Людмила Галеницкая
Доклад «Воспитание любви к народной культуре посредством сказок, пословиц, поговорок»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему :
«Воспитание любви к народ-ной культуре через сказки, пословицы, поговорки».
1 младшая группа Воспитатель Галеницкая Л. В.
Произведение устного народного творчества имеют ог- ромное познава-тельное и воспитательное значение, спо- собствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Для малышей знакомство с народным твор- чеством начинается с потешек, колыбельных песен. Зна- комство с потешками начинаются с рассматривания кар- тинок, иллюстраций, игрушек.
Публикация «Доклад „Воспитание любви к народной культуре посредством сказок, пословиц, поговорок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Пословицы и поговорки для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных
форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек,
их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, припля- сывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организовывает его поведение. Малые формы фольклора являются пер- выми художественными произведениями, которые слы- шит ребёнок, и мы, воспитатели, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, поте- шек, припевок и тактично, с чувством меры, с учётом дос- тупности восприятия включать их в повседневный разго- вор с детьми. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада.
Во время «тяжёлого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку, сопровождая её движение чтением потешки, например:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Саше спать не даёшь.
или:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись,
Наша Танечка пойдёт
Через киску упадёт.
или:
Вот собачка Жучка,
Хвостик – закорючка,
Зубки острые,
Шёрстка пёстрая…
Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока ещё незнакомому человеку – воспитателю.
С помощью народных песенок, потешек можно воспи- тывать у детей по-ложительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, оде- ванию, укладыванию спать.
При умывании: Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Детям улыбаемся.
При причё сывании: Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосинки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочку, маму слушайся.
Во время приё ма пищи:
Умница, Катенька, ешь кашку сладенькую,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
При одевании на прогулку:
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик пойдёт,
Наденем голошки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки,
Вот так хорошо!
При укладывании спать:
Котик, брысь, котик, брысь, на кроватку не ложись,
Сходи к речке погулять, не мешай Андрюше спать.
Ты, Андрюшенька, усни, дремота тебя возьми.
Крепче глазки закрывай, спи, Андрюша, засыпай.
Чтение народных песенок, потпшек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздейст- вует на чувства ребёнка, способствует заполнению текста.
Одну и ту же потешку можно обыграть чтение действием игрушки, куклы би-би-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей. Знакомство с народными потешками расширит кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задачи вос- питателя – помочь им в этом.
Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно их него реагировали, соответственно коллизеям развёртывающего сюжета.
Во-вторых, расширяя понимающую речь ребёнка, необхо- димо во взаимодействии со взрослыми.
В-третьих, педагог должен вызвать у ребёнка чувство со- переживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное воздействие.
В-четвёртых, необходимо активное, соучастие ребёнка. Воспитатель дол-жен помнить : детское восприятие в этом возрасте ситуативное, поэтому так важно донести до малы- шей суть фольклорного произведения, развёрты-вающихся событий. Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклорным – принцип познавательной вырази- тельности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Труд- но представить мир ребёнка без сказок. «Детство» и «сказ- ка» – понятие неотделимые. Однажды, придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как
память…
Жанров народно- поэтического творчества, преимущест- вено как прозаическое художественное произведение с установкой на вымысел. Малыш учится чисто человечес- кому видению мира через сказку. Сказка открывается малышу через познание человека. Этим и замечательные первые сказки для маленьких, что в основе их лежат быто- вые сюжеты.
По сравнению с потешками, песенками, прибаутками сказка более объём-ное произведение. Для восприятия и понимания их требуется более широкая ориентация в ок- ружающем, т. к. в них действуют 3-5 персонажей, происхо-дит их действий.
Историзм и народность – приоритет фольклорной жанра. В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, песня или сказка – вы-свечивается эпоха, быт, ка- лорит национальной культуры. Малые фольклорные фор- мы, подчиняясь общи закономерностям произведений на- родного эпоса, несут в себе этнические характеристики.
Очень приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры в дочки-матери, как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.
У нас в группе 20 детей от 1,5 лет до 3 лет. И мы стараем- ся с каждым ребёнком повторять потешки и приговорки, стихи и песенки, чтобы вызвать уних радость, весёлое наст- роение.
Мы прививаем детям любовь к художественной литера- ре, к народной культуре.