Анна П
Экологическое воспитание дошкольников
«Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды»
Р. Рождественский
Неотъемлемой частью дошкольного образования всегда было экологическое воспитание, которое, к сожалению, становится с каждым годом все актуальнее. Стремительное развитие новых технологий оказывает, при всей его прогрессивности оказывает отрицательное воздействие на окружающую нас природу. Причина заключается в безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, расточительной деятельности человека в природе, часто ведущей к нарушению экологического равновесия. С подобным нерачительным вмешательством человека некогда первозданная чистота окружающей среды неуклонно начинает увядать, скудеть прямо на глазах. Ведь природные ресурсы не бесконечны.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Каждый из нас должен осознавать что любое его действие может разрушать окружающую среду, наносить вред растениям, животным и самому человеку. Поэтому так важно с детства формировать образ мышления человека, который в конечном итоге будет определять его образ жизни и взаимоотношения с природой. Общаться с природой на «ВЫ», беречь и охранять ПРИРОДУ- МАТУШКУ.
В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить вначале очень простые истины, например, не рвать цветы, не убивать насекомых, не обижать животных, убирать мусор за собой, и постепенно он придет к осознанию всеобщей связи в природе.
При всем разнообразии подходов к построению программ экологического воспитания, в большинстве из них первоочередное внимание отводится развитию у детей чувства любви к родной природе, которое и определяет в дальнейшем бережное отношение к растениям и животным. Но воспитание чувства любви будет неполным без привития знаний об особенностях растений и животных, о той роли, которую они играют в жизни человека.
Дети должны понимать, что неразумное поведение человека может наносить вред окружающей среде. Кроме того, нужно научить чувствовать, что многие животные и птицы уже самим нахождением в городе попадают в трудное положение. Педагоги в тесном сотрудничестве с родителями воспитывают в маленьком гражданине потребность нахождения путей и способов поддержки окружающей природы в условиях города. В решении этой проблемы может быть полезна совместная деятельность детей и взрослых по созданию проектов, направленных на оказание такой помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т. п.). Попутно, по мере того, как дети учатся ухаживать за растениями, совместно с родителями изготавливать кормушки для птиц, наблюдать и делать выводы, формируется и чувство ответственности.
Задача педагога - зажечь детские сердца, поддерживая интерес к познанию природы и возможности созидательного в ней участия. Это можно делать самыми разнообразными методами, от наблюдений до организованной деятельности. Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно и формально. Так, в нашем детском саду принято совмещать прогулки на свежем воздухе с элементами наблюдения за растениями и животными, птицами, попадающими в поле зрения, использовать это время для обогащения сведений о представителях флоры и фауны.
Помимо этого, по мере роста дети учатся ухаживать за растениями. Дети старшего дошкольного возраста содействуют озеленению территории детского сада, принимая участие в акциях «Посади свой первый цветок», «Укрась розами участок», «Посади дерево»…
Еще раз необходимо подчеркнуть важность осуществления экологического воспитания в тесном сотрудничестве с родителями. Только совместными усилиями можно прийти к единству педагогических требований, избежать ситуации двойственности в понимании действии взрослых, что поможет решить главную задачу – воспитание человека экологически грамотного.
Мы должны научить созидать, приумножать, любить и беречь, а не разрушать!