Оксана Шемякина
Развитие гражданской позиции у дошкольников средствами технологий ранней социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: воспитатель
первой квалификационной категории
Шемякина О. С
«Любовь к родному краю, родной речи, начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачев.
Любовь к родному городу, гордость за свой родной край имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине, уважения к ее истории и культуре, невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, формировать у дошкольников чувство собственного достоинства.
Публикация «Развитие гражданской позиции у дошкольников средствами технологий ранней социализации» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т. д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.
Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающее направление в образовании.
Воспитание гражданина не только социальная проблема, но и важная задача педагогической науки и практики, которая должна решаться с самого раннего детства. Особо актуальна она в дошкольном возрасте. Дошкольник еще многого не знает, не умеет, его социально-нравственный опыт недостаточен, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что можно и нужно заниматься гражданским воспитанием уже в этом возрастном периоде. Детей дошкольного возраста отличает жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления, отсюда - возникновение интереса к общественной жизни, отношениям в ней. По мнению психологов, эмоции, чувства способствуют переходу внешнего воздействия в личностный смысл.
Именно эмоции позволяют детям испытывать восхищение природой («Наша природа такая красивая!», народными героями («Нигде нет такого героя, как Илья Муромец - большой, сильный, смелый, защитник нашей земли»). Нельзя не вспомнить русского философа И. А. Ильина, который настойчиво повторял, что уже в пять-шесть лет ребенок должен знать своих национальных героев, влюбляться в них. И этому будут способствовать не только знания, но и эмоции. В этот период развиваются важнейшие качества личности, в первую очередь нравственные: честность, доброжелательность и другие, усваиваются нравственные формы поведения, формируются мотивы поведения.
Одним из путей формирования гражданской позиции у дошкольников является знакомство с родным городом, селом.
В целях активизации гражданской позиции у детей в группе создается и постоянно пополняется мини-уголок краеведения, где могут собираться подлинные предметы наших предков. Здесь дети впервые знакомятся с народными игрушками, национальными костюмами, украшениями, предметами труда и быта. Подбирается художественная литература, методические пособия, где рассказывается о нашем крае, о стране, художниках, знаменитых людях, об искусстве. Уголок могут украшать куклы в национальных костюмах.
В целях формирования у дошкольников простейших представлений о малой Родине, о городе, гражданами которого являются их родители, а потом и в будущем они станут сами, проводятся занятия: «Москва- столица России», «Мой край родной». Необходимо детям читать стихи о Родине, играть в народные подвижные игры, рассказывать о достопримечательностях и просто красивых уголках родного края, села. Рисование на тему «Улица, на которой я живу», беседы на тему: «Где работают ваши родители?», «Люди каких профессий живут в нашем городе?». Все это вызывает у детей неподдельный интерес к жизни родного народа и пополняет их знания, способствует тому, чтобы каждый ребенок проникся славой своей малой родины, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям, личную причастность к жизни города, своего села.
Воспитанию гражданско-патриотических чувств у дошкольников способствовует знакомство с государственными символами страны, проявлению уважительного отношения к гербу, флагу, гимну. Каждый город, малая родина, хранит память о своих великих гражданах, об участниках и героях войны, рассказывая об этом, мы воспитываем в детях гордость за свой народ. Важно, чтобы дети гордились ими, праздновали их успехи. Со старшими дошкольниками, целесообразно посещать краеведческий музей, где бережно хранятся образцы культурного, исторического наследия нашего края.
В свободной деятельности, во время игр со строительным материалом, ребята сами могут строить дома, в которых они живут, улицы, спортивные здания, свой любимый детский сад. Рассматривая фотоальбом «Моя семья», дети с интересом рассказывают о своих родителях, о дедушках и бабушках, о семейных традициях и историях, об их профессиях. Таким образом, у детей проявляется уважение к труду, воспитывается гуманное отношение к своим близким, позитивное отношение к пожилым людям, уточняются представления о занятиях близких людей.
Важно, чтобы дети чувствовали привязанность к своему дому, своим близким, детскому саду. Необходимо привлекать дошкольников включаться в празднование событий и памятных дат, связанных с жизнью города. Все это способствует их участию в социально-значимых делах и мероприятиях города: празднования Дня Победы, Дня матери, Дня рождения города, участие в месячнике пожилых людей и т. д.
Формирование у детей чувства любви к родному краю проходит через приобщение к родной природе. Дети должны знать о том, что здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу. Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней».
Устное народное творчество, художественная литература также обогащают духовный мир ребенка. Ведь из произведений народного творчества дошкольники узнают о моральных качествах человека, при этом воспитывается доброта, честность, отвага, трудолюбие, а высмеивается трусость, ложь, жадность и лень.
В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию, деятельности детских садов, предъявляемых государственным стандартам.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, развлечения. Ведь музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. Когда дети исполняют народные танцы, песни, рассказывают стихи – это создает атмосферу теплоты, способствует развитию дружеских отношений.
Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть
успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, свой край, и тогда они сделают его в будущем еще богаче, сильнее и красивее.