лариса колесникова
Новые формы коррекции и профилактика негативных проявлений в поведении школьников с ОВЗ в школе-интернате
▼ Скачать + Заказать документы
Новые формы коррекции и профилактика негативных проявлений в поведении школьников с ОВЗ в школе-интернате.
В нашей школе обучаются дети с ОВЗ.
Среди таких детей, очень много детей с нарушением поведения и главная задача школы профилактика нарушений поведения.
Развитие личности происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).
Темочки:
Все аспекты личностной сферы у детей с ОВЗ формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, т. е. от принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Развитие эмоций умственно отсталых детей в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в учебном учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями.
Волевая сфера детей с ОВЗ находится на самых начальных этапах формирования. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере у детей с ОВЗ практически всегда осуществляется двумя путями:
• формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
• преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных проявлений, отклонений в поведении.
В процессе коррекции ЭВС важно научить ребенка с ОВЗ справляться со своими отрицательными эмоциями, так как малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нем неадекватную реакцию, «эмоциональный взрыв». Кроме того, неумение выражать свои эмоции, не причиняя вреда другим, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребенка. Поскольку ребенок с ОВЗ не знает, как справиться со своими эмоциями, а выражать свое несогласие или сердиться ему зачастую запрещено, у него появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над ним власть. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят. Например, ребенок упрямится, оттягивает временя. Он не способен выполнить требуемое и хронически все забывает. Ребенок, которому не позволяют выразить свой гнев, пытается вызвать его в тех, кто предъявляет к нему нередко завышенные требования, либо что-то запрещает.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с его поведением. Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы могут быть следующие:
• нежелание учиться, в частности выполнять домашние задания
• мнимая неспособность усвоить материал занятия;
• отказ под разным предлогом от помощи старшим;
• рассеянность, неумение сосредоточиться;
• неаккуратность, неряшливость;
• беспомощность.
Существуют определенные приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.
1. Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В процессе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Игра может быть охарактеризована как сфера самореализации личности и как реальность коррекционного процесса.
М. Р. Битянова выделяет следующие коррекционные возможности игры :
• в игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, т. к. естественное состояние человека – это состояние деятеля, инициатора собственного развития;
• игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, т. к. человек находится в состоянии «максимальной готовности» к этому;
• игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки;
• игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по-другому относиться к миру и себе;
• игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого. Ресурсы игры поистине огромны. Помимо коррекционной функции, она обладает еще развивающим, воспитательным, диагностическим и лечебно-профилактическим потенциалом.
2. Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека. Для детей это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.
Арт-терапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе с данной категорией детей. Участие ребенка с проблемами в умственном развитии в художественной деятельности со сверстниками развивает его социальный опыт, учит его адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
3. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры. Сказкотерапию можно использовать как для младшего школьного возраста так и для старшего.
4. Музыкотерапия - один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка. По организации и способу воздействия подразделяется на рецептивную, активную и интегративную. -рецептивная – направлена на восприятие музыки, помогает ребенку преодолеть проблемы в эмоциональном развитии. Проводится в индивидуальной форме. - активная - активное исполнительское участие ребенка в музыкальном процессе: пении или игре на простом музыкальном инструменте. - интегративная – построена на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия.
5. Библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
6. Психогимнастика (танцевальная терапия, мимические и пантономические этюды) – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.
7. Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.
8 .Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.
9. Тренинг – приём, направленный на развитие адекватного отношения к людям; на повышение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений; обогащение представлений учащихся о способах решение проблемных ситуаций, связанных с общением; возможность оценивать эти ситуации с различных точек зрения.
10. Упражнения с использованием рисования и беседы.
Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций; помогает снимать напряжение, «выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря»; Рисование и беседа помогают наладить контакт с ребенком. Подобрать методы для работы с данной категорией детей очень сложно, поэтому многие задания приходится упрощать, переделывать, давать инструкции на доступном языке. При рефлексии дети могут, хотя и с трудом определить, что им понравилось и запомнилось, но вычленить то, что они при этом чувствовали – очень проблематично.
У детей с ОВЗ возникают типичные трудности:
• взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми,
• взаимоотношения со сверстниками,
• самопонимание,
• отсутствие жизненных ориентиров ценностей, идеалов,
• внутренне одиночество,
• поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, испытание себя,
• поиск комфортного существования, благополучия,
• отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией,
• неорганизованность, зависимость от других, низкая сила своего «Я»,
• отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях,
• наличие трудных черт характера: обидчивость, агрессивность, гиперактивность,
• отсутствие чувства безопасности.
У них существуют типичные нарушения поведения :
• гиперактивное;
• демонстративное;
• протестное;
• агрессивное;
• инфантильное;
• комфортное;
• симптоматичное.
В возникновении такого поведения у ребенка определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания.
Гиперактивное – импульсивен, невнимателен, постоянно в движении, быстрый, активный, много лишних, навязчивых движений.
Умстенно – отсталый ребенок с гиперактивным поведением очень импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого и не замышляет и сам порой искренне огорчается за совершенный поступок, происшествие, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит долго зла. Часто ссорится со сверстниками и тут же мирится. В коллективе чаще становится отверженным.
Коррекция поведения :
1. Поддерживать ребенка во всех его попытках позитивного поведения;
2. Избегать упреков, угроз. Разговаривать спокойно, мягко;
3. Поощрять за все виды деятельности (за внимание, усидчивость, терпение);
Демонстративное – при помощи движений, действий показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой». Что побуждает ребенка использовать демонстративное поведение. Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых, т. к. в семье с ребенком общаются мало или вообще формально.
Коррекция поведения :
1. Оставить ребенка без «зрителей»;
2. Разрешить демонстративный поступок другим учащимся (видя, что поведение не осуждается учителем, ребенок прекращает действия).
Протестное – негативизм, упрямство, не хочет выполнять, только потому, что его попросили.
Происхождение протестного поведения разнообразно : следствие протеста умственно – отсталого ребенка против насилия над ним, противостояние родителей друг другу без уступок, неразрешенного конфликта между родителями. Разобраться в происхождении протестного поведения – значит подобрать ключ к ребенку.
Агрессивное – импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, враждебны (причинение физического ущерба людям, оскорбления, ругань).
Может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей, дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры, драки, жестокие наказания, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.
Коррекция поведения :
1. Отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие (отвести руку, удержать за плечи);
2. Лишить на время внимания взрослого, любимых игр, занятий;
3. Предоставить ответственное поручение;
4. Давать положительную оценку его действиям.
Инфантильное – сохранение черт, присущих более раннему возрасту. Такое поведение связано с диагнозом (обычно это недоношенные дети.)
Основная ведущая деятельность - игра (катает по парте машинку, расставляет солдатиков и это расценивается учителем как нарушение дисциплины). Очень часто умственно – отсталый ребенок с инфантильным поведением попадает под влияние старших подростков с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.
Комфортное – сверхдисциплинированные, бесприкословно слушаются взрослых и сверстников, слепо следуют за ними, вопреки своим представлениям, здравому смыслу. Как правило, это прилежные, старательные, организованные ученики. Эти дети подчиняются требованиям учителя. Однако известное недоразвитие познавательной деятельности порождает некоторые особенности поведения. Эти дети зачастую не могут найти выхода в непонятной для них ситуации. Все указания педагога понимают буквально, и в случаях, когда ситуация усложняется и приходится в связи с изменившимися условиями менять решение, у них возникают своеобразные трудности
Умственно – отсталые дети с таким поведением чаще узнают о правилах поведения в школе, классе, другом коллективе, а окажись они в другой ситуации, незнакомой, самостоятельно выход из нее найти не могут.
Симптоматичное – демонстрация недомогания, слабости, беспомощности. Культивирует болезнь, требует внимания. Признак неблагополучия в семье, школе. Своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что ситуация невыносима для ребенка. Но это еще и способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду для себя: не захотел идти в школу, что-то натворил, поругался или поскандалил, нагрубил.
Предупреждение нарушений в поведении детей с умственной отсталостью, легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (кл. руководитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые проявления нарушений в поведении. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно.
Предупреждение и исправление поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению правил.
Асоциальное поведение – поведение противоречащее общественным нормам и принципам, выступающие в форме безнравственных или противоправных действий. Сознательно антиобщественное поведение, замена норм, принятых социальным институтом, общественной моралью.
В целях недопущения асоциального поведения проводится профилактическая работа т. е. предотвращение социально - негативных явлений : правонарушений, социальной дезадаптации, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребление ПАВ и т. д.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении учащихся с ограниченными возможностями здоровья требует их социальной иммунизации, т. е. обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально компетентными людьми.
Одной из главных задач воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья является его социальное определение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.
Первое из них – обеспечение включенности детей в реальные отношения к деятельности. Второе – самореализация детей в процессе ее социального взаимодействия, т. е. предоставление ребенку возможности более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних).
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Главное – добиться ценностного – рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующуюся на основе нравственных ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувствие других людей.
На этапе диагностики выявляется проблема, осуществляется цикл необходимой социально – психолого – педагогической диагностики. Проводится анкетирование учащегося, родителей, заполняется карта изучения семейного воспитания и благополучия учащегося (анализ особенностей личности ребёнка, состояния семейных взаимоотношений, уровня социальной адаптации). Вскрываются межличностные и внутриличностные конфликты, внутрисемейные отношения (методика игрографии, опросник для родителей подростка, карта наблюдений).
На этапе реализации индивидуальной коррекционной программы проводятся запланированные психокоррекционные мероприятия, индивидуальные консультации для подростков, в ходе которых побуждается подросток к саморазвитию, к саморегуляции, к социальной инициативе.
Программа включает работу по следующим направлениям:
• Диагностика типов и форм отклоняющего поведения учащихся, провоцирующих их факторов;
• Изучение потребностей учащихся и их родителей в дополнительной педагогической и психологической информации;
• Анализ результатов изучения мнений учащихся, родителей, педагогов и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;
К функциям социально – педагогического сопровождения относятся:
Восстановительная функция: предполагает восстановление положительных качеств, которые преобладали у детей с умственной отсталостью до появления у них акцентуаций характера;
Компенсирующая функция: проявляется в формировании у детей с умственной отсталостью стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, в которой он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации;
Стимулирующая функция: выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у детей с умственной отсталостью
Корректирующая функция : заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у ребенка;
Социализирующая функция: направлена на предоставление возможности ребенку для социального развития и социального познания – формирования различных навыков и умений.
Кроме вербальных и невербальных форм : арттерапии, изотерапии, музыкатерапии и библиотерапии применяются другие методы и формы работы
Убеждение – разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего;
Самоубеждение – поиск решения социальной проблемы и формирование комплекса знаний через логические выводы, сделанные самим ребенком;
Стимулирование и мотивация: поощрения (одобрения, похвала, благодарность, предоставление прав, награждение) и наказание (налоржение дополнительных обязанностей, лишение, ограничение прав, порицание, осуждение);
Внушение – воздействия на чувства, а через них на ум и волю;
Самовнушение;
Психотренинг;
Требования (приказ, совет, просьба, намек);
Упражнение;
Приучение;
Коррекция и самокоррекция;
Пример – явление, воспринимаемое зрением, наиболее быстрый путь коррекции поведения;
Тренинги, анализ жизненных ситуаций;
Методы воспитывающих ситуаций:
- проблема нравственного выбора, выбора социальной роли, проблема способа организации деятельности
- соревнование для формирования качества конкурентно способной личности, активности, стремления к лидерству.