Надежда Чернышова
Особенности обучения конструированию из строительного материала детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад ст. Плавица Добринского района Липецкой области
(МАДОУ д. сад ст. Плавица)
Доклад на тему:
Тема: «Особенности обучения конструированию из строительного
материала детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
воспитатель
Чернышова Н. В.
Плавица-2016. г
Темочки:
- Конструирование. Методические разработки
- Средняя группа
- Строительный материал. Конспекты по конструированию
- Строительный материал. Конструирование
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
Одним из самых значимым и увлекательным детской продуктивной деятельности является- конструирование из строительного материала. Конструирование является практической деятельностью, которая направлена на получение определенного результата, заранее задуманного продукта.
В процессе конструирования у детей возникают обобщенные представления. Они узнают, что многие предметы в окружающем составляют однородные группы предметов, которые объединены одним понятием: мосты, транспорт, здания и др. Их величина и форма частей разные, но основные части остаются одними и теми же. Структурированность такого рода представлений помогает детям войти в мир социального мира. У детей формируется целостное и единое представление о социальном и предметном мире.
На занятиях, когда происходит сам процесс конструирования дети запоминают верные названия деталей строительного конструктора (кирпич, брусок, цилиндр, конус и т. д., узнают об особенностях геометрических тел, учатся верно различать в словах названия направлений.
Конструирование из строительного материала - это такая форма деятельности, в котором ребенку обеспечен успех. Но к сожалению, сегодня конструированию из строительного материала выделяется незначимое место в занятиях с ребёнком, а конструктор из дерева- очень редко встречается в наборе детских игрушек. Исходя из опыта воспитателей, провести такое занятие в условиях дошкольного образовательного учреждения очень непросто. Детей в группах сейчас очень много. и каждому ребенку выделить необходимое количество разных деталей совершенно трудно. В группах раннего возраста и младших группах дети строят по образцу воспитателя или вместе с ним, и количество деталей используется минимальное.
1. Особенности обучения конструированию из строительного материала детей младшего дошкольного возраста.
Программа конструктивной деятельности предполагает в группе младшего возраста только конструирование из строительного материала. Для обучения детей раннего возраста конструированию рекомендуют наборы кирпичиков, пластин и трехгранных призм,кубиков, строительного материала, а также строительные наборы.
Сначала малышей знакомят с названиями деталей, их формой, величиной, с вариантами расположения на плоскости (кубик лежит, стоит, дают представление о том, что устойчивость предмета определяется его расположением на плоскости. Необходимо показать и разъяснить детям, что форма деталей обусловливает их конструктивные свойства. Например, все стороны кубика одинаковы, поэтому он устойчив в любом положении, и его можно ставить на любую грань. Грани кирпичика не одинаковы: две боковые грани значительно больше двух других боковых граней, поэтому кирпичик, поставленный на широкую грань, более устойчив, чем кирпичик, поставленный торцом.
Неустойчивость и не устойчивость разных деталей можно продемонстрировать так: расставить несколько кирпичиков (10-15 шт.) на торцевых гранях друг за другом с промежутком, равным половине длины кирпичика, потом тихонько толкнуть последний кирпичик так, чтобы он упал на самый первый, и делать это до тех пор, пока не упадут все кирпичики.
В последствии воспитатель начинает обращать внимание детей на потребность заранее выбирать материал с учетом его конструктивных свойств. Обучая малышей возведению разных построек, он дает детям объяснения, зачем необходимо использовать эти, а не другие детали, как их нужно располагать и почему. Например, башенку лучше строить из кубиков, тогда она будет высокой и прочной, а лесенку - из кирпичиков, положенных на широкую грань, тогда она будет прочной и удобной для ходьбы.
На третьем году жизни дети учатся сооружать простейшие постройки, располагая их по разному на плоскости: кирпичики, выложенные по горизонтали, - дорожки, поезд, забор для животных; кубики, поставленные один на другой, - башенка, лесенка; кубики в сочетании с кирпичиками -диван, стол, стул, мост, горка, гараж.
Дети учатся верно называть предметы строительного материала (цилиндр, кирпичик, кубик, понимать и правильно употреблять слова (высокий - низкий, широкий - узкий большой - маленький, длинный - короткий); верно выполнять словесные указания (сними, поставь, убери, разбери, принеси, положи и т. д.).
Ребенок постигает такие технические приемы работы со строительным материалом : располагает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд, накладывает 3-5 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка, перекрывает пространство (загородка, забор, домик, строит несложные перекрытия (гараж, заборчик, горка, мост, доми).
Нужно добиваться, чтобы дети одну и ту же постройку возводили разными способами : кроватку можно сделать из двух кубиков и двух кирпичиков или из трех кирпичиков (больших и маленьких для большой и маленькой кукол, домик строят из кубика и трехгранной призмы или из трех кирпичиков и призмы, в таком домике уже может поселиться маленькая куколка.
Нужно добиваться аккуратности в работе детей, укладывать детали четко, чтобы, например, сторона одного кирпичика укладывалась на стороне другого, а не выступала над ней. При этом воспитателю необходимо, иногда предложить ребенку самому проверить, как уложены все детали, и хвалить, за то, что постарался, был внимательным и поэтому все хорошо получилось.
В начале учебного года занятия проводят подгруппами из четырех-шести человек. Затем состав подгрупп изменяют до 10-12 человек, а со второй половины года уже занятия проводят со всей группой сразу.
Постройки, с помощью которых проводят обучение с детьми способам конструирования, должны быть очень простыми. Необходимо, чтобы дети старались выполнить их аккуратно, запоминали приемы конструирования и затем могли использовать их в своих играх.
Нужно, чтобы разные по форме детали были окрашены в различные цвета (кубики – в зеленые, кирпичики - в красные и т. д.). Необходимо обращать внимание детей на сочетание цветов в постройке (стены домика зеленые, крыша красная; все кубики, составляющие сиденье дивана, красные, кирпичики для спинки желтые и т. п.).
На первых двух-трех занятиях у малышей воспитывают умение располагать кирпичики, пластины в ряд на плоскости, выкладывая дорожки, линии.
Опираясь на представления, полученные детьми во время прогулок, воспитатель предлагает им построить из пластин узкую короткую или узкую длинную дорожку для пешеходов. В это же время воспитатель строит домики, к которым будут подходить дорожки, и показывает, как нужно укладывать пластины. На последующем занятии дети получают задание выложить из кирпичиков или пластин длинную широкую дорогу для автомашин.
Цель таких занятий - научить детей четко соединять детали, выстраивая их в стройную линию, и учитывать (но еще не называть) пространственные признаки «короткий -длинный», «узкий -широкий». (Ребенку нужно давать не менее десяти-двенадцати кирпичиков и четырех-шести пластин.)
Наиболее сложный вид построек – это мебель. Сначала каждый предмет мебели выполняется отдельно и в различных вариантах. Потом малышам предлагают построить две-три постройки сразу (стол и стулья, стол и диван и т. п.).
Содержание предстоящей работы детям уже знакомо, поэтому занятие строится так : потому как тематика повторяется, малыши рассматривают образцы, уточняют, из каких деталей они построены, и затем самостоятельно выстраивают их. Способы выполнения действий и их последовательность воспитатель показывает лишь тогда когда, малыши не могут справиться с заданием самостоятельно. Для обыгрывания построек детям дают посуду, лоскутки кукол (куклы спят, куклы сидят, и т. п.).
На следующем занятии дети возводят башню с домиком для животных из трех-четырех кубиков (ставят кубики друг на друга и сверху кладут трехгранную призму). Затем дети строят лесенку из нескольких кубиков или кирпичиков, упражняясь в сооружении построек в высоту. Эти приемы закрепляются при сооружении горки, для постройки которой нужны шесть кубиков и большая трехгранная призма. Из кубиков строиться лесенка, к ней приставляется призма (скат). К скату пристраивают дорожку из трех-четырех кирпичиков или одной-двух пластин.
Когда дети освоят приемы конструирования перечисленных построек так, чтобы воспроизводить их по слову воспитателя, можно научить малышей строить мост из двух кубиков, двух малых призм (скаты) и пластины (перекрытие). Воспитателю нужно показать, как необходимо выбрать правильное расстояние между двумя кубиками: для начала нужно положить пластину на столе в том же направлении, в каком будет располагаться мост, потом к одной длинной стороне пластины, но с двух концов приставить кубики так, чтобы они не выходили за ее края; затем необходимо поднять пластину и положить на кубики. Для игры с постройкой детям нужно предложить маленькие машинки и фигурки людей или животных.
2. Методы и приемы обучения детей раннего возраста конструированию из строительного материала
Методы обучения конструированию детей третьего года жизни разнообразны. Главное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса сооружения постройки.
Методика конструирования по образцу основывается на том, что воспитатель показывает малышу образец постройки, а только потом учит приемам сооружения не сложных конструкций из не большого количества деталей. Это конструирование заключает в себе действия на основе повторения, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.
Предварительно перед тем как начать обучать детей приемам создания постройки, воспитатель знакомит малышей с настоящим предметом, показывает, из каких частей он состоит, подробно объясняет их назначение. Например, рассматривая во время прогулки горки воспитатель обращает особое внимание малышей на то, что у горки есть лестница и скат («По лестнице взбираются на горку, а по скату, расположенному с другой стороны, съезжают»). Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их в своих постройках.
Сначала воспитателю необходимо заинтересовать детей. Подвести к объекту, рассмотреть его, так как ребенок раннего возраста, как правило, не, воспринимает предмет целиком, а замечает лишь немногие детали, чем-то заинтересовавшие его. После этого воспитатель выделяет части постройки (у домика - стены, окна, дверь, крыша и т. п., объясняет, какая у них форма и пространственное расположение по отношению одна к другой. Затем воспитатель останавливается на деталях, из которых состоят эти части, и их пространственном расположении (крыша состоит из призм, поставленных в ряд).
При обследовании должна соблюдаться последовательность соответствовать последовательности возведения постройки. Детям в последствии легче будет конструировать.
Воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.
Возведение постройки, хотя и подчиненно при этом игровой задаче, является объектом специального внимания воспитателя. Он обязан вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их воспроизводить. Эта помощь может быть осуществлена в повторном показе постройки образца, включенного в сюжетную канву игровой задачи, в том, что воспитатель корректирует постройку, достраивает ее сам в том случае, если ребенок затрудняется в ее завершении или расстроен, что не получилось самому построить.
При выполнении постройки детьми воспитатель наблюдает за тем, чтобы они точно выполняли постройку по образцу, верно отбирали материал и правильно его использовали; ребенку, кто в этом нуждается, помогает советом, а иногда и практическим действием. Но если воспитатель замечает неточности, общие для многих детей, то следует повторно объяснить и показать те или иные способы и приемы.
В конце каждого занятия воспитателю необходимо показать детям, как обыграть данную постройку, и уделить для этого несколько минут (2-3 мин). И хотя иногда игрушки отвлекают детей от самого процесса конструирования, именно в обучении младших дошкольников их необходимо использовать особенно часто. Чтобы игрушка побуждала ребенка к действию, ее следует давать в самом начале занятия. При этом воспитателю нужно сказать: «Сегодня вы будете строить для своих куколок кроватки - в них они будут спать» («Сейчас мы построим башенку с домиком для животных, они будут там жить,» и т. п.). Необходимо, чтобы размер игрушек соответствовал размерам построек.
Особый интерес к конструированию у детей возникает тогда, когда воспитатель использует хорошо знакомые малышам, сказки, стихи, потешки («Сделаем стол и стулу для Маши из сказки «Маша и медведь»).
После занятия необходимо систематически показывать и напоминать малышам, как разбирать постройки и укладывать материал на место (начинают разбирать постройку сверху, детали сначала группируют на столе - кубики, кирпичики, пластины и т. д., а затем поочередно убирают в ящики стола, на полки). Работа эта приучает детей к порядку, помогает точнее запомнить названия деталей, способствует сенсорному развитию.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.
Значимым является эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы.