Наталья Валерьевна Гайлевич
Роль семьи в формировании национального самосознания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе, который характеризуется глобализацией экономики, мобильностью, интенсивностью развития средств массовой коммуникации, крупномасштабной миграцией и перемещением населения, преобразованием социальных структур и др., происходят изменения и в жизни всего человечества. В условиях изменяющейся социально- исторической ситуации рушится опыт семейной жизни наших предков, т. к. у цивилизации есть и негативные стороны. Теряются самобытность семьи и основы национального воспитания.
Публикация «Роль семьи в формировании национального самосознания ребенка» размещена в разделах
Один из способов преодоления современного кризиса духовных ценностей российского общества - воспитание толерантности. В системе духовно-нравственных принципов толерантность является ключевым принципом социализации личности. Именно от уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т. е. результат его социализации.
Логично встаёт вопрос о необходимости выведения мышления подрастающего поколения на новый уровень, так называемый «планетарный». «Планетарное сознание» должно способствовать формированию у каждой личности таких качеств как способность понимания, толерантность, доброжелательность по отношению ко всем людям в мире. Это особенно важно сегодня, когда злоба, ненависть ко всему непохожему, к людям, говорящим на других языках и исповедующих другую религию, вырвалось наружу в виде агрессивных действий (локальные войны, террористические акты, преследование национальных меньшинств и пр.) как по отношению к целому народу, так и по отношению к отдельным меньшинствам. В интересах мира, взаимопонимания и международного сотрудничества, чтобы сохранить человечество, его национальную культуру, необходимо вырабатывать у подрастающего поколения настоятельную потребность во взаимопонимании, терпимости и уважения различных народов друг к другу. В этом случае толерантность – необходимое условие мира и социально-экономического развития народов.
ФГОС ДО направлен на решение (в том числе) задач по формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а именно:
• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Исходя из вышесказанного, можно вывести систему работы по трё м основным направлениям:
1. Формирование толерантного отношения к себе и своему народу (изучение истории семьи, развитие самосознания ребёнка, формирование образа Я, уважительного отношения и позитивного восприятия сверстников);
2. Формирование толерантного отношения к другому (формирование познавательного интереса к людям планеты Земля, воспитание чувства дружелюбия, симпатии по отношению к людям разных рас и национальностей, изучение культуры, быта другого народа (чтение произведений художественной литературы, слушание музыки, рассматривание произведений искусства и пр.);
3. Знакомство детей с законодательными нормами (Конвенция о правах ребёнка как международный документ, определяющий взаимодействие людей; формирование понимания того, что все люди разные, но при этом они имеют равные права, которые нужно уважать.
С учетом этих трех направлений в нашем учреждении мы совместно с воспитателями разработали примерный тематический план работы с детьми и родителями в различных возрастных группах.
младшая группа «Моя семья»
средняя группа «Я и мои близкие», Я и мои друзья»,
«Мне нравится слушать тебя», «Мне нравится играть с тобой»
старшая группа «Я и образ другого», «Другой такой, как Я», «Мы понимаем друг друга», «Сочувствую другу»
подготовительная группа «В моей семье и в культуре других», «Культурная традиция принятия друзей», «Добрый – злой в сказках других народов», «Пойми другого»
Такие тематические блоки как «Родной край», «Земля - планета», «Земля – планета людей», «Я имею право»
Работа в данном направлении может проводиться через разные виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую, проектную, предлагается использовать и разные формы организации детей : занятия, самостоятельную деятельность детей.
Методы, используемые в работе по формированию предпосылок толерантности, можно разделить на три группы:
1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок) – это беседы, художественная литература, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, фильмов, в которых показано поведение людей в окружающем;
2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения (личный пример взрослого, метод научения положительным формам поведения, целенаправленной наблюдение с последующим обсуждением;
3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.
Используемые методические приёмы по формированию предпосылок толерантности:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется» :
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас : «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
В современных условиях родителям и педагогам в организации воспитательной работы с детьми в семье детском саду важно знать традиции народов, проживающих совместно, характерные черты их образа жизни и семейных устоев. Это поможет воспитать у подрастающего поколения правильное, уважительное отношение к культурным ценностям своего народа, а также будет способствовать формированию высокой культуры межнационального общения.
Литература:
1. ФГОС ДО
2. Т. В. Макарова Толерантность и правовая культура дошкольников. – М. Сфера 2008
3. О социализации дошкольников //Дошкольное воспитание. -2006-№ 4.
4. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников //Дошкольное воспитание. - 2003 - № 11.
5. Платохина Н. А. Воспитание социокультурной толерантности личности ребёнка в условиях ДОУ Дошкольная педагогика. - 2010 – № 5
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2003, 110с.
7. Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении. - Вопр. Психол., 2006. - №2. - С. 3- 12.