Наталья Сонина
Работа воспитателя во время пандемии
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад воспитателя логопедической группы о работе во время пандемии.
В связи с пандемией Дистанционное обучение ворвалось в нашу жизнь неожиданно. Нам просто необходимо было перестроить нашу работу, для того чтобы образовательный процесс не прервался.
Я работаю в старшей логопедической группе, моим деткам особенно важно чтобы не прерывался образовательный процесс. В своей работе я особое значение уделяю развитию внимания у детей в процессе игровой деятельности, так как является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребенка.
Публикация «Работа воспитателя во время пандемии» размещена в разделах
С вниманием связаны все познавательные процессы, так как внимание является частью всех высших психических функций. Для памяти внимание является фактором, удерживающим информацию, для мышления - формирует правильность понимания и помогает при решении задач. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию и адаптации людей друг к другу. Внимательный ребенок лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем ребенок с недостаточной внимательностью. Поэтому невозможно развивать ребенка в плане психических функций, не затрагивая развития всех свойств внимания.
Развивать внимание ребенка необходимо с самого раннего возраста. Так как ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра, то и развивать внимание легче посредством игровой деятельности.
Наиболее активной формой обучающего воздействия являются сециально организованные дидактически направленные занятия и игры детей. Во время образовательной деятельности у ребёнка вырабатываются важные качества, необходимые для усешного умственного развития.
Дидактическая игра является действенным средством совершенствования такого значимого для будущей учебной деятельности процесса, как внимание. Дидактическая игра является игрой познавательной, направленной на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.
В старшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание, так как в данном возрастном этапе внимание обучающегося сильно зависит от свойств изучаемого объекта. В старшем дошкольном возрасте еще сильна реакция на новое, яркое, шумное, неиспробованное. Обучающийся не способен в достаточной степени управлять своим вниманием. Это явление связано еще и с тем, что в данном возрасте преобладает наглядно-образный характер мыслительных операций.
Для детей логопадов характерна повышенная истощаемость внимания, это выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нарастающая рассеянность приводит к постоянному переключению внимания на различные объекты. Внимание таких детей трудно привлечь и удержать на протяжении того или иного задания. Может проявляться инертность, при которой ребенку трудно переключаться с одной деятельности на другую.
Недостатками произвольного внимания у детей является отсутствие мотивации к познавательной деятельности.
Одним из видов игр дошкольного детства является дидактическая игра. С помощью дидактических игр ребенок закрепляет, обобщает и получает новые знания.
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
В дошкольной педагогике можно выделить три вида дидактических игр: словесные игры, настольно-печатные и игры с предметами.
Для игр с предметами используются реальные предметы и игрушки. С помощью данного вида игр дети знакомятся с разнообразием предметов, их признаками и свойствами: формой, цветом, качеством, величиной. В играх дети решают задачи на, классификацию, сравнение, установление последовательности, что требует от детей повышенного внимания. По мере овладения новыми знаниями об окружающей предметной среде, задания в играх становятся сложнее: дети упражняются в определении предмета по
какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому качеству (форме, назначению, цвету, качеству, и др.). Так, дети младшей группы не видят и не могут найти малозаметные отличительные признаки между предметами, им дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. В средней группе уже используют такие предметы, разница между которыми становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети учатся складывать целое из частей, выкладывать узоры из различных форм, нанизывать предметы (шарики, бусы). Для дидактических игр широко применяют разнообразные игрушки. За счет ярко выраженных свойств игрушек, таких как форма, величина, цвет, материал из которого они изготовлены, их назначения, воспитатель упражняет детей в решении определенных дидактических задач, способствующих развитию внимания
( отбирать игрушки из определенного материала: пластмассы, металла, керамики, или игрушки, используемые в различных творческих играх: для игры в больницу, в строителей, в семью и др. Во время прогулки широко используются игры с природным материалом (цветы, камушки, семена, ракушки, листья). С помощью таких игр закрепляются ранее полученные знания детей об окружающей их природе, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация, развиваются все свойства внимания и воспитывается любовь и бережное отношение к природе.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различаются и развивающие задачи, которые решаются с их помощью. Подбор парных картинок. Одно из простых заданий в такой игре – найти среди множества разных картинок две совершенно одинаковые по внешним признакам. Далее задание можно усложнить: ребенок должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. Такие игры способствуют развитию переключения внимания. Запоминание состава, расположения и количества картинок. Игры проводятся по аналогии игр с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети запоминают содержание картинок, а затем определяют, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра способствует развитию памяти, произвольного внимания и концентрации внимания.
Словесные игры применяются в группах всех возрастов и построены на словах и действиях играющих. Но особое место они занимают в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школьному обучению: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В процессе игры дети мыслят активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. В ходе дидактической игры происходит активизация разнообразных умственных процессов и они принимают произвольный характер. Детям, чтобы понять замысел игры, запомнить игровые действия и правила, необходимо внимательно выслушать воспитателя, его объяснения. Задачи, которые ставит перед детьми игра, требуют сосредоточенности, активной деятельности анализаторов, умения различать, сравнивать, обобщать.
Дидактические игры помогают детям применять уже имеющиеся знания в разнообразных игровых ситуациях, активизируют различные умственные процессы и вызывают эмоциональный отклик у детей, что способствует поддержанию и развитию детского внимания. Чтобы достичь необходимого результата в игре дети очень стараются быть внимательными. Именно благодаря наличию правил и игровых действий, обучение при помощи дидактической игры проходит более интересно, развивается произвольное внимание детей.
Таким образом, сущность дидактической игры в развитии внимания заключается в том, что дети, решая умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, развивают умение внимательно слушать педагога, внимательно рассматривать наглядный материал, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности, вызывают большой интерес у детей, который и сосредотачивает их внимание. Использование дидактических игр в обучении детей, способствует формированию целенаправленности и устойчивости внимания, так как эти игры требуют сосредоточенности. Наличие игровых действий в дидактических играх делают обучение более эмоциональным, занимательным, помогают повысить произвольное внимание детей. Для достижения необходимого результата игры, дети стараются быть очень внимательными.
Для осуществления работы по повышению уровня внимания детей старшего дошкольного возраста мною были подобранны дидактические игры, которые способствуют развитию определенных качеств внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) .
Игры проводились три дня в неделю, в основном в утренний отрезок времени, включались в организованную образовательную деятельность.
В связи с карантином, моей задачей было не прервать образовательный процесс. Пришлось в короткое время осваивать навыки дистанционного обучения. Самое сложное в дистанционном образовании –это донести до родителей необходимость продолжать обучение. Тут возникли трудности; многие родители не находили свободного времени, некоторые просто не понимали что это необходимо и т. п. Но все таки, большая часть родителей согласились со мной. Я подобрала дидактические игры и при помощи мессенджер WhatsApp отправляла задания. Дети с интересом выполняли задания, тем более что в роли воспитателя была мама.
И всё таки общей проблемой дистанционного обучения остаётся взаимосвязь и взаимодействие педагога с родителями, желание родителей уделять время своему ребёнку, помогать ему в преодолении трудностей.
Дистанционное обучение играет большую роль в образовательном процессе, позволяет не прерывать его, но всё же оно не может и не должно целиком заменить очного образования и обучения, так как личное общение и взаимодействие очень сильно влияет и развивает эмоциональную и коммуникативную сторону обучения и воспитания дошкольников.