Елена Омельченко
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог, должен заботиться о воспитании у своих детей, чувства безграничной любви к Родине.
Сухомлинский В. А.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2021
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых, важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. ОН напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям:
- духовно-нравственное;
- социальное;
- эстетическое;
- краеведческое;
- трудовое;
- интеллектуальное;
- работа с семьей и др.
Для реализации этих направлений необходима системная работа в рамках программы патриотического воспитания, исходя их этого данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека, как гражданина, должно начинаться с его малой Родины. Любовь к большому - надо прививать с малого. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское воспитание, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изумлениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии.
Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов) прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Коллектив МБДОУ №10 проводит большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины. Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуется:
- фотовыставки «Защитники Отечества», «Моя семья» и др. ;
- занятия «Герои войны – наши земляки»;
- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время.
Неделя Памяти, включающая:
- оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;
- занятия, беседы;
- утренник «День Победы»;
- экскурсии с возложением цветов к мемориалу «Скорбящая Мать».
Детский сад проводит патриотическое воспитание дошкольников совместно с Советом ветеранов Октябрьского сельского поселения (неоднократно посещала МБДОУ №10 председатель Советов ветеранов Остащенко Г. И., в феврале 2020 года передала ДОУ письма ВОВ «Наказ ветеранов ВОВ подрастающему поколению!») и с младшим сотрудником музея Ю. Кондратюка Н. И. Майстровским. Гости сада вели беседы с детьми на темы: «Дети войны», «Герои Кубани», «Мы их подвиг не забудем никогда» и т. д.
МБДОУ № 10 посещал под открытым небом «Ленинградский районно – краеведческий музей. Ребятишки с удовольствием посмотрели на замечательные реальные старинные вещи, оружие времён ВОВ.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся:
- выставки рисунков, поделок, фотографии: «Когда я вырасту, то в армию служить пойду», «Военная техника», «Дню Победы посвящается» и др.
- родительское собрание «Расскажем детям о Великой Победе». Такое собрание помогает родителям повысить педагогическую культуру родителей в воспитании патриотических чувств у детей, чувств гордости за родную страну – Россию!
Помощь родителей и совместная деятельность с ДОУ способствует развитию положительных эмоций у ребенка, его социальной восприимчивости.
В рамках подготовки к празднованию великой даты – 75 - летия Победы в Великой Отечественной войне (на период карантина) воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. С помощью родителей и педагогов ведётся совместная работа, через которую дети понимают, что такое Великая Отечественная война – самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» - означает, очень большой, громадный, огромный.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвящения (беседы, консультации, мы поставили цель – вовлечь их в процесс – патриотического воспитания с помощью взаимодействия включения родителей и детей в общее дело (участие в конкурсах, выставках, акциях) :
- акция ко Дню Победы «Белый журавль»;
- акция к 75 – летию Дня Победы «Окна Победы»;
- выставка работ «9 мая»;
- районный детский видеоконкурс, посвящённый 75 – летию Дня Победы «Поклонимся великим тем годам».
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитие речи, музыке, изобразительном искусстве.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.