Cветлана Cтолбова
Доклад «Хочу в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад преемственность «Хочу в школу» для обучающихся 1-х классов-5-х классов
В основу преемственности положен принцип сохранения и здоровья воспитанников, снятие перегрузки детей при подготовке к школе, создание комфортности обучения и воспитания, чтобы осуществлялся постепенный переход ребенка от игровой деятельности к учению, построение длительного перехода от дошкольной жизни к школьной. От начальной школы к основной.
Публикация «Доклад „Хочу в школу“» размещена в разделах
1 этап Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Поэтому, перед начальной школой стоит задача – обеспечить совершенствование детей во всех достижениях на протяжении всего начального образования. Иными словами, создать условие «Единого старта» при поступлении детей в школу из детского сада и семьи. Во-вторых, понимание готовности к школе. Поступая в школу, ребенок сразу сталкивается с рядом проблем:
• смена режима и питания;
• необходимость пребывания в помещении в течение более длительного времени;
• увеличение времени, проводимого без активного движения;
• непривычно высокий уровень шума и «толчея» на перемене, предназначенной для отдыха;
• смена всей окружающей среды – в классах начальной школы отсутствует развивающая предметная среда, которая обеспечивала бы всю полноту развития детской деятельности и его личности, которая создавала бы ауру спокойствия и защиты; окружающая среда должна для ребенка меняться сообразно с его возрастом, усложняясь постепенно;
• резкий переход от нерегламентированной деятельности к классно-урочной системе обучения;
• проблема, с которой сталкивается почти каждый первоклассник – недостаток навыков по части умственного труда и необходимость этим умственным трудом заниматься. Необходимо с раннего возраста готовить ребенка к учебной деятельности, как бы проводить тренинг учебной деятельности: оценка ситуации, умение анализировать ситуацию, учить его целеполаганию своей деятельности, разрабатывать план поисковой ситуации.
2 этап Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в обучении учащихся.
Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом.
Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.
Сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учёта интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую происходят в условиях неблагоприятной обстановки. Неадаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.
Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу. Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости, повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.
Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьника.
Этапы организации адаптационного периода в школе :
Реализация проекта начинается параллельно с разными детьми, на разных ступенях обучения. 1)подготовительная группа д/с и первоклассники
2)ученики 4-х классов и ученики 5-х классов. Каждая параллель включает в себя ряд мероприятий. Программы Преемственности сопровождается приложением. В которое входят: инструкции для педагогов, воспитателей и родителей учащихся 1-х классов и 5-х классов, сценарии родительских собраний, диагностический материал, разработки классных часов.
1. Подготовительный этап.
2. Собственно адаптационный этап 3. Пост адаптационный этап.
Основные мероприятия и предполагаемые сотрудники
№ мероприятия сотрудники
1 диагностика подготовительной группы д\с
и учащихся 1-х классов психолог, социальный педагог, воспитатель, учителя нач. классов
диагностика учащихся 4 классов и 5-х классов психолог, социальный педагог, учителя нач. классов
2 Родительские собрания психолог, социальный педагог, учителя нач. классов. Родители и педагоги-предметники.
Совместные семинары психолог, социальный педагог, учителя нач. классов. Родители и педагоги-предметники.
Создание уголка школьника в д/с психолог, социальный педагог, учителя нач. классов, родители.
3 Проведение итоговых диагностик психолог, социальный педагог, учителя нач. классов, воспитатель
Подведение итогов работы психолог, социальный педагог, учителя нач. классов. Родители и педагоги-предметники.
Схема сотрудничества
Участников проекта Преемственность
ДЕТСКИЕ САДЫ №13 №36 №6 психолог
родители учителя начальной школы соц. педагог
учителя предметники педагоги дополнительного
работающие с 5-ми классами образования
Ожидаемые результаты. Показатели эффективности программы.
1. 90% воспитанников детских садов и учащихся 4 – х классов придут в гимназию.
2. Снижение уровня заболеваемости во время адаптационного периода.
3. Уровень комфортности. Проведение диагностик психологом в начале и в конце реализации программы. Анкетирование родителей и учителей предметников.
4. 100% -ый охват дополнительным образованием.
5. Высокий процент посещения родительских собраний и мероприятий родителями.
6. Высокий показатель участия учащихся в школьных, муниципальных и краевых мероприятиях.