Александра Вакула
Организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на МО.
Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ягодка» с. Майма» Республика Алтай: Вакула Александра Александровна-первая КК
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
Публикация «Организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Организация современного педагогического процесса в ДОУ, реализующей образовательную программу дошкольного образования требует от педагогического коллектива создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда, создаваемая в ДОУ в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
ЦЕЛЬ:
1. Обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка.
2. Способствовать всестороннему и своевременному психологическому развитию.
3. Формировать активное и бережное отношение к окружающему миру.
4. Приобщать к основным областям культуры.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения.
2. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, умственные способности и речь.
3. Стимулировать творческую активность детей, воображение, желание включиться в деятельность.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм.
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает :
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает :
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Наполняемость предметной среды отвечает принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС дошкольного образования, подготовлено необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда создается с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.).
При создании предметной развивающей педагоги соблюдают принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Уделяется внимание информативности предметной среды, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. При реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОУ предметная развивающая среда отвечает :
- критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в образовательных организациях,
- санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях.
При проектировании предметной развивающей среды учитываются следующие факторы:
- психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка;
- психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды учитываются контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды;
- зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света учитываются следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны);
- слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;
- тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;
- физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка;
- антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды.
Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: - провоцируют ребенка на агрессивные действия;
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным, роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Применительно к организации условий жизни детей в детском саду сформулированы следующие принципы построения личностно-ориентированной модели развивающей предметной среды :
• Дистанции, позиции при взаимодействии;
• Активности, самостоятельности, творчества;
• Стабильности и динамичности;
• Комплексирования и гибкого зонирования;
• Индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия взрослого и ребенка;
• Сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации;
• Открытости и закрытости;
• Принцип учета половых и возрастных учетов детей.
Инновации в развитии и организации
предметно-развивающей среды ДОУ в рамках ФГОС ДО.
ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ
Для знакомства детей с объектами, для обучения классификации по различным признакам и сенсорным навыков. Коллекции следует располагать в специальных шкафах на уровне доступном для ребенка. Учитываются компоненты:
- доступность объектов;- разнообразие;- безопасность;
ЗОНА РЕЛАКСАЦИИ
Уголок с разными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, для отдыха детей и ухода за растениями.
ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК
Включает картографические материалы – карты, схемы, планы, рисунки о природе; снаряжения для походов.
УГОЛОК КОСМОСА, ПЛАНЕТАРИЙ
Украшается моделями Луны, Солнца, планет, звездной картой, играми и пособиями – картотека созвездий, «собери созвездие», «солнце и планеты».
МАКЕТЫ
Изготовляются детьми и педагогами – макет района, макет к сказке, климатические и природные зоны.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПИРАМИДЫ
Пирамида «Транспорт» - водный, воздушный, автомобильный, железнодорожный и карты-схемы путей движения. В процессе игры ребенок путешествует, переставляя фигуры автомобилей, поездов, самолетов.
Пирамида музыкально-шумовая обозначает музыкальный уголок в группе. К ней прикрепляются музыкальные инструменты.
Пирамида «Ловкие пальчики» - размещаются игрушки, изготовленные из старой одежды, пластиковых емкостей, разноцветных крышек. Косы для плетения, шнурки, бантики, нити.
Пирамида «Край любимый» - карта региона, животные растения.
Пирамида «Времена года» - весна, лето, осень, зима, объекты живой и неживой природы.
МИНИ-МУЗЕИ
Мини-музеи играют большую познавательную и воспитательную роль. Создаются коллективом детей, родителей, воспитателей. Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных вместе с родителями. Экспонаты снабжаются этикетками с фамилиями и именем ребенка. Можно разместить мини-музеи: «Чудо-дерево», «Город мастеров», «Игрушки-забавы», «Лучший друг», «Мир книги», «Наша Родина – Россия», «Театр костюма», «Театр кукол».
Мини-музей «Чудо-дерево» состоит из двух частей: с одной стороны – экспонаты, о жизни дерева в природе – объемная модель дерева, связанные с ним животные, фотографии лесных обитателей и разных деревьев; противоположная стена оформлена в виде деревянного дома, с окошками, через которые виден лес, размещены деревянные изделия – игрушки, предметы быта, поделки из бересты, книги о растениях.
Мини-музей «Лучший друг» создан из экспонатов, связанных с жизнью собак – каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигуры собак, крупные и небольшие игрушки, детские украшения – игры, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы, книги, видеофильмы, пластиковые пакеты соответствующими рисунками; фотографии собственных собак и рассказы о них; собаки, сделанные деть и их родителями.
Мини- музей «Мир книги» включает виды книг: старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, музыкальные.
Мини-музей игрушки-забавы включает все виды игрушек-забав с веревочками, кнопочками и др.
Мини-музей «История вещей». Подбираются старинные вещи, предметы быта и домашней утвари – крынки, рушники, лукошки, лапти, чугунки и самовары, ухваты, коромысло, балалайки, патефоны, сундуки, одежда.
Мини-музей природы – необычные объекты живой и неживой природы.
1. Природные объекты – грибы, спилы деревьев, кораллы, брошенные гнезда птиц или ос, перья).
2. Географические карты, атласы (карты нахождения музейных экспонатов).
3. Вещи, сделанные из природного материала.
4. Семейные коллекции марок, открыток, календарей, значков с природной тематикой.
5. Предметы, сделанные из отходов.
6. Предметы, на которых изображены различные природоохранные и ресурсосберегающие знаки.
«Бутылочное королевство»
Кукла из пластиковых бутылок
Этапы изготовления куклы.
1. Отрезать днище у бутылок в нужных пропорциях.
2. Свернуть в трубочку кусочек линолеума, просунуть в горлышки бутылок и соединить туловище и голову.
3. Голову будущей куклы обтянуть чулком в два слоя, затянув его на макушке кукольной головы и снизу на шее.
4. Из пряжи сделать волосы и прикрепить к голове, оформить детали лица.
5. Из бутылки вырезать полоску шириной 1,5 см – будущий каркас рук. Из кожи вырезать детали, изображающие кисти рук.
6. Сшить для куклы одежду, соответствующую задуманному образу.
.
Нестандартное физкультурное оборудование
Гамачок
Основные движения: бросание, ловля.
Гусеница
В пластмассовых шарах делают два отверстия, одно точно напротив другого, и нанизывают их как бусинки на шнур. Шнур натягивают на 50 – 60 см выше вытянутых вверх рук ребенка. Дети передвигают шарики гимнастической палкой, шагая друг за другом. Формируется правильная осанка, дети стараются встать на носки и дотянутся до шариков.
Мягкая мишень
Основные движения: метание в подвижную цель, прыжки подбрасывание вверх, упражнение в равновесии.
Поролоновые квадраты (20 / 20 см) обтягивают тканью, в центре пришивают мишень, в одном из уголков делают петельку (для нанизывания на веревку). Веревку, на которой находится мишень, натягивают через весь спортзал. Дети фронтальным способом могут выполнять метание в цель (раскачать веревку – метание в подвижную цель).
1. Зажать коленями мишень, прыгать вправо, влево, вперед.
2. Мишени разложить на расстоянии 40 – 60 см друг от друга, выполнять прыжки через мишени боком, приставным шагом.
3. В одной руке мяч, в другой – мягкая мишень. Подбросить мяч вверх, поймать на мягкую мишень.
4. Мишень на голове, руки в стороны. Двигаться по залу с поворотами, зигзагами, спиной вперед, стараться удержать мишень на голове.
Карточки с комплексами упражнений
Общеразвивающие упражнения.
Коврики для коррекции стопы
Материал для ковриков может быть разным: синтетические материалы, нашитые пуговицы, ряды металлических бутылочных пробок.
В заключении следует сказать, что определяющий момент в создании развивающей среды – педагогическая цель или идея, которой руководствуется ДОУ в своей деятельности.