Папки-передвижки

Роль семьи в формировании национального самосознания ребенка

Наталья Валерьевна Гайлевич
Роль семьи в формировании национального самосознания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе, который характеризуется глобализацией экономики, мобильностью, интенсивностью развития средств массовой коммуникации, крупномасштабной миграцией и перемещением населения, преобразованием социальных структур и др., происходят изменения и в жизни всего человечества. В условиях изменяющейся социально- исторической ситуации рушится опыт семейной жизни наших предков, т. к. у цивилизации есть и негативные стороны. Теряются самобытность семьи и основы национального воспитания.

Публикация «Роль семьи в формировании национального самосознания ребенка» размещена в разделах

Один из способов преодоления современного кризиса духовных ценностей российского общества - воспитание толерантности. В системе духовно-нравственных принципов толерантность является ключевым принципом социализации личности. Именно от уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т. е. результат его социализации.

Логично встаёт вопрос о необходимости выведения мышления подрастающего поколения на новый уровень, так называемый «планетарный». «Планетарное сознание» должно способствовать формированию у каждой личности таких качеств как способность понимания, толерантность, доброжелательность по отношению ко всем людям в мире. Это особенно важно сегодня, когда злоба, ненависть ко всему непохожему, к людям, говорящим на других языках и исповедующих другую религию, вырвалось наружу в виде агрессивных действий (локальные войны, террористические акты, преследование национальных меньшинств и пр.) как по отношению к целому народу, так и по отношению к отдельным меньшинствам. В интересах мира, взаимопонимания и международного сотрудничества, чтобы сохранить человечество, его национальную культуру, необходимо вырабатывать у подрастающего поколения настоятельную потребность во взаимопонимании, терпимости и уважения различных народов друг к другу. В этом случае толерантность – необходимое условие мира и социально-экономического развития народов.

ФГОС ДО направлен на решение (в том числе) задач по формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а именно:

• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Исходя из вышесказанного, можно вывести систему работы по трё м основным направлениям:

1. Формирование толерантного отношения к себе и своему народу (изучение истории семьи, развитие самосознания ребёнка, формирование образа Я, уважительного отношения и позитивного восприятия сверстников);

2. Формирование толерантного отношения к другому (формирование познавательного интереса к людям планеты Земля, воспитание чувства дружелюбия, симпатии по отношению к людям разных рас и национальностей, изучение культуры, быта другого народа (чтение произведений художественной литературы, слушание музыки, рассматривание произведений искусства и пр.);

3. Знакомство детей с законодательными нормами (Конвенция о правах ребёнка как международный документ, определяющий взаимодействие людей; формирование понимания того, что все люди разные, но при этом они имеют равные права, которые нужно уважать.

С учетом этих трех направлений в нашем учреждении мы совместно с воспитателями разработали примерный тематический план работы с детьми и родителями в различных возрастных группах.

младшая группа «Моя семья»

средняя группа «Я и мои близкие», Я и мои друзья»,

«Мне нравится слушать тебя», «Мне нравится играть с тобой»

старшая группа «Я и образ другого», «Другой такой, как Я», «Мы понимаем друг друга», «Сочувствую другу»

подготовительная группа «В моей семье и в культуре других», «Культурная традиция принятия друзей», «Добрый – злой в сказках других народов», «Пойми другого»

Такие тематические блоки как «Родной край», «Земля - планета», «Земля – планета людей», «Я имею право»

Работа в данном направлении может проводиться через разные виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую, проектную, предлагается использовать и разные формы организации детей : занятия, самостоятельную деятельность детей.

Методы, используемые в работе по формированию предпосылок толерантности, можно разделить на три группы:

1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок) – это беседы, художественная литература, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, фильмов, в которых показано поведение людей в окружающем;

2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения (личный пример взрослого, метод научения положительным формам поведения, целенаправленной наблюдение с последующим обсуждением;

3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.

Используемые методические приёмы по формированию предпосылок толерантности:

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется» :

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас : «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

В современных условиях родителям и педагогам в организации воспитательной работы с детьми в семье детском саду важно знать традиции народов, проживающих совместно, характерные черты их образа жизни и семейных устоев. Это поможет воспитать у подрастающего поколения правильное, уважительное отношение к культурным ценностям своего народа, а также будет способствовать формированию высокой культуры межнационального общения.

Литература:

1. ФГОС ДО

2. Т. В. Макарова Толерантность и правовая культура дошкольников. – М. Сфера 2008

3. О социализации дошкольников //Дошкольное воспитание. -2006-№ 4.

4. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников //Дошкольное воспитание. - 2003 - № 11.

5. Платохина Н. А. Воспитание социокультурной толерантности личности ребёнка в условиях ДОУ Дошкольная педагогика. - 2010 – № 5

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2003, 110с.

7. Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении. - Вопр. Психол., 2006. - №2. - С. 3- 12.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании фонематического восприятия на неречевых звуках» Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различие неречевых звуков помогает воспринимать их как.

Консультация для родителей «В здоровом теле — здоровый дух! Роль семьи в формировании ЗОЖ» Мы все родители и мы хотим, чтобы наш ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические.

Презентация для педагогов и родителей «Роль семьи и детского сада в формировании физической готовности ребенка к школе» Физическая готовность – это состояние здоровья ребенка, определенный уровень зрелости его организма, необходимый уровень развития двигательных.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности» Родительское собрание. «Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности». Классный руководитель: Кузьмина Ю. А. На доске В. А. Сухомлинский.

Роль хореографии в формировании ребенка как личности Роль хореографии в формировании ребенка как личности. Танцы имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и.

Роль семьи в формировании у дошкольника гендерных представлений 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятие о личности. Структура личности В младшем дошкольном.

Роль семьи в формировании здорового образа жизни Роль семьи в формировании здорового образа жизни Носкова Н. В., муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана.

Сценарий родительского собрания «Роль семьи в формировании личности» слайд 1 Родительское собрание на тему: Роль семьи в формировании личности. Повестка родительского собрания: Слайд 2 Семья - это счастье,.

Сценарий родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребенка» Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль семьи в формировании национального самосознания ребенка
Опубликовано: 24 июля 2019 в 19:20
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи в формировании национального самосознания ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Валерьевна Гайлевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД