина» Фотоотчет "Пуговицы из воздушного пластилина" для детей с У. О. в развитии. Пуговицы - одни из самых распространенных типов галантерейных.

Фотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостьюФотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостью Фотоотчет "Синичкин день" для детей с У. О в развитии. Синички - одни из самых узнаваемых птичек у детей. Дети знают, что от других птиц.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы»Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы» Тема: " Красивые бусы" Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение изображать предметы круглой формы. 2. Техническая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальное развитие детей с умственной отсталостью, воспитывающихся в детском доме-интернате
Опубликовано: 25 сентября 2024 в 21:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальное развитие детей с умственной отсталостью, воспитывающихся в детском доме-интернате» (включая файлы) размещена пользователем Смирнова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД