Ольга Чертыгашева
Организация продуктивной деятельности на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Организация продуктивной деятельности на прогулке
МКДОУ Маломинусинский детский сад общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по художественно –
эстетическому направлению развития детей
Чертыгашева О. О.
воспитатель
Малая Минуса
Октябрь, 2020 год
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Публикация «Организация продуктивной деятельности на прогулке» размещена в разделах
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на
участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об
окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д.
Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе,
подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную
зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они
стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет
представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять
задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе
отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до
трех-четырех часов. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной
прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на
прогулки, должно строго соблюдаться.
Для осуществления задач всестороннего развития создаётся участок на
территории детского сада для организации разнообразной деятельности детей.
Выписка из СанПиНа (Раздел 3) :
3.1. Территория ДОУ по периметру ограждается забором и полосой зеленых
насаждений. Деревья и кустарники (не плодоносящие, ядовитые и
колючие) используются для разделения групповых площадок друг от
друга и от хоззоны.
3.2. Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны должно быть
травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным.
3.3. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой
площадки устанавливается теневой навес.
3.4. Для хранения игрушек, колясок, санок и т. д. отводится отдельное место.
3.5. Весной проводится полная смена песка в песочницах.
На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для
лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные, бревно для упражнения в
равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно
иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и
соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на
площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом
работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут
кататься на велосипедах, самокатах.
В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные
сооружения, каток (если позволяют условия).
Структура прогулки :
Наблюдение.
Подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней
подвижности, игры на выбор детей.
Труд детей на участке.
Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
Самостоятельная игровая деятельность.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за
природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с
целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних
воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает
интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В
них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий,
воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале
прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут
гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в
середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на
прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на
велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по
ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей.
Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью
дети собирают семена цветов, опавшие листья, зимой могут сгребать снег, делать из
него разные сооружения. Ценность этого труда состоит в том, что дети видят
результаты его, доставляющие им много радостных переживаний. Трудовые задания
должны быть посильны. Совместная, дружная и результативная работа способствует
развитию коллективизма и чувства ответственности за общее дело.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для
одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в
равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание
потешек или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения
звука и т. п.
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и
взрослых.
Умная галка.
- Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
- Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.
Перед детьми становится задача: достать предмет, не опуская руку в воду.
Дети предлагают вариант (например, класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень
не дойдет до краев, выполняют из нее воду.
Фокус «Почему не выливается?»
- Обнаружить атмосферное давление.
- Стаканы с водой, почтовые открытки.
Взрослый предлагает детям перевернуть стакан, не пролив из него воды. Дети
высказывают предположения, пробуют. Затем взрослый наполняет стакан водой до
краев, покрывает его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами,
переворачивает стакан вверх дном. Убирает руку- открытка не падает, вода не
наливается (если только бумага совершенно горизонтальна и прижата к краям).
Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист к краям стакана и не дает
воде вылиться, т. е. причина- воздушное давление).
Чудо- прическа.
- Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его
с предметом.
- Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.
Взрослый предлагает детям выяснить, почему иногда волосы становятся
непослушными (торчат в разные стороны). Предположения детей обсуждаются с
помощью вопросов: бывают ли волосы такими, если они мокрые, если они сухие.
Взрослый предлагает детям перед зеркалом причесать волосы, энергично проводя
расческой, поднять расческу на некоторое расстояние над головой. Выяснить, что
происходит с волосами (они электризуются и поднимаются вверх). Повторяют опыт,
предварительно натирая расческу кусочком ткани. Выясняют, почему одежда иногда
прилипает к телу (она трется о тело, получает «электричество» при глажении,
становится наэлектризованной).
Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека.
Задачи:
Формировать знания детей о явлениях природы весной.
Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.
Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему
здоровью.
Зимние игры
Игра подходит для самых маленьких. Из снега можно слепить пирожки руками, а
можно применить разнообразные формочки. Из ведерка можно сделать кулич: плотно
утрамбовываем его снегом, переворачиваем, стучим лопаткой, убираем. получился
высокий кулич. Кулич украшаем веточками и ягодками рябины.
Если снежный покров небольшой, то попробуйте с детьми раскопать снег до самой
земли и посмотреть, что под ним. А там. маленькое чудо — зеленая трава.
Расскажите детям, что ее укрыл снежок, как одеялом, и она спит.
Следопыты
Зимой можно рассматривать с ребенком следы на снегу. Вот проехал трактор, тут
пробежала собака, здесь прыгала птичка
Разные дорожки
Если вы найдете нетронутую полянку со снегом, то можете сделать на ней различные
следы самостоятельно: будто кто-то проехал на лыжах, петляющие следы, следыелочкой.
Делаем кормушку
Сделайте с ребенком кормушку для птиц – это и познавательная игра, и польза
птицам. Для этого вам пригодится пакет из-под сока, молока или пластиковая
бутылка, коробка из-под новогоднего подарка.
Вырежьте большое аккуратное окошко, а лучше два (с противоположных сторон).
Потом привяжите красивую ленточку, на которую повесите кормушку. А затем вместе
с детьми повесьте ее на дерево. И каждый раз, когда идете на прогулку, берите с собой
немного корма.
Гараж для детской машины
Находим высокий сугроб, сбоку делаем углубление, чтобы поместилась
машина, и аккуратно хлопаем по стенам и потолочку лопатой, чтобы снег не
осыпался. Гараж готов.
Полоса препятствий
Поделите детей на команды. Цель этой игры — преодолеть полосу препятствий. На
что она может быть похожа?
Разбег.
Скольжение по ледяной дорожке.
Прыжок через препятствие.
Хождение по бревну.
Прыжок вверх.
Разведчики
Настоящие разведчики ходят, не оставляя после себя следов, шагая след в след.
Воспитатель идет впереди, меняя размер шага или делая резкие повороты. А дети идут
по следам: чем больше участников, тем игра веселее.
Снежные художники
Рисовать на снегу — это так весело! Пальчиком, палочкой, а лучше всего водой! Вам
понадобится пластиковая бутылка с подкрашенной водой и две крышечки.
Одной крышкой закрываем бутылку, чтобы удобно было нести. Во второй крышечке
делаем дырочку. На прогулке меняем крышки. Инструмент для зимнего рисования
готов!
Поиск клада
Эта увлекательная игра требует небольшой подготовительной работы. Вам надо будет
заранее подготовить "клад". Это может быть игрушка или сувенир. "Сокровище"
нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать под снегом в
определенном месте.
По заданию дети должны найти клад, руководствуясь вашими подсказками. Подсказки
могут быть простые, например, горячо-холодно или более сложные: сделай два шага
налево, потом три шага вперед и т. д.
Елочные украшения из цветного льда
Можно сделать елочные украшения из цветного льда, налив подкрашенную пищевыми
красителями воду в формочки разного размера и формы. Можно использовать
обычную воду, но для красоты добавить в нее ягоды, кусочки апельсина, веточки ели,
мишуру и т. п. Украсьте получившимися игрушками елочку.
Опыты и эксперименты в детском саду.
Опыты для младшего дошкольного возраста
ТАЯНИЕ СНЕГА.
Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Ход: Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т. д.
Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.
МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной
воды.
Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную
водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках,
сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне).
Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить
людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно
давать животным.
Опыты для среднего дошкольного возраста.
СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в
воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое
отражение.
Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве
зеркала.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.
Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная –
непрозрачная»
Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих
предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми
понятие «прозрачный» : предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (
стакан, стекло в окне, аквариум).
Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в
банку мелкие предметы, и они будут видны).
Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же
прозрачной?»
Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте : в стакан с водой опустить
кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду
предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная,
почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода
непрозрачная.
ИЗ ЧЕГО ПТИЦЫ СТРОЯТ ГНЕЗДА?
Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.
Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки.
Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение
нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы
прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.
Опыты и эксперименты для старшего дошкольного возраста.
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая
пленка.
Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой.
Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на
прохладной пленке, а затем капать в банку.
ЭФФЕКТ РАДУГИ
Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект
радуги.
Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист
белого картона и маленькое зеркальце.
Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало
в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на
него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите
положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».
ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из
твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих
предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ
самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и
т. д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то
есть может легко менять форму.
ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ.
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у
детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
СОЛНЕЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.
Цель: Показать предметы такого цвета, которые (темного или светлого) быстрее
нагреваются на солнце.
Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых
должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке.
Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой
самым холодным?
Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета
улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему
грязный снег тает быстрее чистого!
РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАСТЕНИЯ.
Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2 баночки из-под йогурта,
вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея,
петрушки).
Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать.
Через 12 часов результат будет виден.
Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот
почему стебли растений становятся синего цвета.
Для любого возраста
ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ
Цель: Дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.
Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку.
Проверьте гипотезы детей, опустив объекты в воду.
Вывод: металл тонет в воде, а дерево плавает - не тонет.
ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ.
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они
оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух
блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой
банке и банке с водой.
Вывод: Вода дает жизнь живому.
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с
жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.
И проводим следующие эксперименты:
1. “Тонет, не тонет. ” В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы.
(Выталкивает более легкие предметы) .
2. “Подводная лодка из яйца”. В стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой
воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело
поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
3. “Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру,
опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и
лепестки распускаются)
4. “Чудесные спички” Надломить спички по середине, капнуть несколько капель
воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева
впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)
5. “Подводная лодка из винограда”. Берем стакан газированной воды и бросаем
виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и
виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнет, виноград будет тонуть и
всплывать)
6. “Капля шар”. Берем муку и брызгаем из пульверизатора, получаем шарики
капельки. (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну
большую каплю, образование облаков)
7. “ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги, двигаем их один в
одну, другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем,
выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. (Вода
обладает склеивающем действием)
8. “ Чем пахнет вода?” Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из
них добавляем раствор валерианы. Есть запах. (Вода начинают пахнуть теми
веществами, которые в неё положены)
9. “Сравнить вязкость воды и варенья” (варенье более вязкое, чем вода)
10.“Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и
сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)
11.“Испаряется ли вода?” Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды
на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При
нагревании жидкость превратится в газ)
12.“ Куда делись чернила? Превращение” В стакан с водой капнули чернил, туда
же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь
впитывает своей поверхностью молекулы красителя)
13.“Делаем облако”. Наливаем в банку горячей воды 3см, на противень кладем
кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх,
охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.