Людмила Линник
Нравственно-патриотическое воспитание
Нравственно-патриотическое воспитание на уроках труда в образовательном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Воспитание ребенка одно из самых сложных и ответственных дел. Особенно в наше время, в нашем агрессивном мире с его установками на так называемые сводные нравы. Физическая, психологическая и морально нравственная реабилитация детей в последнее время признана первостепенной задачей. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья, когда идет активное накопление нравственного опыта. Ребенок усваивает систему нравственных и эстетических эталонов, которые ложатся в основу ценностной сферы формирующейся детской личности.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание» размещена в разделах
Грамотно осуществляемое воспитание, помогающее ребенку овладеть умениями и навыками в области эмоционально-волевой, поведенческой сферы, практической деятельности, направляет, а в случае необходимости и корректирует детское развитие: физическое, психологическое, социальное, духовное.
О том, что ребенок является существом не только социальным, но и духовным, следует обязательно помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону детского развития в не поле зрения, но обогащая ее традиционными духовными представлениями и образами. Чрезвычайно важно, чтобы мир школьника наполнялся, в первую очередь, образами того народа, наследником традиций которого, является ребенок.
Основным средством развития ребенка является художественно-продуктивная деятельность как одна из наиболее доступных, осмысленных и предпочитаемых для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Восполняя утрату размеренного, традиционного уклада в большинстве современных семей, на занятиях по программе духовно-нравственного воспитания школьников средствами художественно-продуктивной деятельности предполагает восстановление традиционных форм и методов семейного воспитания и их использования в работе с детьми в условиях образовательного учреждения. Общеизвестно, что продуктивный ручной труд имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на речемыслительные способности ребенка стабилизируя эмоциональное состояние, гармонизируя общее развитие.
На занятиях дети общаются и выполняют доступные по содержания творческие рукодельные работы, которые носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные работы нужны для того, чтобы сам ребенок и его родители увидели, что ребенок может сделать что-то красивое и утешительное для близких своими руками. Коллективные работы объединяют детей и взрослых, учат содержательному общению, дают возможность приложить усилие в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.
Практической деятельности на каждом занятии предшествует вступительная беседа, носящая характер поискового диалога. Чаще всего беседа строится на обсуждении прочитанного педагогом небольшого стихотворения, прослушивания музыки, рассказа, сказки и т. д. связанного с темой занятия. Помимо элементов рукоделия на занятиях используются игры: сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные.
В нашей работе по духовно-нравственному воспитанию школьников опираемся на идеи выдающихся русских философов и педагогов: В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинский, И. А. Ильина, В. В. Зеньковского, Е. А. Флериной, которые отмечали, что сфера человека включает в себя три составляющих: моральную, эстетическую и религиозную. Само же духовно-нравственное воспитание, понимаемое как содействие к формированию духовной сферы ребенка предполагает целенаправленное развитие трех основных собственно человеческих способностей.
Приоритетами в работе по нравственному формированию личности ребенка стало:
1. Наличие книжного уголка, располагающего ребенка к общению с книгой.
2. Использование произведений художественной литературы в художественно- продуктивной деятельности, что способствует более глубокому воздействию в духовном становлении детей.
3. Использование всех видов фольклора (потешки, сказки, загадки, пословицы и др.)
4. Проведение народных, православных праздников и организация творческих выставок как средство углубления знаний о народной культуре и нравственно-эмоционального восприятия.
5. Наличие и постоянное использование уголка по изобразительной деятельности.
Нами были поставлены задачи:
1. Формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире.
2. Знакомство с основами духовно-нравственных традиций русского и хакасского народов и уклада жизни.
3. Содействие общему развитию ребенка.
4. Помощь в освоении социальных навыков и норм поведения.
5. Развитие нравственного и эстетического чувств ребенка, умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире.
6. Развитие творческих способностей детей.
7. Помощь семье в формировании ценностей сферы личности ребенка через приобщение к основам православной духовной культуры.
8. Воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним.
В процессе работы по данной теме были разработаны перспективные планы, методические пособия, дидактические игры, проводились открытые занятия.
Мы осуществляем личностно-дифференцированный подход в работе с детьми, учитывая их интересы, способности и возможности.
Детям очень нравятся эти занятия. Работа проводится в тесном контакте с семьей. Вся проводимая работа помогает детям научится видеть и понимать красоту природы, непреходящую ценность традиций, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доверии, понимании и творчестве.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала художественно-продуктивной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Благодаря целенаправленной работе по духовно-нравственному воспитанию отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, внимательнее, ответственные. У них сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.
Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психологического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья. Разработан и реализован долгосрочный проект «Семья».
Проделанная работа повлияла на воспитание гуманистически духовно развитой личности ребенка, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и преумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию.