Екатерина Оводкова
Опыт использования проектной деятельности в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация «Лицей» имени Героя Советского Союза Б. Н. Еряшева
Дошкольное отделение
Опыт использования проектной деятельности в младшей группе №3
Семинар тема: «Проектная деятельность с детьми в условиях детского сада»
Подготовила воспитатель
Оводкова Е. А.
Фрязино 2023г.
Содержание
Введение.
1. Термин педагогическая технология
2. Технологии проектной деятельности. Общие понятия
Публикация «Опыт использования проектной деятельности в младшей группе» размещена в разделах
3. Теоретическое описание модели проектной деятельности
4. Особенность проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
5. Практическое применение метода проектов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время педагогический коллектив ДОУ интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов нашего учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми дошкольного возраста, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию требований ФОП дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
1. Термин педагогическая технология
Прежде чем идти дальше, нужно разобраться, что же это такое –педагогическая технология.
Сначала рассмотрим термин «технология». Если верить различным словарям, технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Технология требует услуг людей образованных, разбирающихся в науках, а в настоящее время хорошо подготовленных к использованию компьютеров; для приобретения этих знаний обычно необходим высокий уровень образования. Все это отличается от квалификации, которая в основном приобретается на опыте, на работе, под руководством людей, обладающих знанием.
Исходя из всего выше сказанного, педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Сегодня насчитывается больше сотни педагогических технологий, но все они подчиняются основным требованиям:
- все технологии опираются на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
– обладают логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
– все имеют возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
– педагогические технологии, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
– технология как педагогический инструмент гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Педагогическая технология состоит из трех частей:
• Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, воспитатели, специалисты дома ребенка) осуществляется на основе современных педагогических технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология
• и др.
Я же хочу остановиться и подробнее разобрать технологию проектной деятельности и ее применение в воспитательно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
2. Технологии проектной деятельности. Общие понятия.
Сейчас в педагогической среде, и в частности в дошкольной, много внимания уделяется проектированию. И для многих воспитателей не совсем понятно, зачем нужно проектирование в работе с детьми детского сада. В данной работе я попытаюсь разобраться в этом вопросе и донести ход своих мыслей до моих слушателей.
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада.
Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Воспитатели, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Все проекты в педагогической деятельности можно разделить на несколько групп :
• «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
• «экскурсионные» - направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
• «повествовательные» - при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, вокальной, художественной (картина) или иной формах;
• «конструктивные» - нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
По типу, проекты можно сгруппировать так :
1. по доминирующему методу:
• исследовательские,
• информационные,
• творческие,
• игровые,
• приключенческие,
• практико-ориентированные.
2. По характеру содержания:
• включают ребенка и его окружение,
• ребенка и природу,
• ребенка и рукотворный мир,
• ребенка, общество и его культурные ценности.
3. По характеру участия ребенка в проекте :
• заказчик,
• эксперт,
• исполнитель,
• участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов:
• осуществляется внутри одной возрастной группы,
• в контакте с другой возрастной группой,
• внутри детского сада,
• учреждениями культуры,
• общественными организациями (открытый проект).
5. По количеству участников:
• индивидуальный,
• парный,
• групповой,
• фронтальный.
6. По продолжительности:
• краткосрочный,
• средней продолжительности,
• долгосрочный.
Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
3. Особенность проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
На начальном этапе внедрения метода проектирования дети еще не могут добывать знания самостоятельно, это происходит при помощи взрослых. Одной из уникальных особенностью детства является способность удивляться всему, что они видят и воспринимают. Взрослые уже, к сожалению, теряют эту особенность, в результате возникает трудность общения ребенка со взрослым. И для того, чтобы преодолеть это, необходимо встать на некоторое время на уровень ребенка, посмотреть на мир его глазами, и с этой позиции попытаться помочь ему понять, узнать, изучить.
Цель проектов является развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста путем привлечения их к совместной со взрослыми проектно-исследовательской деятельности.
Прежде чем приступить к выполнению педагогических проектов, в первую очередь нужно изучить готовность детей к проектно-исследовательской деятельности, провести мониторинг развития; Выбрать вариант программы; подготовить консультации для сотрудников ДОУ. В ходе осуществления поставленных задач нужно организовать для детей совместную со взрослыми проектно-исследовательскую деятельность. Способствовать формированию умения у детей ощущать трудность, искать проблему и находить совместно со взрослым решение. Оценить полученный результат. Сравнить с ожидаемым результатом. В конце произвести анализ проделанной работы с целью осуществления коррекционной работы при разработке новой проектной деятельности.
4. Теоретическое описание модели проектной деятельности.
Приступая к работе, я выявляю особый интерес по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Работу веду с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем. Развивая у ребенка потребность, получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, а людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и ее продуктах, я тем самым помогаю воспитаннику строить свой жизненный мир. Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование предполагает наличие индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Метод проектов, таким образом, можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели : - к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); - в каких источниках можно найти информацию; - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта – практическая часть.
Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Основной целью проектного метода в нашем учреждение является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) развитие познавательных способностей;
3) развитие творческого воображения;
4) развитие творческого мышления;
5) развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
4. Практическое применение метода проектов.
Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Использование проектной деятельности хочу показать на примере проекта «Пасхальное яичко» проводимого с детьми младшей группы №3.
ТИП ПРОЕКТА : познавательно-творческий
ВИД ПРОЕКТА : подгрупповой
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : краткосрочный
БАЗА ПРОЕТА : Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация «Лицей» имени Героя Советского Союза Б. Н. Еряшева
Дошкольное отделение
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети младшей группы №3
ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
• социально – коммуникативное развитие,
• познавательное развитие,
• речевое развитие,
• художественно - эстетическое развитие,
• физическое развитие.
ДАТА РЕАЛИЗАЦИИ: с 15.04.23 – 22.04.23
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети младшего дошкольного возраста не имеют представления об этом празднике.
Я решила познакомить воспитанников с народными праздниками, так как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.
Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью».
Как рассказать ребенку 3 лет о Пасхе? Мы решили начать знакомство с традициями народа с самого простого – знакомства с яйцом.
ПРОБЛЕМА: На данный момент в детском саду недостаточно уделено внимания и времени в организованной образовательной деятельности вопросам по декоративному рисованию детей. Поэтому педагогом была поставлена цель – познакомить детей с элементами декоративно-прикладного искусства (в частности раскрашиванию пасхального яйца). Задачи – изучить литературу, подобрать необходимый методический материал, создать условия для познания и экспериментирования с материалами, организовать выставку работ педагога и детей.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОЕКТА : Целесообразность проекта состоит в том, чтобы воспитатель смог выявить и поддержать адекватную форму проявления детской инициативы, которая бы развивала творческое начало личности ребенка младшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Образовательные:
• Расширить знания детей о домашних птицах.
• Познакомить детей с особенностями празднования Пасхи в России, крашении Пасхального яичка.
• Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
• Развивать воображение и творчество.
• Развивать любознательность.
• Развивать подражательную речевую деятельность в совместной работе.
• Развивать мелкую моторику, дифференцированные движения пальцев кистей рук, тактильную чувствительность.
Воспитывающие:
• Воспитывать любовь к традициям русского народа.
• Пробудить эмоциональную отзывчивость во всех видах деятельности, желание заниматься.
• Принимать помощь взрослого
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Наглядный метод – выставки, демонстрация иллюстраций, фотографии.
2. Словесный метод – чтение сказок, историй, стихотворений. Рассказы воспитателя. Разыгрывание мини-спектаклей, разучивание потешек, народных песен, частушек.
3. Практический метод – показ процесса изготовления пасхальной композиции воспитателем и самостоятельная деятельность детей по раскрашиванию пасхального яйца.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
- Организационно-подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Расширение кругозора воспитанников.
- Знакомство с традициями и обычаями празднования Пасхи, с русскими народными играми.
- Объединение усилий воспитателей и специалистов детского сада при организации работы по приобщению воспитанников к русской национальной культуре.
- Развитие у детей младшего дошкольного возраста конструктивных, познавательных, творческих и художественных способностей;
- Проявление интереса к качеству своих поделок.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
1. Педагог: подбор и изучение методической литературы; подбор необходимых материалов для творческой работы; организация выставки своих работ; проведение бесед, подвижных и дидактических игр.
2. Дети: рассматривание демонстрационного материала; активное участие в творческих мастерских; игры в подвижные и дидактические.
3. Материалы: готовые расписные пасхальные яйца для выставок, бесед, познания, рассматривания; оборудование для просмотра мультимедийных фильмов, пластилин для лепки; альбомные листы с эскизами пасхальных композиций; картонные трафареты пасхальных яиц для рисования и аппликации; гуашь; спонжи; корзинка для создания композиции.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
ЦЕЛЬ: Разработать проект, создать условия для реализации проектной деятельности.
СРОК ФОРМЫ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
15.04. 23 Самообразование педагога Подбор и изучение методической и художественной литературы по теме:
Русские народные праздники, «Курочка Ряба»,
«Петушок и курочка»,
Стих, потешки и загадки на тему Пасхи.
1. Подбор материалов для выполнения работ
2. Библиотека подобранной методической и художественной литературы.
16.04.23 1. Накопление материала для реализации проекта.
2. Изо деятельность педагога. 1. Консультации с коллегами.
2. Работа с Интернет-ресурсами.
3. Подбор иллюстраций по теме:
«Курочка и цыплята»,
«Цыплята гуляют»,
«Курочка Ряба»,
Сюжетные картинки на тему Пасхи.
4. Подбор дидактических и подвижных игр:
«Назови и покажи»,
«Большой - маленький»,
«Где, чья мама?»,
«Курочка и цыплята»,
«Собери яичко»,
«Спрячь яичко».
Сбор информации
1. Создание творческих работ педагога
2. Картотека д/и.
16.04.23
2 половина дня Досуг 1. Просмотр мультимедийных фильмов:
«Курочка ряба»,
«Веселый цыпленок».
2. Физическое развитие:
П/и «Петух и дети» Закрепление представления об курочке, яйце, цыпленке
17.04.23 Вводная беседа-диалог с детьми «Курочка-яичко» Подвести детей к формулировке задач проекта в игровой форме.
Сформировать проблему («Интересно, откуда берутся яйца?») Проявление интереса к яйцу, желание слушать рассказ воспитателя «Курочка-яичко»
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
ЦЕЛЬ: Создать условия для успешной продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
СРОК ФОРМЫ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
17.04.23
2 половина дня Выставка расписных пасхальных яиц Рассматривание разнообразных расписных пасхальных яиц на выставке. Знакомство с пасхальным яичком
18.04.23 ООД – беседа с элементами театрализации 1. Рассказывание педагогом сказки «Курочка ряба» с театрализованным мини-представлением.
2. Хороводная игра «Солнышко - вёдрышко». Доставить детям радость от показа кукольного театра, вызвать эмоциональный отклик
19.04.23 ООД «Снесла курочка яичко» лепка из пластилина
1. Познавательно- творческая деятельность педагога с детьми
2. Обучение детей элементам скатывания из комка пластилина шарика Вылепленные яйца из разноцветного пластилина
20.04.23 ООД «Украсим яичко» (аппликация из готовых форм).
1. Познавательно- творческая деятельность педагога с детьми.
2. Обучение детей техники наклеивания готовых форм на овальную основу Готовые плоскостные картонные пасхальные яйца.
20.04.23
2-ая половина дня
Знакомство с элементами раскрашивания в технике примакивания поролоновой губкой
Обучение детей элементам раскрашивания овальной формы поролоновой губкой
1. Познавательно-творческая деятельность педагога с детьми
2. П/и «Конь бежит»
3. Чтение стихотворений и потешек о дымковских игрушках. Самостоятельные зарисовки
21.04.23 ООД «Украсим пасхальное яичко» раскрашивание готовых пенопластовых яиц в технике примакивания поролоновой губкой 1. Познавательно-творческая деятельность педагога с детьми 2. Рассматривание фото, иллюстраций с изображениями пасхальных яиц
3. Чтение стихотворений и потешек о пасхальном яйце Раскрашенные пасхальные яйца.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
ЦЕЛЬ: Подведение итогов проделанной работы по реализации проекта.
СРОК ФОРМЫ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
21.04.23
2-ая половина дня
Подготовка к составлению коллективной композиции «Пасхальная корзинка» 1. Оформление основы для коллективной композиции.
2. Подготовка кулича и изготовленных пасхальных яиц. Готовая основа-корзинка, для коллективной композиции «Пасхальная корзинка»
22.04.23 Практическая работа с детьми по оформлению композиции 1. Обсуждение с детьми сюжета композиции
2. Чтение, произведений фольклора на тему «Пасха»
3. П/и «Катание яиц»
4. Итоговое оформление композиции. Законченная коллективная композиция «Пасхальная корзинка»
26.04.23 Выставка детских работ (композиции «Пасхальная корзинка», плоскостные пасхальные яйца из бумаги) оформленная для всего дома ребенка
Участие в конкурсе «Пасхальное чудо» Оформление выставки в уголке творчества группы Готовая выставка для детей, гостей, родителей и сотрудников детского сада
ВЫВОДЫ:
Таким образом, реализованный творческий проект выявил, что дети получили позитивный опыт взаимодействия с педагогом и сверстниками, поняли, что конечный результат представляет ценность и доставляет радость не только для него одного, но и для других. Дети имеют представление о главных атрибутах праздника Пасхи (крашеные яйца, кулич).
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
В ходе реализации проекта у детей отметилась повышенная заинтересованность в совместной с воспитателем деятельности по художественно-эстетическому развитию. Дети с огромным интересом и увлеченностью рисовали, лепили, а затем раскрашивали игрушечные яйца. У детей в ходе работы развивались такие качества, как стремление познать новое.
Считаю, что работа с детьми младшего дошкольного возраста в этом направлении расширяет их кругозор, развивает творческие способности, воспитывает гордость за достояние русского народа.
Заключение
В результате проектной деятельности у детей формируется положительная мотивация к процессу познания. Дети становятся более активными, коммуникабельными и самостоятельными. Проектная деятельность способствует сплочению детского коллектива. В коллективе ребенок учится взаимодействовать со сверстниками; происходит обмен информацией. Проектная деятельность развивает социально-личностные качества ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованной литературы
1. Поддъяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М. 2006.
2. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. / / Развитие личности. 2000 №1.
3. Вазина К. Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 2007.
4. Метод проектов. // Российская педагогическая психология. Т. 1 М., 1993.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2011.
6. Комратова Н. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников. / / Дошкольное воспитание. 2010 №8.