Ксения Полежаева
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе модернизации образования
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе модернизации образования»
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Здоровьесберегающая среда.
– это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей
Приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка.
Следует отметить основные компоненты; рациональное питание.
оптимальная для организма двигательная активность.
соблюдение режима дня с учетом индивидуальных биоритмов.
предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
повышение психоэмоциональной устойчивости.
Здоровьесберегающее пространство на современном этапе
рассматривается как комплекс:
• социально-гигиенических
• психолого-педагогических
• морально-этических
• экологических
• физкультурно-оздоровительных
•образовательных
Основные элементы здоровьесберегающей среды
• морально-психологический климат
• экология и гигиена
•современный дизайн
• рациональный режим жизни, труда и отдыха
•современные образовательные программы, методики и технологии
Здоровьесберегающая среда в нашем дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В учреждении функционируют музыкально-физкультурный зал, игровые комнаты, медицинский кабинет, изолятор, спортивные комплексы на уличных участках.
При организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку, при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовленности, группы здоровья, желания ребёнка. Ведётся «Паспорт здоровья», в котором указываются: группы здоровья, физкультурная группа, хронические заболевания, антропометрические данные. Опираясь на эти сведения, и осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам во время образовательного процесса.
В самих группах созданы здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. Мы стараемся создать комфортную, уютную среду, приближенную к домашней, где можно организовать разные виды игровой и творческой деятельности: все группы оснащены разнообразием игрового, наглядного материала. Важное значение в сохранении психического здоровья детей придаем личностно-ориентированного стиля общения, основой которого является признание малыша как полноценной личности, учету детских интересов и предпочтений в содержании и организации разных видов деятельности, повышению самооценки малыша.
Утренники, развлечения, кукольные театры, способствуют присутствию в нашем учреждении атмосферы радости, праздника.
Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства (среды) придается: подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;
Основные цели и задачи технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
Выделяют три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
• Динамические паузы
• Подвижные и спортивные игры
• Релаксация
• НОД
• Гимнастика пальчиковая
• Гимнастика для глаз
• Гимнастика дыхательная
• Гимнастика корригирующая
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
• Физкультурное занятие;
• Проблемно-игровые ситуации;
• Коммуникативные игры; (Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации; развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомиму, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им)
• Самомассаж;
• Точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии:
• Артикуляционная гимнастика (Развитие органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти,необходимые для правильного) звукопроизношения
• 2. Технологии музыкального воздействия;
• 3. Сказкотерапия;(
• 4. Цветотерапия;
• 5. Арт-терапия.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.