Наталья Каптан
Здоровьесберегающие технологии в приобщении воспитанников к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в приобщении воспитанников к здоровому образу жизни» размещена в разделах
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В нашей группе работа с детьми проводится по следующим направлениям:
1. Развивающие занятия на темы: «Полезная и вредная пища», «Почему ты растешь?», «Зачем нужна еда?», «Что охраняет наш глаз?», «Зачем нам нужен нос?».
2. Дидактические игры: «Вода - наша помощница», «Вода это хорошо или плохо?» «Как надо заботиться о своем здоровье?».
3. Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков.
4. Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным коврикам; соблюдение режима проветривания; применение луково–чесночной терапии.
В нашей группе большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. Использование здоровьесберегающих технологий — это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Такие технологии применяются во всех видах деятельности. Направлены они на сохранение здоровья и формирование основных знаний ЗОЖ у детей. В своей практике мы применяем следующие формы технологии сохранения и стимулирования здоровья :
• динамические паузы;
• пальчиковая гимнастика;
• гимнастика для глаз;
• дыхательная гимнастика;
• бодрящая гимнастика;
• подвижные игры;
• релаксация.
Короткие динамические паузы в течение 2-5 минут необходимы для малышей. Они разнообразят занятия и снимут напряжение. Короткая двигательная активность позволяет включиться в занятия с новой силой.
Пальчиковая гимнастика у малышей во время этих коротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение.
Во время занятий, требующих большого зрительного сосредоточения, необходимо устраивать гимнастику для глаз. Специальная гимнастика в течение 3-5 минут позволит снять напряжение с глазных мышц.
Дыхательная гимнастика хорошо влияет на здоровье детей дошкольного возраста. Она активизирует кислородный обмен в тканях, нормализует дыхательную систему в целом. Особенно этот вид паузы полезен при физических нагрузках.
После обеденного сна полезно провести бодрящую гимнастику. Длится она всего 5-10 минут и состоит из определенного комплекса упражнений. Это своего рода утренняя зарядка, только не такая интенсивная. Начинать комплекс бодрящих упражнений можно прямо в кроватках. Эти упражнения направлены на коррекцию осанки и плоскостопия. В своей группе мы используем дорожку и ребристую доску. Дети ходят после сна. Такая дорожка полезна для здоровья дошкольников, она отлично массирует ступни и укрепляет мышцы.
Подвижные игры — неотъемлемая часть занятий. Они не только способствуют укреплению здоровья детей, но и развивают двигательную активность, улучшают психологическое и физиологическое состояние организма. Конечно, после подвижных игр необходим отдых.
Во время релаксации ребенок может сделать самомассаж. Подобная процедура улучшит кровообращение и станет отличной профилактикой многих заболеваний. А добрые сказки и приятная музыка, дополняющие занятия, улучшат психологическое здоровье малыша.
Работа с родителями в нашей группе осуществляется с помощью:
1. индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни : гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома, спать днем, необходимость здоровой пищи, необходимость соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни;
2. вывешивание информации в родительском уголке;
3. родительское собрание : «Здоровье ребенка в наших руках»;
4. участия в проекте: «Здоровый образ жизни в семье».