Галина Колбина
Роль семьи в формировании семейных ценностей для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач дошкольного образования. Период дошкольного детства выступает благоприятным периодом для воспитания нравственных качеств личности, решать, что для нее значимо и важно в жизни.
Дошкольник как губка впитывает те нормы, правила поведения, которые предлагает ему окружающий мир. И от того каким содержанием мы наполним окружающую среду, как преподнесем предполагаемые для усвоения нормы поведения, правила и ценности зависит от нас и развитие ребенка.
Публикация «Роль семьи в формировании семейных ценностей для детей младшего возраста» размещена в разделах
Цель рассмотреть методику формирования представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста. Формирование любви к семье как первая ступень гражданского воспитания дошкольников.
Проблемы семейного воспитания и развития семьи очень значимы, и современное дошкольное образование не может не учитывать роль семьи в процессе детского развития. В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение – семья.
Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимная поддержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.
Сегодня у детей отсутствуют четкие представления о понятии «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека
Семья - одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.
Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам чувствам, отождествление себя с близкими людьми и т. д.
Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качества» семьи (ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей и т. д.) и ее возможностей в решении задачи воспитании ребенка как будущего семьянина. Осознание родителями необходимости решения этой задачи уже на ступени дошкольного детства может быть действенным побудителем для позитивных изменений в собственной семье, гуманизации внутрисемейных взаимодействий, нормализации уклада жизни, обогащения воспитательной деятельности, самовоспитания и самообразования и т. д.
Семья и детский сад обладает возможностями в формировании у дошкольника содержательного «образа семьи». Если семья определяет степень богатства, насыщенности поверхностного уровня «образа семьи» (накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми).
То детский сад это обогащение, уточнение, обобщение, внесения корректировок представлений детей о семье, семейном укладе; формирование ценностных ориентации в организации деятельности детей, дающей выражение чувств детей к родителям, другим членам семьи; косвенное воздействие на содержание детского «образа семьи» через повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Говоря о формировании семейных ценностей, надо начинать работу с корректировки родительских установок. Ведь именно у родителей ребенок учится проявлять свои чувства, свои привязанности. В семье он видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Поэтому воспитательная система должна охватывать в первую очередь родителей, предлагая такие формы работы, которые в наибольшей степени заинтересуют взрослых. Для успешной работы над этой проблемой.
В первую очередь проведен социальный опрос родителей и составлен социальный паспорт группы. По результатам опроса выявлены сильные стороны, на которые можно было опереться в дальнейшей работе. Образование родителей, материальная стабильность, как возможность удовлетворения образовательных потребностей детей, наличие полных семей. А также слабые стороны это отсутствие родительского опыта, так как единственный ребенок в семье. Большое внимание уделяла малообеспеченным, неработающим и пьющим родителям.
В педагогической работе используются как традиционные и не традиционные методы работы с родителями, это как посещения семей воспитанников на дому; проведения тематических родительских собраний на которых родители делятся опытом семейных традиций, проведением досугов, увлечениями. Консультации, проводятся выставки детских работ, тематические фотовыставки, участие родителей в детских праздниках.
Социально-педагогическая работа в группе должна строится на союзе педагог- родитель. Только взаимопонимание и доверия, которые возможны только в том случае если педагог советует, размышляет вместе с родителями, умеют договариваться о совместных действиях тактично подводит их к пониманию в той или иной необходимости. Взаимодействие педагога и родителей должна объединить все усилия и родители должны почувствовать, что они являются союзниками и что педагог не может обойтись без их совета и помощи.
Таким образом, в ходе совместной работы педагога и родителей дети подводятся к первоначальному, осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи.
С первых дней жизни ребенка начинает формироваться образ семьи. Условия, уклад жизни в семье, где воспитывается ребенок, дают «фундамент» на развитие ожиданий своей собственной будущей семьи. Необходимо дать детям пример правильного поведения, хороших отношений между родителями. Поэтому работа по формированию представлений о семье начинается в детском саду с раннего и младшего дошкольного возраста.
В ходе совместной работы педагога и родителей дети подводятся к первоначальному, пока еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. В каждой программе определен свой путь по решению данной задачи. В образовательных программах задачи формирования интереса к своей семье отражены достаточно ярко и подробно. Следовательно, можно сделать вывод, что при систематической работе с детьми дошкольного возраста, при создании необходимых педагогических условий в детском саду, у детей формируется интерес к своей семье.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Список используемой литературы:
1. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве. // Дошкольное воспитание. - 2005 г. - № 3.
2. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / В. И. Логинова и др., под. ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солицева. и др. – СПб. ООО» Издательство «ДЕТСКАЯ_ПРЕСС»2014-352с.
3. Дыбина, О. В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания / О. В. Дыбина // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 2. – С. 3-5.
4. Козлова, С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/ С. А. Козлова. – М. : Линка-Пресс, 2000. – 224 с.
5. Мещерякова С. Становление общения ребенка с взрослым на первом году жизни. //Дошкольное воспитание. - 2003 г. - № 9