Татьяна Прохорова
Роль классных родительских собраний во взаимодействии семьи и школы
▼ Скачать + Заказать документы
Крылья воспитания – это родители и учителя, семья и школа – естественные союзники. Это две могучие силы воспитания, определяющие целостное формирование личности ребенка. От их взаимодействия зависит успешность самого воспитательного процесса. И чтобы воспитательный процесс был успешен, на современном этапе модернизации образования необходима разработка и включение инновационных форм работы для активного вовлечения родителей в жизнь школы.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного ру-ководителя с семьей ученика. На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе (с методами обучения, учебными программами, внеурочными мероприятиями, кружками и факультативами). Такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению ро-дителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми.
Нередко родительские собрания в школе сводятся к обсуждению успеваемости и по-ведения учащихся. Поэтому многие родители целенаправленно пропускают такие ме-роприятия, считая, что ничего нового для себя там не услышат.
Поэтому нужны нововведения в организации и проведении собраний. Для того, чтобы родительские собрания действительно выполняли свою роль, необходимо их правиль-но подготовить и провести.
Основное и главное правило, которого стоит придерживаться, никогда не обсуждать детей, ни отличников, ни тех, у кого с учебой проблемы при всех родителях. Стоит рассмотреть варианта «записки» с успехами и недочетами ребенка. Тем самым, каждый родитель осведомлен, удовлетворен информацией, нет негативного осадка от оценки ребенка перед всеми. Очень важным является здесь и тот момент, что охватываются каждый учащийся класса.
Второе правило успешного проведения родительских собраний – собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
В первую очередь, выбирается тема, актуальная для данного возраста, составляется план выступления, готовится речь, оформляется информационный контент (памятки, листовки, буклеты, фотографии, презентация). Информация, которую мы хотим доне-сти, должна быть последовательная, логичная, доступная.
Таким образом внимание родителей будет сконцентрировано на поднимаемых темах, собрание пройдёт быстрее и эффективнее.
Третье, немаловажное, правило – нужно быть изобретательным: каждое собрание проводить по-новому, необходимо чередовать формы проведения. Скучные, долгие лекционные нотации о том, как родителям надо воспитывать их собственных детей, приведут к тому, что явка на собрания будет значительно уменьшаться.
В своей работе педагогам необходимо использую нетрадиционные методики, учитывая принципы вариативности. Такое построение родительских собраний позволяет до-биться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их пе-дагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей.
Актуальными являются такие формы проведения, как:
• групповая дискуссия – позволяет родителям участвовать в обсуждении важней-ших проблем воспитания и образования детей, способствуя формированию уме-ния анализировать проблему с разных точек зрения;
• круглый стол – позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания;
• круглый стол – позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания;
• мозговой штурм – активная форма работы по повышению уровня педагогической компетенции родителей;
• собрание-семинар – где учитель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли учеников, которые коллективно пытаются решить ту или иную поставлен-ную задачу практическим путём.
• собрание-конференция – расширенное родительское собрание с участием пред-ставителей различных организаций.
Четвертое правило - нужно помнить, что собрание – не лекция и не урок: необходимо привлекать родителей к диалогу.
В начале каждого собрания обязательно активизируем знания родителей, мотивируем их, интригуем, задаем проблемный вопрос. Например, готов ли Ваш ребенок к школе? Или как хорошо вы знаете своего ребенка? Давать возможность участникам выска-заться, тем самым привлечь внимание уставших после работы родителей, вовлечь в диалог, настраивать на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
На мотивационном этапе можно также применить метафору. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека.
Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскры-тия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагог знакомит родителей с ос-новными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, к вопросу подходить нужно творчески. Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации. Можно использовать приемы: кластер, упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций», упражнение «Контраргументы», прием «Вредные советы» и др. – они по-зволяют родителям активно включиться в обсуждение затрагиваемых вопросов, дают возможность поделиться своим опытом.
Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос, как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реа-лизовали на практике?
Опыт показывает, что простое перечисление рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в соз-нании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрица-тельные моменты тех или иных педагогических воздействий.
Заканчивать собрание обязательно интересной рефлексией.
Например:
1. В конце первого родительского собрания в первом классе, родителям по одной схе-ме нужно сделать самолетик, сложив его, все увидят, что самолетики получились у всех разные. Затем родители должны написать пожелания на первый учебный год и выпустить их, самолетики полетели в разные стороны. Тем самым можно сделать вы-вод, что мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Такие же и наши дети. Каждый ребенок уникальный, не похож на остальных.
ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ – И В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО!
2. При проведении родительского собрания «Адаптация первоклассника» провести психологическое упражнение «Гиперопека». Родители на своем примере убеждаются, что ребенку обязательно нужно помогать во всем, но ни в коем случае не стоит пере-усердствовать.
3. На родительском собрании «Знаете ли Вы своего ребенка» провести игру «Устами младенца». Дети рассуждают о семье, воспитании - родителям предлагается угадать, что это за слово?
4. В начале этого учебного года использовать упражнение «Портфель с пожеланиями». Перед выступлением раздать каждому пришедшему на родительское собрание, так на-зываемый, «Портфельчик», и предложить заполнить его в течении встречи разнооб-разными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т. д. По окончании собрания родители рассказывают, чем они наполнили свои «Портфельчики».
5. На последнем собрании родителям предложить рефлексию «Метод 5 пальцев», с помощью которой родители смогли обобщить полученный опыт, с целью дальнейшего целенаправленного совершенствования.
Пятое правило, игра-игрой, главное не затягивать. Все должно быть четко, быстро, лаконично. Мы помним, что регламент собрания не более 1,5 часов.
Собрание должно запомниться, должно заставить родителей задуматься. И главное, положительный итог собрания – это благоприятная основа будущего собрания.
За последние годы заметно повысилась активность родителей, они открыто интересу-ются содержанием образовательного и воспитательного процессов, являются инициа-торами дискуссий и диспутов.
Родители сами находят ответы на большинство актуальных вопросов, делятся приме-рами, основанными на личном опыте. Увеличилось количество вопросов, которые ка-саются личности ребенка. Родители находят возможность для индивидуальных кон-тактов с педагогом.
Это говорит о том, что в инновационных формах взаимодействия заложены большие воспитательные возможности, что может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.
Педагогу не стоит останавливаться на достигнутом, необходимо продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Рекомендации:
«Десять секретов успешного проведения родительского собрания»
Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано других важных дел, инте-ресных телепередач и т. д.
Определите одну наиболее важную проблему, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хо-рошо видели и слышали друг друга.
Подготовьте визитки с именами родителей.
Памятка «Правила поведения классного руководителя на родительском собра-нии»
Снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни де-ти.
Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их про-блемы.
Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.