Инга Серикова
Развивающая среда по ознакомлению с окружающим (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова, где возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Публикация «Развивающая среда по ознакомлению с окружающим (из опыта работы)» размещена в разделах
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Для предметно-развивающей среду по ознакомлению с окружающим характерны такие центры как:
Центр трудовой деятельности ( уголок природы: комнатные растения, инвентарь для ухода за ними, экологическое лото).
Центр информации (предметные и сюжетные картинки, фотографии, открытки, детские рисунки, схемы, модели, условные обозначения).
Центр познавательно- исследовательской деятельности ( специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные стаканчики, формы, веревочки, мерные ложки, тарелки для воды и сыпучих материалов, трубочки для коктейля, воздушные шары, ленты, емкости с песком, глиной; оборудование для теневого театра; магниты; предметы из одного материала разных размеров (матрешки).
Центр книги (полка с книгами (5-6 прочитанных книг и 2 новые книги, портреты писателей, поэтов, репродукции картин к литературным произведениям, энциклопедии о животном мире и мире растений).
Центр театрализованной деятельности (ширмы, фланелеграф, пальчиковый театр, куклы-перчатки, настольный театр, декорации, разнообразные костюмы).
Центр конструирования (строительный материал разного размера для создания построек, мягкие модули, мелкие игрушки (транспорт, строительные машины, фигуры людей и животных, конструкторы металлические, бросовый материал).
Центр музыкального развития (музыкальные инструменты и музыкальные игрушки).
Центр сюжетно-ролевых игр (атрибуты для сюжетно-ролевых игр (куклы, кукольная одежда, коляски для кукол, машины); макеты для условного пространства в игре, кукольный домик, крепость, замок; ширмы; игрушки-персонажи и реалистичные игрушки.